Новые инструменты для философского искусства и нау

Николай Бойков
С появлением первых компьютеров создатели  сразу же стали наращивать их мощность по двум направлениям: увеличивать производительность самой машины, усовершенствуя ее части и улучшать программное обеспечение, подстраиваясь его под определенные задачи.

Производительность машины можно было увеличивать локально на одном компьютере или сделать мощнее систему, объединив несколько одинаковых машин в одну сеть. Уже позднее под объединенные сети компьютеров стали создавать специальные программы, которые сейчас известны под названием «социальных сетей». Но современные социальные сети, объединенные в одну систему с помощью интернет программ и разных компьютеров, предназначены совсем другим целям, чем подобные же военные или научные сети.

Виртуальный мир, как и реальный мир в древности , да и сейчас делится на три сферы: 1) для обычных людей, для социума, для удовлетворения их стремления к обычному общению и созданию индивидуальных и групповых связей; 2) для военных, которые выполняют специальные задачи по управлению техникой и группами людей; 3) для ученых, что решают свои задачи по исследованию космоса, природных и социальных явлений бытия.

Если компьютерные сети, созданные на основе интернет связей и объединенных беспорядочно компьютеров индивидуальных пользователей, решают простые задачи по знакомству и продолжению рода, по поиску еды, работы и всяческих вещей, что удовлетворяют инстинкты выживания и стремления к потребительству всяческих человеческих благ, то военные и научные сети настроены на решение совсем иных задач. Они обеспечивают потребности общества в защите и познании мира. Поэтому военные и научные сети требуют улучшения составляющих их машин. А для работы социальных сетей остаются разработки, которые просты в военной и научной сферах. Никто не будет специально разрабатывать сложные программы, служащие лишь для удовлетворения простых человеческих инстинктов. Как бы не возвышали стремление к размножению, называя его любовью, сильной страстью или движущей силой прогресса, однако машины и программы ничего не могут решить в этой области. И в любовной обслуживающей сфере бытия программисты будут работать только за деньги, также как в коммерческой сфере и сфере торговли. В сфере виртуальной торговли не существует необходимости в улучшении сетей. Рынок использует то, что им дает наука. Для функционирования  государства и общества используются глобальные сети, которые в конечном итоге приводят к стиранию социальных границ. Гуманитарные науки могут только подготовить общественное сознание к появлению новой глобальной системы.

У философии появился новый инструмент для распространения индивидуальных мыслей и глобальных идей. Тогда как в начале, когда только появилась философия, информация и идеи о мире передавались из уста в уста, затем философы могли писать и читать трактаты о мире на свитках, написанных от руки. В новое время появились станки и печатающие машины. Философы стали меньше общаться друг с другом, они вынуждены были представлять миру свои теории, чтобы их читали и обсуждали через посредников. Часто неподготовленные умы вынуждены были отправлять в архивы непонятные для них писания. Да и были же священные тексты, которые хорошо толковались специально обученными людьми-религиозными посредниками . Философские же тексты истолковывались для себя, для своей разумной души. Над всем же витал дух веры и религиозных догм. Эти догмы упрощали взгляд на мир и не требовали познание его явлений. Зачем было познавать начала мира и происхождение жизни, если в Библии или Коране было всё уже написано. Раз и навсегда. Можно было только истолковать написанное в священных писаниях иудеев, христиан, мусульман, буддистов, индуистов и т.п. Такой же подход по истолкованию текстов был перенесен на философию. Таким же образом развивались юридическая и управленческие области. В истолкованиях, комментировании и критике готовых уже текстов можно было несколько отойти от общепринятой догмы. Таким вот образом появилась так называемая немецкая классическая философия . Эта философия была ещё христианской схоластической, но уже с опорой на античные истолкования мира и критику римских юридических текстов. Вот так постепенно джин атеизма выпускался из религиозной бутылки. Потом были Шопенгауэр, Ницше и Хайдеггер, которые также оставались филологами и герменевтами при работе с древними и новыми текстами. Но они же стали протестантами в философской сфере. Глядя на них, философы всех стран поняли, что религиозные писания созданы для народа, чтобы дать ему надежду на загробную жизнь, если они будут всё правильно исполнять и хорошо жить в настоящей жизни.

С появлением новых средств массовой информации философия пошла по двум путям: согласие с религиозными учениями и постепенные отход от догм - это был консервативный путь, который проходили мыслители раньше; другой путь полностью отрицал религиозные положения и опирался на научные данные, тем более, что СМИ использовали технику, которая была создана без помощи религиозных догм и даже вопреки  религиозным положениям. Это был небольшой период перелома. Религиозные деятели боролись за свою паству, а ученые и философы за свои положения, объясняя религиозные заблуждения в средствах массовой информации.

Около полувека назад появились компьютеры, а около десяти лет создаются общие для всех социальные сети в интернете. Уже не надо проходить сложный бюрократический и цензурный путь от создания текста, к его одобрению в определенных кругах , печати в типографии, потом коммерческому распространению в торговых сетях, чтобы сложная или простая философская мысль дошла от мыслителя к читателю. Посредниками между мыслителем и читателем стали сети. Компьютерные сети – это обезличенные посредники и они никак не влияют и не искажают мысль. Это большое достижение современной глобальной цивилизации .   

Сейчас не нужно заискивать перед духовными наставниками и государственными чиновниками. Написанное о мире можно представить так, как оно представляется само по себе человеческому разуму. Без всяких искажений с чьей - либо стороны. По сути, философу не нужны сложные вычислительные программы и машины, не нужны передовые достижения при соединении машин в единую систему и создания для этого особых программ. Философам кибернетической эпохи хватает компьютера с программой, выполняющей функцию печатной машинки, воспользовавшись которой он может представить с помощью интернета и социальных сетей свою теорию или систему взглядов. Не нужно оглядываться на религиозных и государственных деятелей, которые держат народ в узде, ведь для мысли не может быть ограничений. Честная мысль о мире может быть доступна всем и ее могут обсуждать все, кому угодна и понятна эта мысль.

Для философов не нужна какая-то новая сеть, подобная военным или научным сетям. Философ может обходиться тем, что ему дает цивилизация в данное время. С помощью общественной сети, где люди торгуют, общаются или развлекаются , философ подобно древним мыслителям может выйти  и перед всеми представить свои мысли о мире. Так когда-то Сократ выходил на торговую площадь и выступал перед простыми людьми. Он не мог ничего доказать на суде, ибо был ограничен понятиями, процедурой судебного разбирательства и кругом обвиняющих его людей. Он мог убеждать в своем поиске истины каждого по отдельности или группу людей, настроенных на восприятие истины, но не смог или не захотел убеждать своих судей. Так об этом нам передает Платон. Сам Платон пошел по иному пути. Он создал Академию, чтобы в узком кругу убеждать в правоте своего учения об идеях и идеальном мире. В противовес ему его ученик Аристотель создал свою философскую школу-лицей, чтобы в нем проповедовать свою логическую систему взглядов на мир. Пифагор пошел  совсем по иному пути в любви к мудрости. Он наблюдал как бы со стороны за общественными и естественными явлениями, созерцал мир внутренних явлений , обозначая их не идеей, а числом. Все древние и новые наработки по работе с учениками можно развивать сейчас в социальных сетях.

    На русском языке пока неизвестны реальные философские группы, которые могли бы свободно обсуждать философские идеи, задачи и проблемы. Есть разные группы в Фейсбуке и Живом Журнале, что ограниченно обсуждают то, что им дают обсуждать создатели групп. Есть попытки соединить реальные обсуждения и философские штурмы с группами в интернете. Они выкладывают видео своих действительных заседаний в те же уже существующие социальные сети, чтобы определять время встреч и рекламировать свои взгляды. Есть слабая попытка обсуждения ограниченных вопросов по философии через Скайп, что уже приближает замену реальных собраний на виртуальные встречи.

Интернет и социальные сети пока являются вспомогательными средствами для общения людей, стремящихся к философской мудрости.  Пока стремящиеся к философии идут проторенными путями: пользуются созданными и поддерживаемыми государством институтами и университетами. Существующие в России философские группы полностью зависят от своего руководства, получающее финансовые средства и инструкции из министерств и различных ведомств. Нет советского идеологического давления, но есть рекомендации по выбору тем философских исследований. Таким образом, философия вымывается из университетов и институтов с помощью финансового и бюрократического давления. Остаются культурологические, религиозные, политологические, социально-психологические проекты, на которые выделяются гранты и средства из государственного бюджета. Работники вузов вынуждены подстраивать себя под денежный заказ. Философы нанимаются на работу и обслуживают государственную машину. Свободного времени у таких философов почти не остается на свободные размышления и тем более на обсуждение чисто философских проблем. Для философии нужна не просто свобода, а ещё свободный философский настрой.

Все способы поддержания философии в живом виде должно быть, но нужны и новые средства, которые представляет современный мир. В свое время радио и телевидение также мало было задействовано в философском просвещении. Да к тому же, тогдашние СМИ мало были приспособлены к равноправному общению философов разных направлений. И не было ещё такого разнообразия философских взглядов. Мыслители ещё только учились свободно смотреть на мир, а не через призму общественной идеологии и политико-экономической ситуации.

Чтобы отойти от такого отношения к философии, нужно было выйти из старой системы построения философских школ. Такие попытки были. Создавали учебные заведения с чисто коммерческими намерениями, потом либо прекратившими свое существование, либо вставшими под опеку государства или церкви, или того и другого механизма подавления вместе.

Сейчас появился новый инструмент для поддержки философского поиска - это социальные сети, но они не до конца удовлетворяют всему, что нужно для свободного объединения философов. Не все философы имеют нормальный интернет трафик, компьютеры и другие инструменты, необходимые для объединения. К тому же, все должны уметь свободно общаться при помощи новых средств и уметь пользоваться новыми возможностями. Самым главным условием должно быть то, что все должны быть свободны политически и экономически, а также не зависеть от религиозных и научных предрассудков и догм.

Всё - таки нужно пользоваться имеющимися возможностями и ожидать их расширения в будущем. Не было ещё в истории философии таких инструментов как интернет сети, требующими особого к ним приспособления. Наступит время, когда все социальные сети и русскоязычные форумы будут объединены и возможно будет выделены специальные сервера только для философии. Само собой это не произойдет. К этому надо стремиться и это время надо приближать, делая практические шаги.

Каким видится сегодняшнее объединение философских групп в единую школу?
Для первоначала надо начать работать в этом направлении. С чего стоит начать?
Можно начать с новой публикации и разъяснении своих взглядов и новейшей теории.
Подобные попытки тоже уже были в сети. Но они основывались на противостоянии старым взглядам и определившимся уже группам. Другим отношением будет полная свобода выражения, как это уже было в античном мире. Как было в философии вначале, так должно быть сейчас и всегда. Это соответствует философскому положению об исследовании первоначал мира и познании бытия всего сущего, но только в новых условиях и с помощью новых инструментов.