О Боге и немного о зле

Сергей Войнилович
О Боге и немного о зле.

Он является личностью. Гегель и философы-идеалисты были неправы, представляя Бога безличным духом, потому что  одна  только  идея  духа заключает в себе понятие личности. Единственный путь для  определения  того, чему подобен дух, конечно вне Писания - это аналогия с человеческим духом. Так  как  человеческий дух является личностью, то и Дух должен  быть  личностью, потому что в противном случае Он окажется существом более низкого порядка,  нежели  человек. В человеке личность и телесность объединены в одну индивидуальность для периода этой жизни. В смерти эти отношения распадаются: тело  предается  тлению,  а  личность  остается  живой. В  воскресении  личность опять воплотится и тогда опять восстановится нормальная конституция человека. Писание представляет также Бога, как личность, которая обладает  психологическими  характеристиками, интеллектом (Бытие 18: 19; Исход 3:  7; Деяния 15:18), чувствительностью (Бытие 6: 6; Псалом 102: 8-14; Иоанна 3:16)  и  волей  (Бытие 3: 15; Псалом 114: 3; Иоанна 66: 38). Далее, оно приписывает Богу качества и отношения личности. Он представляется говорящим (Бытие 1: 3), видящим (Бытие 11: 5), слышащим (Второзаконие 1: 37), ревнующим (Исход 20: 5) и  сострадательным (Псалом 110: 4). О Нем сказано, что Он Творец (Деяния 14: 15), Создатель  (Неемия 9: 6),  Правитель (Псалом 74: 7) и Хранитель всего (Псалом 103: 27-30).

Сущность Бога.

Духовность. Иисус сказал: ''Бог есть Дух'' (Иоанна 4: 24). Не  обладая  артиклем в греческом языке, это утверждение определяет природу  Бога  как духовную.
Он невидим. Израильтяне не видели никакого образа, когда Господь явился им на Хориве, и потому им запрещалось изготовлять хотя бы какое-то изображение Его (Второзаконие 4: 15-19). Бог сказал Моисею, что никто из  людей  не  может увидеть Его и остаться живым (Исход 33: 20). Иоанн говорит: ''Бога не видел никто никогда'' (Иоанн 1:18). Павел называет Его ''Богом невидимым'' (Колоссянам. 1: 15;  Римлянам. 1: 20;           1- Тимофею. 1: 17) и заявляет, что никто из людей не видел Его и не может видеть Его. Однако некоторые из Писаний утверждают,  что искупленные увидят Его в свое время (Псалом 16: 15; Матфея 5: 8; Евреям 12: 14; Откровение 22: 4).
А как же отнестись к тем местам Писания, которые  говорят, что все  же  люди видели Бога (Бытие 32: 30;  Исход  3: 6; 6: 1;  Второзаконие  34: 10;  Числа 12: 6-8)? Если человек видит в зеркале свое лицо, он в некотором  смысле видит и самого себя, в другом же смысле он буквально не видит  самого  себя. Так  люди  видели отражение славы Божией, но они не видели Его сущности  (Евреям 1: 3).  Собственно, и Дух способен проявлять Себя в видимом образе (Иоанна 1: 32;  Евреям 1: 7).
Необъятность. Бог бесконечен по отношению к пространству. Он не ограничивается и не обуславливается пространством. Писание ясно говорит  о  необъятности Бога             (3- Царств 8: 27; Псалом 112: 4-6; Исаия 66: 1; Иеремия 23: 24). Сообразно духовности Его природы и нашей  неспособности  мыслить  в  беспространственных категориях, это трудная доктрина для восприятия. Однако, по крайней мере, ясно следующее: Бог является имманентным и трансцендентным, Он же  присутствует всюду в Своей сущности, как и в Своем познании и власти.
Вечность. Бог также вечен и по отношению к вечности и времени. Он бесконечен. Он не зависит от всякой последовательности времени, Он является причиной времени. Относительно того, что Он безначален и бесконечен, можно прийти к выводу о существовании доктрины о Его самосуществовании; Тот, Кто существует единственно по причине Своей природы, а не Своей воли, должен  существовать всегда и вовеки продолжать Свое существование. Писание  в изобилии учит тому, что Бог вечен (Бытие 21: 23; Псалом 89: 2; Псалом 110: 27; 1-Тимофею. 6: 16).
Он является также и причиной времени (Евреям 1: 2; 11: 3).Упоминание о Боге у Исаии 9: 6 можно перевести как ''Отец вечности''. И время, и пространство находятся в числе того, что   ''через Него начало быть'' (Иоанна 1: 3).
Вездесущность. Вездесущий - это  значит  присутствующий  в  одно  и то же время повсюду. Бог присутствует во  всем  Своем  творении, но  не  ограничиваемым Им способом. Принимая во внимание, что необъятность особенно подчеркивает трансцендентность  Бога, в  которой Он превышает всякое пространство и не является предметом ограничений  этого  пространства, следовательно, вездесущность  обладает  особой  ссылкой  на  Его  присутствие  во  вселенной  (Псалом 138: 7; Исаия 66: 1; Деяния 7: 48). Следует помнить, что вездесущность Бога не является необходимой частью Его существа, но является  свободным  актом  Его  воли. Если бы Бог пожелал разрушить вселенную, тогда исчезла  бы  Его  вездесущность, но Сам Он не прекратил бы Свое существование. Доктрина о вездесущности  Божией является и утешающей и смягчающей. Она является источником утешения для верующего, потому что Бог, как вездесущий, всегда доступен нам, мы можем достигать Его, чтобы Он помогал нам  (Второзаконие  4: 7;  Матфея 28: 20). Эта доктрина является источником предостережения и  ограничения  для  верующего. Несмотря на то, чтобы не предпринимали грешники, они не могут убежать от  Бога. Не  расстояние, ни тьма не могут  скрыть их от Бога (Псалом 138: 7; Евреям 4: 13; Бытие 16: 12).
Всеведение. Бог бесконечен в Своем познании. Бог знает в совершенстве и от вечности Самого Себя, а также все остальные  вещи,  если  только  они  действительны или просто возможны, совершались ли они в прошлом, совершаются ли в настоящем и будут ли совершатся в будущем. Он знает все вещи  непосредственно, Он познает их в одно и то же время и исчерпывающим образом, а  также  истинно. Доказательство замыслов в творении и  разумности  в  человеке  подтверждают всеведение Бога. Эти доказательства можно найти в одушевленном  мире, и в неодушевленном, а также в отношениях между этими двумя мирами. Они находят самое высокое выражение  в  разумности  человека.  Собственно, и вездесущность Бога доказывает Его всеведение (Псалом 138: 1-10; Притчи 13: 3; Иеремия  23: 23-25). Писание  заявляет,  что  разум Бога и Его понимание бесконечны (Исаия 40: 10), что ничто не скрыто от Него (Псалом 146: 5; Евреям 4:13).
Всеведение Бога является ответом на вопрос о происхождении зла. Некоторые говорят о том, что «так как Бог Автор всего, то, значит, Он и Автор зла, бесов, Сатаны».
Первое. Всеведение свидетельствует о том, что Бог знает все. Он знает о хорошем и о плохом. Если бы Он не знал плохого, то, значит, не обладал бы всеведением. Однако само по себе знание плохого еще никого не сделало плохим. Предположим, я знаю, что воровать плохо. Это знание не делает меня вором. Вором я становлюсь тогда, когда начинаю воровать. Человек сотворен по образу и подобию Божьему, а это говорит о том, что, как и Бог, он должен быть наделен знаниями о зле. При сотворении Бог без утайки показывает людям (Адаму и Еве) источник зла – дерево познания добра и зла. Знание этого факта еще не грех, еще не зло. Грех приходит через непослушание, убивая в человеке способность противостоять злу.
Второе. Человеку очень захотелось стать подобным Богу быстро (отсутствие плода долготерпения). Съешь запретный плод, и ты познал все: и хорошее и плохое. Беда в том, что знания о плохом не легли на подготовленную почву, ибо плод святости еще не был взращён человеком в сердце своем в результате общения с Богом. Подразумевается, что все должно было идти своим чередом, и Бог Сам постепенно, по мере духовного роста человека, открывал бы ему знания о грехе. Источником знаний о зле должен был быть Бог. Но случилось иное, историю уже не переписать.
Третье. Наша задача не изменилась. Мы все так же обязаны взращивать в себе плод праведности во Христе и учиться противостоять злу. Знания о плохом человек теперь получает в качестве «наследства» и влияния мира. Бог просвещает человека в области знаний хорошего и плохого. Бог освящает человека, что решил отдать свою жизнь Христу и наделяет его вновь возможностью, силой и властью противостоять греху, чтобы плод святости господствовал над стремлениями к злу и искушениями. Достижение этого – одна из целей в Боге -  знать о зле, но не делать его! В этом решение вопроса свободы и ответственности за личный выбор.   
Всемогущество. Бог всемогущ и силен совершить, чтобы Он ни пожелал. Т.к. Его воля ограничивается Его природой, Бог в состоянии совершить лишь то, что находится в гармонии с Его совершенствами. Заметим, что существуют вещи, которых Бог не в состоянии совершать, потому что они противны Его Божественной природе. Он не может смотреть с благоволением на беззаконие (Аввакум 1:13), Он не может отрицать Себя (2-Тимофею 2: 13), лгать (Титу 1: 2; Евреям 6: 18), или искушать грехом или Самому искушаться грехом (Иакова 1: 13). Далее, Он не может совершать вещей абсурдных или самопротиворечивых, например, Он не превращает материю в дух, камень не делает чувствительным, квадрат не превращает в круг, а зло не превращает в добро. Все это не является предметами Его силы и не указывает на предмет Его всемогущества. Обладание всемогуществом не требует проявления Его силы и, конечно,
не требует проявления всех Его сил. Бог может делать, что Он хочет сделать, но у Него нет нужды хотеть что-либо совершить. Это значит, что Бог обладает властью над Своей властью; с другой стороны, Он действует по необходимости и перестает действовать, чтобы быть свободным. Всемогущество заключает в себя и силу самоограничения. Бог ограничивает Самого себя до известных пределов, даровав свободную волю Своим разумным творениям. Вот почему Он не устранил знания о грехе из вселенной проявлениями Своей силы и власти и почему Он не спасает никого насильственным образом.
Неизменность. Бог не изменяется в Своей сущности, в Своих атрибутах, и в Своем сознании и воле. Все изменения должны приводить к чему-то лучшему или худшему, а Бог не может измениться к лучшему, потому что Он абсолютно совершен; Он не может измениться к худшему, все по той же причине. Он не может быть более мудрым, более святым, более справедливым, более милосердным, более истинным, Он не может быть также и менее мудрым, святым, справедливым, милосердным и истинным. Не изменяются также Его планы и цели.
Писание заявляет, что в Боге нет никаких изменений и перемен (Иаков 1: 17). Он не может измениться, учитывая Свой характер (Псалом 101: 26 и далее; Малах 3: 6; Евреям 1: 12), Свою силу (Евреям 4: 20), Свои цели и планы (Псалом 32: 11; Исаия 46: 10), Свои обетования (3-Царств 8: 56; 2- Коринфянам 1: 20), Свою любовь и милосердие (Псалом 102: 17) или Свою справедливость (Бытие 18: 25; Исаия 28: 17). Неизменность не следует смешивать с неподвижностью. Бог действует активно и постоянно вступает в отношения между людьми, которые постоянно меняются. В этих отношениях весьма необходимо для неизменного Бога изменять образ Своего поведения с постоянно изменяющимися людьми, чтобы оставаться неизменным в Своем характере и целях.

Нравственные атрибуты.

Святость. Бог абсолютно обособлен и превозносится выше всех Своих творений, в равной мере Он обособлен от всякого нравственного зла и греха. В первом смысле святость Его не является фактически атрибутом, который координируется с другими атрибутами; скорее всего, Он сосуществует вместе с ними. Он указывает на совершенство Бога во всем, кем и чем Он является. Во втором смысле Его следует рассматривать как вечное соответствие с Его существом и Его волей. В Боге чистота существа предшествует чистоте воли и действий. Бог не потому желает делать добро, что Он добр и благ, и не потому добро является добром, что Бог хочет этого; если бы так было, тогда существовало бы добро вне и выше Бога, или же добро стало бы произвольным. Вместо этого воля Божья является выражением Его природы, которая свята.
Святость занимает преимущественное место среди атрибутов Божьих. Это тот атрибут, с помощью которого Бог хотел бы быть известным в ветхозаветные времена (Левит 11: 44; Иисус Навин 24: 19; Псалом 22: 3; Исаия 40: 25; Аввакум 1: 12). Эта святость особенно подчеркивалась теми пределами, которые означены были вокруг Синая, когда Бог нисходил на эту гору (Исход 19: 12-25), разделением скинии и храма на Святое святых (Исход 26: 33; 3-Царств 6: 16-19), предписанными жертвоприношениями, которые необходимо было приносить, если израильтянин хотел приближаться к Богу (Левит 1: 7), особым священством, которому надлежало быть посредником между Богом и народом (Левит 11: 15), праздниками Израиля (Левит 23) и особым положением Израиля в Палестине (Числа 23: 9). У одного только Исаии Господь называется ''святым'' приблизительно 30 раз.
В Новом Завете святость приписывается Богу, но реже, нежели в Ветхом (Иоанна 17:  11; Евреям 12: 10; 1-Петра 1: 15). Иоанн заявляет: ''Бог есть свет и нет в Нем никакой тьмы'' (1 Иоанна 1:5). Ангелы вокруг престола восклицают антифонно: ''Свят, свят, свят..'' (Исаия 6: 3; Откровение 4: 8).
Праведность и справедливость. Праведность и истина Божия являются тем самым аспектом святости Божией, которая обнаруживается в  Его отношении к  творению. Эти качества неоднократно приписываются Богу (Ездра 9: 15; Неемия 9: 33; Даниил 9: 14; Иоанна 17: 25; Откровение 16: 5). Авраам размышляет: «Судия всей земли поступит ли не правосудно» (Бытие 18: 25). Псалмопевец заявляет, что ''правосудие и правота - основание престола Его'' (Псалом 88: 15; 96: 2). Господь установил нравственное управление в мире, творение подчинил справедливым законам и подверг его санкциям. В силу последних Он осуществляет Свои законы посредством наград и наказаний. Распределение наград называется  вознаграждающий справедливостью (Второзаконие 7: 9-13; 2- Паралипоменон 6: 15; Матфея 25: 21; Евреям 11: 26). Вознаграждающая справедливость основана на Божественной любви, а не строго на заслугах. Положение наказания называется карающей справедливостью. Она является выражением гнева Божьего (Бытие 2: 17; Исход 34: 7; Римлянам 1: 32). Бог не в состоянии соблюдать закон, определять наказание, а затем не следовать закону, если закону не оказывается повиновение. Когда закон нарушается, необходимо подвергнуть наказанию или личность человека, или заместительным образом. Иным словами: справедливость требует наказания грешника, но она может удовлетворится и заместительной жертвой другого, как в случае со Христом (Исход 53: 6; Марка 10: 45; 1-Петра 2: 24). Праведность Божья обнаруживается в наказании грешников (Откровение 16: 5-7). В защите Своего народа от злодеев (Псалом 128: 1), в прощении раскаивающихся в Своих грехах              (1-Иоанна 1: 9), в соблюдении обетований, дарованных детям Божьим (Неемия 9: 7), в награждении верных (Евреям 6: 10).
Любовь Божия. Любовь Божия - это то совершенство природы Божией, которое вечно побуждает Бога вступать в связь с человеком. Это Его характер, Его естество, находящее выражение в совокупности совершенства (святости, милости, благости, кротости, смирении, терпении и пр.) Это не просто эмоциональный импульс, а скорее рациональная и сознательная добровольная привязанность, приобретающая свою почву в истине и святости и свое выражение в своем выборе. Это не значит, что она отрицает чувства, потому что истинная любовь непременно пользуется чувствами. Если бы у Бога не было бы никаких чувств, тогда в Боге не было бы никакой любви. Тот факт, что Бог огорчается из-за грехов Своего народа, подтверждает ту истину, что Он любит Свой народ (Исаия 63: 9; Ефесянам 4: 30). Любовь Божия находит Свои первичные объекты в нескольких лицах Троицы. Таким образом, вселенная и человек не являются необходимыми предметами для проявления любви Божией. Писание часто свидетельствует о любви Божией. Оно говорит о Боге, как о Боге любви (2-Коринфянам 13: 11), оно провозглашает Его, как ''любовь'' (1- Иоанна 4: 8).
Любовь - это Его природа. Он является инициатором любви (1-Иоанна 4: 10). Он не похож на богов язычников, которые ненавидят и злобствуют, а также на богов философов, которые холодны и безразличны. Отец любит Сына (Матфея 3: 17) и Сын любит Отца (Иоанна 14: 33). Бог любит мир (Ефесянам 2: 4), Он любит Свой древний народ Израиль (Второзаконие 6: 7-8) и Своих истинных детей (Иоанна 14: 23). Он любит праведность (Псалом 10: 7) и справедливость (Исаия 61: 8). Уверенность в любви Божией является источником утешения для верующего (Римлянам 8: 35-39). Любящий Бог не остается бесчувственным по отношению к избранным Своим.
Милосердие Божие. Милосердие Божие - это Его благость, проявляемая по отношению к тем, которые находятся в страданиях или несчастье. Сострадание, жалость и любящая нежность - это только другие названия в Писании, которые практически определяют одно и то же дело. Милосердие является вечным и необходимым качеством Бога, как совершенного существа, но вот проявление Его в каком-то определенном случае не является обязательным. Отрицать свободу милосердия - это уничтожать Его, потому что если оно превращается в дело долга, оно перестает быть милосердием. Бог, ''богатый милостью'' (Ефесянам 2: 4), ''весьма милосерд и сострадателен'' (Иакова 5: 11), Он обладает ''великой Своей милостью'' (1- Петра 1: 3). Сказано, что Он милостив к Израилю (Псалом 103: 13), язычникам (Римлянам 1: 30), а также ко всем боящимся Его (Псалом 103: 17; Лука 1: 50) и ищущим Его спасения (Исаия 55: 7).
Истина. И природа человека, и Писания учат, что Бог истинен. Бог есть истина. Человека принуждают верить, что у естественного закона имеется личный законодатель. И регулярность закона природы, и их очевидная целесообразность свидетельствуют о разумном авторе. Иисус утверждал, что Бог является единым истинным Богом (Иоанна 17: 3). Иоанн писал: ''И да будем в истинном Сыне Его'' (1-Иоанна 5: 20; Иеремия 10: 10; Иоанна 3: 33; Откровение 3: 7). В Своих отношениях к природе истина Божия известна, как Его правда и верность. Правда Его относится ко всему, что Он открывает о Себе и к тому, что Он говорит. Его откровение Своей сущности в природе, совести и в Писании истинны и достойны доверия (Псалом 30: 35, Евреям 6: 17). Его верность приводит Его к выполнению всех Его обетований, несмотря на то, выражены ли они словами или заключены в той конституции, которую Он нам даровал (Второзаконие 7: 9; Исаия 25: 1). Тот факт, что Бог верен Самому Себе (2 -Тимофею 2: 13), Своему слову (Евреям 11: 11) и Своему народу (1-Коринфянам 1: 9; 2-Фессалоникийцам 3: 3) является постоянным источником одобрения и силы для верующего. В книге Иисуса Навина мы читаем эти изумительные слова: ''Не осталось не исполнившимся ни одно слово из тех добрых слов, которые Господь говорил дому Израилеву; все сбылось'' (21: 45).