Спасибо паутине

Вячеслав Абрамов
Безнадёжность, однообразие, рутина. Тоска. Никто не поможет, а если и поможет, то за это предъявит счёт. Се ля ви, за всё надо платить.

Это раньше не останавливало, даже при отсутствии платежеспособности. А теперь появился жизненный опыт, который тормозит тебя, особенно перед поворотами. Бывает, что и останавливает.

Это не только моё ощущение. В разных вариантах читаешь о таком у всех, кто не пускает для маскировки облачка оптимизма.

Ты – в «вилке». Другим нужно только то, что с тебя можно взять. А сам ты вроде бы никому не нужен. Никому нет дела до твоих сомнений и страхов, переживаний и томлений, стремлений и усталости от суеты, которая сует.

Появляется желание: освободиться от паутины всех зависимостей. Но... Кто знает, потом же может оказаться, что это и не паутина вовсе, а именно те связи, что держат тебя в равновесии, и не позволяют тебе упасть-пропасть...

Вот когда начинаешь в этой паутине дёргаться, то видишь: вокруг не только паутина, на которой висишь, - она продолжение другой паутины. Насколько сможешь увидеть. Но тебе кажется, что всё это - над пустотой. Порвёшь – и упадёшь в никуда!

Очень даже возможно, что это - только страх, это инстинктивное стремление держаться хоть за что-то цепляется за всё старое, которое хоть как-то держало.

Спустя день-два с этим обменом мыслями удивительным образом связалось и ещё одно обсуждение. Получил вдумчивый отклик на свою миниатюру «Я это понял в море на рассвете»:
 
--  Конечно,  где-нибудь на берегу моря, на рассвете - хорошо. Многое становится простым и понятным. Но вся простота и понятность тут же исчезает, как только вокруг появляются другие люди. Не принимать в расчёт того, что они другие, по меньшей мере, неправильно.
Оттого и приходится постоянно быть начеку, а если человек насторожен, ни о какой радости и благодати речи быть не может. Вовсе не зря люди, обретшие Царствие Божие в душе своей уходят от людей прочь, куда глаза глядят. В дремучие леса, безжизненные пустыни. Там им оказывается куда безопаснее находиться и радостнее, чем рядом с человеками.

Да, проблема. Это действительно так. С людьми - тяжело, иногда и с некоторыми - невыносимо. Потому что в людях и через людей происходит пугающее уже, неконтролируемое изощрение эгоизма. И основная масса этого не видит. А кто видит, понимает: происходит доведение эгоизма до абсурда.

Но вопрос об уходе в пустыню не так прост и однозначен. Он плавает на поверхности, но легко погружается на большую глубину.

Те, кто уходит за спокойствием и радостью без мешающих этому людей, скоро возвращаются, потому что там совсем не так хорошо, как думалось. Быстро понимают: это мираж, самообман. Осознание зла приходит среди людей, и избавление от зла может произойти только среди людей. Ведь от всеобщего зла не избавиться, пока большинство не избавится. То есть все мы взаимозависимы. Мы можем что-то осознать только через взаимоотношения, это - наша школа, тренинг, экзамен на зрелость.

Царствие Божие в душе обрёл первым Иисус Христос, так Он после пустыни, выдержав искушения, вернулся к людям. И апостолы его святились через мученическую смерть от людей. Все прочие «эксперименты» религиозных фанатиков можно обсуждать, но излишне такое относить к Духу и Царствию Божию, чаще всего это - так называемая «прелесть».

--  Да, точно, возвращаются, но только после трёхлетнего молчания, десятилетнего затвора и тысячи дней и тысячи ночей, проведенных в столпничестве на каменном валуне. Похоже, что лишь после свершения подобных подвигов человек способен обрести несокрушимость и устойчивость собственного мировоззрения. И тогда - что люди, сам чёрт такому уже не страшен!

Чего тут спорить, такое вроде бы было. И возможно есть! Хотя в нашей современности чего-то о таком не слышно. Но вот когда погружаешься на глубину выбора «с людьми или без», то на глубине оказывается «второе дно». В слое ила между несколькими донышками и сидит так называемый бес.

Почитав оставленные записи некоторых пустынников, понимаешь, что не только среди людей и через людей можно прийти к осознанию зла.

Когда человек остаётся наедине с самим собой, то из этого самого себя, изнутри, вылезает такое, что все ужасы снаружи покажутся детскими страшилками, а плохие люди, когда-то выступившие на тебя – чуть ли не святыми. Ощущение такое, что вся эта мерзость – она твоя, и вылазит изнутри. Человек так воспринимает. Но это может быть и снаружи, и пронизывать всё насквозь!

Описание искушения Христа в пустыне не содержит психологических подробностей. Входя в святость, Иисус выдержал искушение, дерзновением своим отрубил все «нити силы» зла. Он их видел! А мы неспособны видеть «нити силы», мы видим только результаты действия сил. Да и то – не все и не всегда. Только когда запутываемся.

И потом, - почему непонятные, возможно злые и причиняющие мне боль люди вокруг – это плохо? Ну да, ничего хорошего. Но без плохого разве мы поймём, что есть хорошее?

Мы – в паутине. Правильнее сказать – в сетке. Сетка держит, не даёт провалиться в пустоту. Она не даст, чтобы через тебя прорывалось зло, если конечно её не порвать. В сетке видно что есть зло, а что – его, так сказать, альтернатива. Ты выбираешь. Правильный выбор – твоё возвышение.

Но не было бы проблем, если бы всё было так просто. Потому что у нас ещё нет восприятия и ощущения единой сети. Нечем воспринимать, нечем чувствовать «натяжения» сил. Не работает душа. А то, что мы душою называем – это только точка, на которую давит творящая сила, называемая Бог.

А душа – это то, что может дышать Богом.