Строя рай на земле

Протоиерей Анатолий Симора
Многие современники воспринимают земной мир, как среду для наслаждений, удовольствий, а то и ликований. Повторяя рассуждения неразумного богача из евангельской притчи – «один раз живем», они также сами себе восклицают: «Ешь, пей, веселись» (Лк. 12, 19). Так, ставя во главу угла лишь удовлетворение телесных страстей, покупают особняки в заморских странах, устраивают не снившиеся царям пиры, все делают, чтобы жизнь была роскошной и безоблачной.
То есть человек изо всех сил пытается построить рай на земле, не понимая насколько абсурдны его стремления. Ведь даже из практики видим, что у людей, которые скопили огромное богатство и, казалось бы уже должны сиять от счастья, быстро иссякает веселье.  Ибо они начинают жаждать более крупных богатств. Затем – власти, а там… Одним словом, уподобляются ненасытной старухе из известной сказки Пушкина… И беда таких «строителей» земного рая в том, что они пропускают мимо своих глаз и ушей слова Бога, звучащие со страниц Священного Писания: «Безумный! В эту ночь душу твою возьмут у тебя; кому же достанется то, что ты заготовил?»  Господь напоминает о том, что и так очевидно. Тело человека тленно, подвержено смерти. Стоит ли за него так держаться?
Здесь очень уместно вспомнить последние минуты жизни юных мучеников, погибших за веру в Господа. Нередко безбожники обещали им за отречение от Христа чуть ли не мешки золота. За такое богатство эти люди, у которых жизнь только начиналась, могли себе построить целые дворцы, удовлетворить любые телесные запросы. Но они отказались от земных благ, они отказались от самой жизни в этом мире. «Почему?!» – могут завопить сегодня те, которые под влиянием дикого российского капитализма жаждут единственного – больше денег. А все потому, что эти праведники верили в Царствие Небесное, в те Обители Божии, в которых, по словам св. Андрея, соприкоснувшегося с Вышними Обителями, такая неописуемая красота и блаженство, что всем земным цветам не заменить одного райского цветка. Там утешаются праведники, как, например, Лазарь из притчи (Лк. 16, 19-31), там святые пребывают во славе (Откр. 4, 4)… Поэтому пострадавшие за Христа праведники, в том числе и новомученики ХХ века, вместо мимолетных земных радости и счастья избрали радость и счастье вечное в Царствии Господнем. Не могу не вспомнить здесь затворников монастырских, которые, совершенно забыв о телесном существовании, денно и нощно пребывают в молитве о спасении, о Горнем Мире.
Сегодня никто ни перед кем не ставит вопрос: или Царство Божие или плаха, да и никто не говорит, что непременное условие спасения – монастырь. Но каждый человек, как создание Божие, предназначенное для вечной жизни, стоит перед выбором: строить ложный рай на земле или направлять духовные силы на достижение рая небесного. Конечно же речь не идет о том, чтобы оставить государственную, общественную деятельность, оставить семью, не зарабатывать деньги… Однако земное радужное бытие не должно быть самоцелью человека. Ведь главная цель каждого, как высшего творения Божия – это достижение Царствия Небесного. Последуем же навстречу свету Царствия Божия … в храм Господний, где находится алтарь – воистину рай на земле. Ведь алтарный престол, где совершается величайшее таинство Евхаристии (Причащение, «Тайная Вечера») неразрывно связан с престолом Небесным. Будем по завещанию Господа искренне участвовать в спасительных таинствах Церкви. Ибо Царствие Божие – это в первую очередь благодатное состояние души. Как говорит Господь: «Царствие Божие внутри вас есть» (Лк. 17, 21). А еще Священное Писание, призывая всех в Небесные Обители вечной радости, гласит: «Отложив всякую нечистоту и остаток злобы, в кротости примите насаждаемое слово, могущее спасти ваши души» (Иак. 1, 21). «Ибо царствие Божие – не пища и питие, но праведность и мир и радость во Святом Духе» (Рим. 14, 17). Радость же эта – вечная и бесконечная. И ее может удостоиться каждый, кто искренне хочет войти в райские жилища, живя полноценной церковной жизнью.