Личина

Леон Строчник
                Личина

     Истина где-то рядом. Каждый из нас в этом категорически убежден. Сократ говорил: - правда, это удачно прикрытая ложь, Костя Барашкин: - система гениального двуличия. Он с пеной у рта бил себя пяткой в грудь, объясняя мне хитроумную человеческую «глупость», в которой словами «всё, через жопу!» - прикрывает строгую рациональность. Я, честно признаюсь, был другого мнения. Мне всегда казалось, что глупых людей не существует. Есть люди, не до воспитанные.
     Однажды Константин нарвался на полиглота, человека владеющего множеством языков. В довесок, незнакомец обладал превосходной риторикой. Слово за слово, а дошло до откровенных оскорблений. Той последней инстанции, когда все доводы исчерпаны.
     Я их разнимал. Взывал к спокойствию. Указывал на: «Вы же — мужчины! Держите себя в руках!» Но они ушли в дебри мозгового блуда.
     Мы вышли к ларьку попить пива и, как обычно, вяло философствовали. Внезапно из-за угла возник мистер Икс. Взял два литра и пристроился за наш стоячий столик. Без обычного «разрешите к вам» или «я вам не помешаю?» Хотя, рядом находились свободные.
     Явление, в принципе, нормальное, но тогда эта беспардонность Костю покоробила:
     - Приличные люди спрашивают дозволения.
     Незнакомец оглянулся вокруг, как бы говоря: «А где вы тут видели приличных?» Повернулся к нам:
     - Смотря как посмотреть. - отхлебнул. - Любое прошение вызывает негатив. Особенно у тех, у кого всё есть.
     - Вот как? Интересно, интересно...У вас, стало быть — есть всё?
     - Почти. Я преподаю философию в университете.
     У Барашкина хищно блеснули глаза.
     -...и по моим наблюдениям, скажу следующее. Большинство людей мастерски рисуются. В зависимости от ситуации напяливают на себя различные маски правды и лжи. У каждого, при этом, существует вполне обоснованное оправдание. Ему в данный момент так выгодно.
     - Вы имеете ввиду — лицемерие?
     - Именно! Если человеку нечего скрывать и он не терзает себя угрызением совести за какой-либо проступок, то он открыт лицом.
     - Вы видели такого?! Вам крупно повезло.
     - Допустим, я такой. Не верите?
     Мы рассмеялись:
     - Конечно же, нет!
     И я добавил:
     - У каждого из нас есть взлеты, падения, сожаления, разочарования и уж тем более, самобичевание за прошлую ошибку. Это естественный этап развития опыта.
     - Тогда позвольте с вами не согласиться. От каких догматических взглядов отталкивается ваше убеждение? От тех, которое навязало общество?
     - Наш социум, - напал на него Костя, - установил эти правила. Не нравится? Уходите жить в лес!
     - Да! Но, можно их подкорректировать. Изменить в лучшую сторону. Нельзя категорично утверждать, что белое не может стать черным. Это зависит от времени дня. В сумерках, например, белое платье может выглядеть серым. Так и в данной ситуации. Смотреть на вопрос надо с разных ракурсов, а, не — однозначно, как тебя приучили.
     - Из этого вы сделали вывод, что вы идеальный?
     - Совершенный.
     Мы удивленно переглянулись. Константин мне мигнул, мол это ненормальный. Но, мистер Икс тут же поправился:
     - Вы, может не так понимаете это определение. Тот, кто рассматривает мир со всех точек зрения, относительно различных конфессий-вероисповеданий, относительно философских утверждений, на пути к Совершенству. Он не к чему не привязан. Свободен.
                ...
     Далее, они разругались.(Косте ещё много чего есть сказать) Но, слава Богу, не подрались. История имела необычное продолжение. Где то через три недели я сходил на выставку-продажу уникальных современных книг со всего мира. Размещалась она в Манеже на Исаакиевской площади. Книги дорогие. До тысячи долларов. И наши, и иностранные. Глупые, умные, сюрреальные, абсурдные. Всякие. Блуждая между рядами, погрузившись в этот чудный мир книгопечатания и дикого изложения истины, я наткнулся на полицию. Двое полисменов держали под руки мистера Икса, а третий обращался к продавщице англичанке и никак не мог с ней поговорить. Языковой барьер.
     В другое время я прошел бы мимо, но узнав нашего Совершенного собеседника, подошел, предложил услуги переводчика.
     - У нас второй день пропадают книги с прилавка, - сообщила мне женщина с туманного Альбиона.
     Я, перевел.
     - Спросите, - попросил лейтенант, - Они будут писать заявление, если книги найдутся?
     - Нет. Просто, вернуть их обратно.
     Полицейские сняли с плеча мистера Икс сумку. Раскрыли её. Вынули с дюжину книг. Англичанка ахнула. Выбрала свои. Поблагодарила. Слегка осуждающе посмотрела на вора и отвернулась. Таким макаром выяснилось, что были «обнесены» французы, испанцы, американцы и несколько наших издательств. К слову сказать, эти самые «наши» и написали заявления. Даже, с каким то злорадством.
     Меня пригласили как свидетеля в линейный отдел, где выяснилось, что пойманный действительно оказался профессором философии преподающим в университете. На обвинения выдвинутые против него, ответил: - У меня нет таких денег! А, эти книги помогли бы моим студентам.
     Он меня узнал. Я, это понял по глазам. Побледнел. А, полицейские отнесли цвет лица на стыд. Если бы они узнали в чем собственно дело, то, были бы разочарованы ещё больше. Поиски правды и воровство, вещи несовместимые.
     Профессора посадили в тюрьму на три года. Хороший срок для просветления.
                ...
     Надо же! А, так складно и красиво говорил?!