Боец. Часть вторая

Кадриорг
ФИНАЛ

В финал первенства Республики нас вышло трое.
Я, мой одноклубник Иваринен, очень приличный мужик на склоне своей спортивной карьеры, и Юрий Кохин, по кличке Коха, самый титулованный из нас, только что вернувшийся с первенства Союза в ранге чемпиона - национальная гордость, можно сказать, но по характеру редкая сволочь, хитрая, ехидная и завистливая.
     С Ивариненом мы отработали ещё в полуфинале. Схватка наша, как и ожидалось,  закончилась вничью.
     Это частый результат в поединках между одноклубниками, которые много лет тренируются в одном спортивном доме, служат в одной команде и зачастую помогают друг другу в качестве секундантов на ковре.
     Скажу только, что это не была, в прямом смысле, договорная встреча.
Мы оба пытались что-то сделать, но полностью отсутствовала мотивация для мордобоя.. Думаю даже, что, если бы один из нас в ходе схватки ошибся, второй ему этого мог бы и не простить. Но, что выросло, то выросло. Все остались довольны, и только тренер Кохи Серёжа Кашкин поднёс мне горькую пилюлю:
     - Старик, ты зря это сделал.  Понятно, что он хороший парень. Но на 12 минут он твой  лютый враг. На 12 минут. А дальше хоть цветы ему  неси  … лучше, правда, на могилку. Надо было выигрывать, и ты это мог, но не сделал, а такие вещи наказываются. Я это уже проходил. Теперь обманут тебя. Не знаю как, но обманут. И удача, и люди.
     Однако  обман казался невозможным, так как абсолютно  всё заранее было предопределено.
Первое место отводилось Чемпиону Союза без разговоров, а вторым будет тот из нас, кто продует ему с наименьшим разгромом.
     О том, что Коха станет первым, было известно всем задолго до начала соревнований, а вот о том, что он может размазать нас с Ивариненом по ковру  вместе или поочерёдно, причём в любом порядке, знал я один.
     Дело в том, что за пару недель до  соревнований он приходил  к нам в зал  на тренировку. Мы оказались в одной паре, и работать надо было в полную силу. Так вот, Коха раскатал меня тогда по ковру, как мальчишку, – по всем четырём углам. Я  ушёл в раздевалку, чуть не плача от обиды, с твёрдым решением никогда больше сюда не возвращаться..
 Но разница в классе не могла быть такой подавляющей.
 Потребовалось время, чтобы я, наконец, сообразил, в чем дело: он сейчас - на взлёте, только - только стал Чемпионом страны, вдохновение ещё не покинуло его, а я  пахал весь месяц, как папа Карло, по две тренировки в день!
 Вот и получилось, что когда он по состоянию души  был свободен, как птица, я, фигурально выражаясь, уныло рубил уголь в забое или рыл в мёрзлой земле могилы на кладбище. Так кто кого «сборет»?.
     Постепенно в голове стал складываться небезнадёжный план возможной схватки, если, конечно, жребий сведёт нас на предстоящем первенстве Республики.

     Коха действительно был замечательным спортсменом и ему часто улыбались… и  счастливый Случай, и редкая Удача,  потому что  стать чемпионом  Союза будучи просто очень хорошим борцом - невозможно.
И вариантов у нас против него не было никаких.

     Кроме того, дойдя до финала, Коха ну никак не должен был устать от предыдущих (до финальных) встреч, потому что  противники ложились под него штабелями и были счастливы уже тем, что судьба свела их с национальным героем: они выходили на ковер и после мужественного рукопожатия позволяли  делать с собой всё, что он захочет, а, проиграв, радостно бежали в раздевалку. Шутка ли, они боролись с Самим (!)- будет что рассказать когда – нибудь детям и внукам.
     Итак, в финале полусреднего веса предстояло провести всего две встречи: Коха – Я, и тот же Коха – Иваринен.
Наш ничейный результат с Ивариненом «автоматом» засчитывался в финале
     Мой поединок был назначен на вечер, выход Иваринена с Кохой - на следующее утро.
     Когда мы наконец вышли на ковер, я обратил внимание на то, что мне достался синий угол ковра,  Кохе – красный, а выступали мы, наоборот: я- в красном трико, а он - в синем. И это было плохо. Плохо потому, что всякие глупые и посторонние мысли лезли в голову не ко времени. Когда говорят, что спортсмен напряженно мыслил всю схватку, не давая себе отвлекаться, и контролировал каждое движение –  своё и противника - это неправда.
 В идеале ни одна мысль не должна успеть проскочить между двумя, следующими  один за другим, приёмами. Всё на подкорке и «автопилоте»: мышцы сами знают, когда и как им сокращаться.
 Поэтому зачастую после схватки даже вспомнить не можешь, как она, собственно говоря, протекала.
    По трансляции объявили, что в красном углу мастер спорта, действующий чемпион Советского Союза  Юрий Кохин, в синем углу – мастер спорта такой-то, и рефери дал команду сходиться.
Мы пожали друг другу руки и заняли свои позиции  в ожидании свистка судьи.
      Коронным приёмом моего противника был «зацеп», который мы называли «конкс»,
что на местном наречии означает «крюк»; завершался он броском вперёд или назад через грудь
     Непростой приём, но эффективный и при правильном исполнении очень красивый.
      Наша встреча также началась с попытки моего визави провести этот приём, но, когда он развернулся ко мне левым плечом и приподнял ногу для зацепа, я вдруг оказался быстрее: вытащил его за эту ногу  наверх над собой и бросил на ковер. Он тут же уполз за его пределы, но два очка потерял. Следующие несколько минут чемпион Союза бегал за мной по всему ковру с «протянутой ногой», и всякий раз  летел на ковер вниз головой, теряя очки и виды на победу. Я заработал кучу очков, а он всё не мог понять, что происходит, и поменять  программу победы, которую заложил себе в голову перед началом встречи.
Я тоже не понимал, что происходит, но меня это мало заботило..
Проигрывающего чемпиона могла спасти теперь только чистая победа, и он отчаянно рисковал, что сопровождалось  неизбежными при этом ошибками.
     Где-то на девятой минуте  схватки Коха после очередной глупости очень удачно (для меня) попал после броска на мост и коснулся лопатками ковра. Свисток судьи зафиксировал мою чистую победу.
     Нас развели по углам,  и рефери оставалось только поднять вверх мою руку.
     И тут начался цирк: главный судья соревнований подозвал к себе боковых судей, рефери и всех свободных судей, наблюдавших за поединком со стороны.
Они сошлись над длиннющим судейским столом, все в чёрных отглаженных костюмах, как вороньё на кладбище, где предстояло закопать  меня глубоко и надолго, поскольку, как я понял, началась операция по спасению чести национального достояния.
И длилась она ровно18 минут – в полтора раза дольше, чем Правилами отводилось на схватку.
Наконец все разошлись по своим местам, рефери пригласил нас на центр ковра и свистком дал команду на продолжение встречи.
    Мы к этому времени остыли, кураж испарился, умные тренеры промыли моему противнику  мозги, и он ушёл в глухую защиту, а я понимал, что момент истины украден, и вернуться на прежний уровень мне уже не под силу.
     Мы безрезультатно протолкались  оставшееся время, и судья поднял, наконец, вверх мою руку в знак победы по баллам.
 И в это время по трансляции из судейской комнаты объявили, что я стал чемпионом в полусреднем весе, поскольку уже недосягаем для своих соперников.
       Я был вымотан до предела и пока ещё не мог осмыслить всего происходящего,
поэтому быстренько освободился от поздравителей и отправился в раздевалку.
     Там было полно людей, утешавших моего недавнего противника, который ничком лежал на лавке и бормотал что-то своим фанатам в ответ.
Когда я проходил мимо, он поднял голову и произнёс:
- Евгений, они рано объявил тебя чемпионом. Если я лягу под Иваринена за две минуты 30 секунд, он станет первым, а не ты..
.     Я пошёл дальше зализывать свои раны  и уже в дУше понял, что это действительно так.
По Правилам, если два спортсмена в ходе соревнований набирают одинаковое количество очков, предпочтение отдаётся тому, кто одержал больше чистых (на туше) побед, а при  равенстве побед,-  одержавшему их за более короткое время.
Так вот, если Коха действительно ложится под Иваринена раньше, чем за две минуты 30 секунд, тот становится чемпионом, я – вторым, Коха третьим, но тогда вся его команда остаётся за чертой финалистов, поскольку теряет очки, получая в свой актив третье место вместо второго.
Неужели он на это пойдёт? Ладно, ждать оставалось недолго.
      Наутро Коха с Ивариненом выступали в третьей паре.
      В конце этих пресловутых двух с половиной минут Коха изобразил свой коронный прием, начал бросок и грохнулся на обе лопатки. Иваринен даже не понял сначала, что произошло, а когда понял, вцепился в противника, изо всех сил, прижимая его лопатками к ковру,  и двум судьям пришлось его оттаскивать за ноги от ухмыляющегося чемпиона Союза.
Схватка длилась две минуты двадцать восемь секунд. Из всего последующего мне запомнились только крики Серёжи Кашкина в адрес своего питомца, выбившего  свою команду из числа призёров:
 - Сволочь! Сволочь!! Сволочь!!!