Анатолий Белый. Обрыв. МХТ

Светлана Сурина
   Блистательный спектакль!
   Режиссёр Адольф Шапиро  --  тонкий,  по-европейски умный,  интеллектуальный мастер  тех давних времён,  когда на сцене царила Мысль…
   Художник  - его давний партнёр и соратник Бархин  выстроил многоступенчатый,  белый,  просторный мир,  где нашлось место размышлению и страсти,  преданности и предательству.
   Конечно,  в помощники себе они взяли великолепную драматургию--  роман Гончарова.
   В спектакле занят на редкость удачный гармоничный состав актёров.
   Прежде всего -  Ольга Яковлева-   Эфросовская бывшая прима.  Её бабушка --  не просто мудра,  но и нежна,  и в то же время она – боец,  защищающий достоинство своего дома.  Более того,  она по прежнему женственна и пластична,  а глаза с годами стали ещё выразительнее,  даже пронзительнее.
   Но вместе с тем в суть конфликта режиссёр внёс акцент,  противоречащий смыслу романа:  там бабушка олицетворяет собой застойную,  консервативную  логику старого дворянства,  а здесь – она,  всё понимающая,  ведёт такую умную  линию поведения,  что веришь её правоте,  а не её антиподу Марку Волохову  с его страстью к свободе воли и выбора.
   В центре действа--  Райский,  а не Вера.  И в исполнении Анатолия Белого  это --  сильный,  умный,  страстный,  прекрасный Гамлет,  а вовсе не рыхлый рефлектирующий интеллигент,  как у автора.
   Но спорить с концепцией режиссёра даже не хочется,  настолько энергетика актёра покоряет с первой же,  невероятно живописной проходки героя из зала на просцениум:  чёрный длинный строгий сюртук—плащ  на фоне ослепительно белого барского дома с нисподающими ступенями прямо в зал …
   Вера – приглашённая из театра Школа драматического искусства Анатолия Васильева ( играющая там Саломею) – Наталья Кудряшова.
   Само совершенство!  В светлом,  до полу,  узком платье со свободно стекающими рукавами--  трепещущими крыльями,  с гордо и нервной поступью,  с внутренним волевым стержнем,  но так пленительно  и мягко женственна,  что непонятно,  как такому манящему и прекрасному Райскому её не удаётся схватить и удержать…
   Смотреть на мир разыгрывающейся на глазах драмы страстей --  наслаждение!..  Игра всерьёз,  на пределе эмоций.  И все сцены выстроены так,  как бывает в хорошем кино,  когда движение происходит сразу на всех уровнях— на балконах, в  зале,  беседке,  обрыве.   И ни одно из них не заслоняет другого—главного,  поданного крупным планом…
   Однако,  не всё привело в восторг:  большая ошибка режиссёра в выборе актёра Быстрова на роль Марка…
   Когда-то в старом фильме его роль играл Шакуров:  сильный,  умный,  злой  философ  с невероятным обаянием и глубиной.  Он был центром драмы.
   Здесь же --  увы--  это был маленький мальчик,  псевдонигилист,  совершенный отморозок и хулиган,  в какой-то непотребной одежде с гримом героя ментовских сериалов.  Он казался настолько ничтожным,  что,  когда изысканная Вера бросается в его объятья,  в зале возникает всхлип ужаса:  этого не может быть!  (Да ещё и наш полуграмотный зритель,  не читавший романа!).
   И только в самом конце,  когда обнаруживается его предательство,  зал свыкается с мыслью,  что этого следовало ожидать.
   Жаль!...Будто специально режиссёр поменял местами героев.
   Но даже это не помешало получить эстетическое наслаждение от замечательного,  зрелищного спектакля.

На спектакле произошло ещё одно знаменательное событие: когда со сцены прозвучали слова Председателя (Чиндяйкина) о том,  что все чиновники воры,  а выборы -  фарс---  пришлось прервать спектакль на несколько минут  --- так хохотал,  аплодировал и кричал «Браво!»  зал!
    Жив,  жив народ,  если даже в театре не удаётся забыть,  где и как  мы живём…