Они разрушили империю - премьер Сергей Витте

Кучин Владимир
Наш герой - крупный чиновник времен Николая II Сергей Витте родился в Тифлисе 29 июня 1849 года.

Роль непоследовательной и вредной политики Витте в крушении монархии в России очень велика. «Железнодорожник» Витте повернул локомотив на опасные пути – он пытался сочетать капитализм и крепкую монархию, с 1892 года прорвался к власти, и последовательно методом псевдо-реформ разваливал государственный строй в России. Почему-то считается, что Витте именно укрепил капитализм в России, много работ посвящено его якобы огромной положительной роли.

Это величайший обман!

Герр Витте с немецким упорством разрушал уклад жизни россиян и ухудшал экономическое положение и страны и населения. Вершина разрушительной работы Сергея Витте – «Манифест от 17 октября 1905 года» - документ, который окончательно отказал  российскому народу в его праве на хорошую жизнь.

Обсудим подробнее этапы «работы» «реформатора» Сергея Витте:

• Начнем с имени, природа часто показывает в имени суть будущих поступков героя. Это как раз тот самый случай - «витте» - или по-немецки «виттен» - мелкая медная монета в Германии, Швеции, Дании. Происхождение слова саксонское. Министром финансов наш «герой» стал в 1892 году.
 
• Доходы России в год с 1892 года по 1901 год составляли около 1,2 млрд рублей, расходы около 1.35 млрд рублей – «финансист» Витте умудрился увеличить гос. долг за 10 лет с 4,7 млрд. руб до 6,5 млрд. руб – он брал зарубежные займы, в частности у Франции – это втянуло Россию в войну 1914 года. 

•   «Железнодорожник» Витте строил дороги – и построил за 10 лет около 30.000 км пути. Только дорога на Дальний Восток обошлась казне в 1.000.000.000 руб! Стоимость дороги приблизилась к размеру всего годового дохода России! Официальная стоимость одного метра российской дороги составляла около 50-60 рублей, цена метра дальневосточной дороги превысила 100 рублей!

• Чем больше Витте  строил дорог, тем более они разоряли страну, дело в том, что проезд от Москвы до Владивостока (8700 км) во 2 классе стоил в 1904 году 169 рублей, но этого русский человек себе позволить не мог – дорого. Частные пассажиры и грузы не могли покрыть даже текущие расходы дороги, а перевозка на Дальний Восток пассажиров «казенных» - заключенных, солдат, чиновников именно казне ничего и не приносила, в результате - каждый год эксплуатации Транссибирской магистрали давал стране 30-35 млн. руб. убытка – по всей ж.д. России это составляло около 200-250 млн. В то же время железнодорожники богатели, например миллионщик Савва Мамонтов слыл меценатом – казна, естественно, разворовывалась. Но и при полной честности весь проект был истинным разорением. Прибыли от железных дорог Россия так и не получила – последовала война, затем революция. Пострадали и французы – займы им не вернули. Но не строить дороги было нельзя – как этот вопрос было решать? Не нашел решения премудрый Витте, не нашли решения строители БАМа. Единственным «хорошим» решением было использование каторжного труда. Но при чем здесь капитализм?

• Не мог пройти Витте мимо денежной реформы – хотя бы в силу своей фамилии. До него золото находилось в казначействе – он вознамерился его выпустить в обращение – и выполнил это – большую часть золота на сумму около миллиарда рублей  передали государственному банку – были отчеканены золотые монеты, курс бумажного рубля стабилизировался, но это была видимость экономической стабильности – государство еще более обеднело. Например, не стало золотого запаса как гарантии займов, обязательство о приеме бумажных денег с обменом на золото реальной основы на случай паники и войны под собой не имело – главное – денежных билетов все равно печаталось каждый год больше, чем было золота – бумажная масса росла на 7-10 % в год. Умудренные россияне к тому же припрятывали царские золотые на "черный день". Россияне оказались правы, но денежный оборот от этого сильно пострадал.

• Чтобы наполнить бюджет премьер Витте пошел по пути введения питейной монополии. Питейная монополия привела к сильному увеличению уличного пьянства, нарушениям в торговле, обнищанию пьющего населения – пить меньше не стали. Фактически Витте способствовал повышению цены ведра хлебного вина (водки) с себестоимости в 70 коп (1904 г.) до продажной цены в 7 руб. Казна получала с ведра 5 рублей дохода. Всего по стране это давало около 300 млн. рублей в 1904 году – еле-еле покрывало убытки от железных дорог.

Реальная инфляция в сочетании с видимостью стабилизации – результат «работы» Витте  – (эти экономические ножницы мы имеем и в 2008-2017 году) очень больно режут благосостояние именно простого населения – обстановка в обществе накаляется, конфликт между бедными и богатыми становиться практически неизбежен.

• Безумные косвенные налоги – еще один «мудрый» экономический трюк Витте. Он ввел акцизы на табак, спички, сахарный песок, спирт, пиво, вино, нефть – естественно все это ударило по карману простого населения. Ввели акциз на махорку – это уже из кармана самых бедных. Витте существенно поднял таможенные сборы – при нем таможенный доход непрерывно рос – с 131 млн. руб в 1892 году до 212 млн. руб в 1901 году.

• Были подняты таможенные сборы на чай, хлопок, бумажную пряжу, в 1900 г. на фрукты, виноградные вина, кофе, какао, табак (это кроме акциза!), сельди, сало, воск, кожи, фарфоровые, фаянсовые и стеклянные изделия, химические товары, мыло, краски, оружие, экипажи, шерсть, хлопок, джут, полотно, хлопчатобумажные и шелковые ткани. Повышение достигало 50%. В 1901 году были подняты пошлины на чугун и сельскохозяйственные машины – это было откровенное вредительство. Все товары – кроме оружия, экипажей, кофе, шелка и фарфора – из обихода бедных людей. Удивляли повышения на хлопок, мыло, спички – это как в 18 веке!

Акциз и таможенный сбор на сало – это что-то! Но российским потребителям импортного сала было не до смеха.

• Витте стал разрушать и крестьянский уклад в России – он создал «Особое совещание…» пытавшееся регламентировать сельскохозяйственные вопросы, создать порядок в хлебной торговле – меры эти никак не повышали достаток россиян, а все более их разоряли. «Благие» намерения уроженца Грузии герра Сергея Витте озлобили население и привели к революции 1905 года.

• Политическая роль Сергея Витте в русско-японской войне 1904 года очень неприглядна. Огромная разрушительная роль бездарного командующего Тихоокеанской эскадрой Зиновия Рожественского внесла свой вклад в поражение в войне. Витте в свою очередь поторопился и построил железную дорогу в Порт-Артур – все это пришлось отдать Японии. Унизительный мирный Портсмутский договор, подписанный в августе 1905 года Сергеем Витте, содержал статью по Сахалину и островам – она создает напряженность с Японией и теперь в 21 веке.

Статья IХ.
Российское императорское правительство уступает императорскому японскому правительству в вечное и полное владение южную часть острова Сахалина и ВСЕ ПРИЛЕГАЮЩИЕ К ПОСЛЕДНЕЙ ОСТРОВА, равно как и все общественные сооружения и имущества, там находящиеся. Пятидесятая параллель северной широты принимается за предел уступаемой территории...

Вот так смело по 50–й параллели Сергей Витте рубанул Сахалин и отдал японцам ВСЕ острова! И за это гибли солдаты и матросы в Порт-Артуре и при Цусиме?

• Особая роль Сергея Витте прослеживается в событиях 1905 года. С ведома председателя правительства герра Сергея Витте – провокатор Григорий Гапон  организовал мирное шествие  9 января 1905 года, которое было предсказуемо расстреляно. Попытки накануне - 8 января 1905 года - делегации русской интеллигенции уговорить Сергея Витте не расстреливать обманутый народ были безуспешны.  Революция 1905 года началась.

• 17 октября 1905 года Николай II «дарует» свободы в печально знаменитом Манифесте 17 октября 1905 года «Об усовершенствовании государственного порядка».

Этот документ писал лично Сергей Витте – как всегда царь опаздывал на 50 лет – потушить народный гнев в России было невозможно.

В апреле 1906 года «реформатор» Сергей Витте подал в отставку.

Наиболее объективно оценивает «систему» Витте современная книга под редакцией историка Фроянова, я разделяю мнение авторов этой книги.

История России от древнейших времен до начала XX в. Под. ред. И. Я.Фроянова:

Содействуя развитию российской промышленности, "система" С.Ю.Витте отличалась противоречивостью. Широкое государственное вмешательство в экономику, способствуя в известном отношении быстрой капиталистической эволюции России, с другой стороны, МЕШАЛО ЕСТЕСТВЕННОМУ СТАНОВЛЕНИЮ БУРЖУАЗНЫХ СТРУКТУР. Форсированная индустриализация осуществлялась за счет перенапряжения платежных сил населения, прежде всего - крестьянства. Таможенный протекционизм оборачивался неизбежно ростом цен на промышленные товары. На положении широких народных масс отрицательно сказывалось усиление налогообложения. Важнейшим средством пополнения государственного бюджета стала винная монополия. В 1913 г. она обеспечивала 27-30% всех бюджетных поступлений. Негативно отражавшаяся на благосостоянии широких слоев населения политика форсированной индустриализации сыграла известную роль в подготовке революционного взрыва в 1905 г.