Углич. Город на стыке эпох

Татьяна Сергеевна Дмитриева
На авторском фото - храм Дмитрия на крови;   царские палаты в кремле;   вид на Угличский Кремль с дамбы;    плотина Угличской ГРЭС. Углич, Ярославская область.




В нашем путешествии по малым городам Золотого Кольца России отводилось место и Угличу. Дорога сама привела нас в самый центр города, на набережную Волги, пристань, к парку Победы.

Где-то рядом колокол пробил девять ударов, вечерело. Хотелось побыстрее выпрыгнуть из машины, надышаться свежим воздухом, после долгого пути размять ноги, прогуляться по набережной.

На стоящих возле речного порта круизных теплоходах зажглись огни, из открытых окон ресторанов доносилась негромкая музыка в стиле ретро. Всё оказалось под стать, под настроение.

Вот она, Волга! Широка и глубока, как и представлялась. Не то, чтобы это была первая встреча с великой рекой, и раньше приходилось бывать у её истоков, в срединном и нижнем течении. Но здесь она другая, Верхневолжская.

На вдающемся мысом в воды реки полуострове за кронами больших деревьев виднелись купола нежно-голубого цвета, контрастирующие на фоне храма красного кирпича. Только потом, уже дома, увидели, что на фото они зеленоватые. Возможно, такими их "увидел" фотоаппарат днём.

В затоне перед полуостровом на приколе стояло несколько лодок, тихой волной их покачивало. Захотелось омыть в водах Волги руки.

Чуть левее, вдоль береговой черты - большая аллея парка с многочисленными сувенирными палатками и маленькими кофейнями. Уже сворачивающими свою дневную деятельность.

Время диктует своё: рядом со средневековой историей соседствует современность. Такова жизнь, так было всегда!

Утром, когда из окна отеля увидели вереницы иностранных туристов, стало ясно, что эта аллея - главный путь следования туристических групп, высадившихся с теплохода и идущих на обзорную экскурсию в Кремль.

Оглядевшись, увидели приличный гостиничный комплекс: гостиница "Вознесенская" на улице Ольги Берггольц. Позже в фойе отеля прочитали о том, что поэтесса родилась в Угличе. Как и Ксения Шестова, мать первого русского царя Михаила из рода Романовых.

Отель и впрямь, внешне выглядит презентабельно. Выбор номеров огромный - уже не сезон, да и цены высоковаты. Позже стало понятно, что и постояльцев немного, поскольку в номерах, видимо, уже давно не были заменены перегоревшие лампочки, а ночные светильники вообще не работали. Хотя в цокольном этаже имеются большие холлы для конференций, бильярдная и сауна. Значит, бывает время, когда востребовано всё.

После трудной дороги, а она и правда, между Ростовом Великим и Угличем второстепенная, местами совсем убитая, захотелось сразу же отдохнуть.

Долго ещё до сознания доносились колокольные звоны с часовни храма: десять, одиннадцать... час, два... Но спалось с открытым окном на берегу Волги хорошо, а пробуждение было многообещающим.

С утра пораньше решили съездить в Мышкин, посещение которого тоже входило в наши планы. Поспрашивав у местных жителей, как лучше проехать, решили ехать через дамбу Угличской ГРЭС. И сюда же вернуться для осмотра достопримечательностей Углича.

Дамба производит впечатление! И это при том, что построена она по проекту тридцатых годов ХХ века. И хоть по мощности уступает Рыбинской ГРЭС, но и по сей день вырабатывает 110 МВт, что весьма немало.

В этой связи не могу не удивляться предусмотрительности руководства страны, когда в 1935 году, после разрухи, было принято такое трудное и затратное решение о строительстве Верхневолжских гидроузлов.

Безусловно, было много недовольства со стороны местных жителей, чьи дома оказались в зоне затопления. Но ведь и государство за свой счёт осуществляло их переселение. Кажется, в музее Мышкина видела документ, подтверждающий мои слова. Дома разбирались и сплавлялись за счёт государства в другие места, при этом жители получали компенсацию.

Это было тем мудрым решением, когда интересы целого большого государства ставились превыше частных.

Дело в том, что Волга была всегда мелководна, до самого низа, впадающие в неё речки часто пересыхали. Что и привело к засухе и голоду в Повольжье в 1921-1922 годах.

После той засухи вода стала рассматриваться как стратегический ресурс. В результате на пленуме ЦК было принято решение коренным образом разрешить проблему обводнения.

Первоначально планировалось строительство трёх гидроузлов, в Калязине, Мышкине и Ярославле. Но позже схему изменили  и построили два гидроузла, в Угличе и Рыбинске.

Помимо этой цели преследовалась ещё одна - создание Волго-Балтийского пути. Ведь судоходство по Верховью Волги до впадения её в Мологу было возможно только в паводок.

Строительство Угличского гидроузла и запуск его в 1940 году позволили начать массовое строительство заводов тяжёлого машиностроения. Война с Германией была очевидна, и предусмотрительное руководство страны понимало всю важность развития гидроэнергетики.

Разрушенная до основания Российская империя нуждалась в восстановлении. Но делалось это не по мановению волшебной палочки, а путём принятия порой не популярных в народе решений. Тем более, честь и хвала тем, кто стоял у истоков индустриализации страны!

Я не считаю себя знатоком истории, но, спустя время, должно быть очевидно. Враг никогда не оставлял попыток завладеть нашими территориями. Так происходит сейчас, в ХХ1 веке, так было и раньше. И только мудрость тех, кто в ответе за всё государство, не раз спасала Россию от исчезновения с карты мира.

Этому, стремлению завладеть землями русскими, есть ещё одно подтверждение в историческом прошлом Углича.

Именно поэтому примерно 350 тысяч туристов, большинство из которых иностранцы, ежегодно приплывают в Углич.

Храм на мысе, вдающемся в воды Волги - это храм, построенный в память об убиенном Дмитрии, младшем сыне Ивана Грозного и последнем наследнике царского престола из рода Рюриковичей.

История запутанная, кто-то и по сей день считает, что Дмитрию удалось спастись. Только скорее всего это было нужно врагам, расшатывающим русскую государственность. Именно под видом сына царя Ивана 1У страной два года правил Лжедмитрий, ставленник польских шляхтичей. Говорят, он даже тайно принял католичество. На самом деле, скорее всего, Лжедмитрием выставил себя обедневший боярин Григорий Отрепьев. Период его правления совпал с началом смуты.

Не удивительно, что сюда, на место, где было найдено тело последнего наследника престола, и где сегодня стоит храм Дмитрия на крови, стремятся попасть иностранцы. И тема эта в истории европейцев обыгрывается давно, со времён самого убийства.

Пьесы и повести о царе «Дмитрии» появились в Европе раньше, чем в России. Воцарение католика Лжедмитрия вызвало восторг среди людей близких к высшим кругам католического духовенства. К их числу принадлежал Лопе де Вега, написавший пьесу «Великий князь московский, или Преследуемый император», в 1606 году.

Европейский мир и по сей день скорбит об упущенных тогда возможностях, католизации России и захвата земель. Многие иностранцы и по сей день считают этот момент в истории России упущенным для европейцев.

В учебниках истории и в театрах, в кино и в балете европейских стран по сей день мусолится тема убийства царевича Дмитрия. Отсюда такой интерес к Угличу, месту, где случился перелом в истории государства Российского.

Случайно или нет, но мать первого царя следующей династии русский императоров, династии Романовых, тоже родом из Углича. Здесь же прошло и её детство, здесь она впитала атмосферу русскости.

Именно поэтому я озаглавила свой очерк так: "Город на стыке эпох".

Около 1000 круизных теплоходов в год привозят огромное количество французов, итальянцев, немцев, англичан. Но меньше всего поляков - недолюбливают они эти места, с тех самых пор, как были изгнаны с земель русских, в том числе из Углича.

В память о погибших от польско-литовских интервентов угличанах царь Михаил Романов в 1628 году построил храм Пресвятой Богородицы Алексеевского монастыря. А на месте деревянной церкви Дмитрия, где был убит царевич, возвёл каменный храм. И сегодня в нём можно увидеть удивительной красоты росписи.

А ещё колокол, который долгое время пробыл в ссылке в Сибири, поскольку звонил об убиенном царевиче и призывал горожан сплотиться. 200 человек было казнено, мать царевича Дмитрия насильно пострижена в монахини, а колоколу отрезали язык и ухо. Не смешно, это факт.

Сам колокол хранится в помещении храма, его можно потрогать руками, погладить, пожалеть... А с колокольни каждый час отбивает время другой, более современный колокол. И становится понятно, почему его голос скорбный, тихий, проникновенный.

***

На мосту, соединяющем главную площадь Углича с Кремлём, мне встретились две солидные певицы. Наряженные в красные сарафаны с кокошниками, с платочками в руках, они пристраивали большой короб для пожертвований, перегораживая мост.

Позади меня очередная группа иностранных туристов делала последние фото кремлёвских строений, возвращаясь к своим теплоходам.

"Из-за острова на стрежень, на простор речной волны, выплывают расписные острогрудые челны ..." - запели пенсионерки. Яркие, насыщенные голоса пробирали до мурашек. Оглянувшись, увидела возле певиц иностранцев, становящихся в очередь, чтобы сфотографироваться с ними.

И мне подумалось. Всё же наша богатая история и культура куда насыщеннее пресной европейской! Нет такого колорита у них, и никогда не будет.

И пусть певицы-пенсионерки прирабатывают таким вот образом, это всё же лучше, чем собирать пустые жестяные и пластиковые бутылки в лощёной Швеции.

И народ у нас очень добрый, отзывчивый, чуткий. Именно такими мне и запомнились угличане, с которыми пришлось общаться.


   Август 2017 года.


 Продолжение "Сергиев Посад - оплот православных христиан" - http://www.proza.ru/2017/11/08/1482