Как стать журналистом. Михаил Ошеров

Михаил Ошеров
Технически для того, чтобы стать журналистом, нужно получить высшее журналистское образование, например, на факультете журналистики МГУ, или закончить какие-либо курсы. Если мы посмотрим программу журфака МГУ, то можно увидеть, что собственно научных дисциплин там немного, примерно на год обучения, всё остальное — это рассказы о профессии, история журналистики и так далее. Журналистом можно стать и не получив высшее профессиональное образование. Но. Нужно уметь писать на своём родном языке с минимальным количеством ошибок, писать быстро, ясно и чётко. Нужно понимать суть происходящего или уже произошедшего события, уметь излагать краткую информацию о нём, уметь писать большие статьи и маленькие заметки. Нужно уметь брать интервью, получать информацию из открытых источников, в нужный момент иметь свежую голову и владеть информацией по своим темам, иметь большой кругозор, уметь готовиться к событиям, собирать и анализировать информацию по теме.

Сейчас я, конечно, не журналист, а публицист, пишу статьи по интересующей меня тематике. Но если потребуется, я могу почти без подготовки, потратив время только на изучение материала по теме, написать как краткую информационную заметку, так и большую информационную статью, если надо — пресс-релиз фирмы или государственной организации. Недавно я опубликовал статью-прогноз на ближайшую неделю в форме краткого информационного обзора как бы уже произошедших событий. Эта форма немного напугала редакторов («События будущей недели»), но они не побоялись поставить эту статью в номер. Практически все пять событий, связанные с боевыми действиями в Сирии, предсказанные в этой статье, произошли, в том числе деблокада Дейр Эс Зора и приход двух российских подводных лодок проекта «Варшавянка» в зону ответственности (с дальнейшими пусками корабельных крылатых ракет по целям в Сирии).

Как стать журналистом? В годы моей студенческой юности в комитет комсомола нашего Ленинградского электротехнического института (ЛЭТИ) обратилась сотрудник институтской молодёжной газеты «Электрик» Елена Тихомирова. Она попросила помочь ей в выпуске газеты, которая выходила еженедельно на четырёх полосах, и эти полосы надо было чем-то заполнять — заметками, информацией, статьями. В нашем институте всегда что-то происходило, событий было много, было о чём писать. Несколько человек, в том числе и я, откликнулись, и Елена начала нас обучать. Мы собирались один или два раза в неделю, передавали редактору наши статьи, заметки и сообщения, отпечатанные на обычной механической пишущей машинке (у меня лично дома была своя — её купили мои родители, когда моей маме нужно было писать кандидатскую диссертацию). Елена при нас вычитывала наши труды, и при нас, при всех нас, их исправляла большим красным карандашом. Помню, первые мои заметки производили страшное впечатление — почти все они были раскрашены в красный цвет. И самое главное, было очень обидно — заметки прочитывались вслух, и все мы, начинающие журналисты, их слышали и видели. Было большое количество типичных ошибок — например, повторов имен и понятий, и Елена объясняла, что нужно это варьировать. Или же стилистика языка статьи не соответствовала её содержанию. Или же название статьи и сама статья не раскрывала её содержание, было непонятно, что автор, собственно говоря, хотел сказать в своей статье. И так далее. Но через пару-тройку месяцев количество красного цвета на бумажных листах начало уменьшаться, а мои статьи начали публиковаться. В конце концов, примерно через полгода, я начал писать статьи так, что исправлений не требовалось. Вообще. Причём все это делалось дома, не на компьютере (их тогда просто еще не было), на обычной печатной машинке. Чтобы не тратить время и не перепечатывать статью десять раз, я обычно готовился, писал от руки короткий план статьи, отдельные мысли, выражения и предложения, и потом фактически за один раз печатал на машинке саму статью. Это были чисто информационные заметки-сообщения о произошедших в институте событиях, иногда большие статьи на половину полосы о чём-нибудь интересном, например, рецензии на спектакли различных институтских театров. С тех пор я опубликовал огромное количество статей, несколько сотен, и почти все они ставились в номер редакторами без каких-либо существенных правок. Только редакторы газеты «Ленинградская правда» - «Санкт-Петербургские ведомости» в 1980-х-1990-х годах пытались исправлять мои статьи и всегда изменять название, но в конце концов и они перестали это делать.

Для журналиста очень важно писать тексты грамотно, на чистом и красивом русском языке, правильно и точно расставлять знаки препинания. Хорошая статья, написанная с орфографическими или с грамматическими ошибками, может вызвать у читателя только раздражение и недоверие к автору. В советское время дневные газеты выпускались типографиями вечером и ночью, ранним утром отвозились на почту для сортировки и доставки подписчикам. Днём журналисты дневной газеты писали свои заметки и статьи, вечером редакторы их вычитывали, передавали в типографию, из типографии гранки после набора передавались обратно в редакцию для окончательно вычитки. Мой друг Виктор К., окончивший одновременно со мной наш электротехнический институт, после его окончания перешёл на работу не в какой-либо научный или проектный институт, а в ленинградскую молодёжную газету «Смена». Его, как молодого журналиста, часто оставляли дежурным по номеру, называемому на журналистском жаргоне «свежей головой». Днём он был выходным, не был на работе и ничего не писал, приезжал в редакцию в конце рабочего дня и ждал в своём кабинете, который днём с ним разделяли его коллеги — журналисты информационного отдела, свежие гранки из типографии для окончательной вычитки. Кроме него гранки — свежие большие листы белой (не серой, газетной) бумаги, бумаги, пахнущей свежей типографской краской, вычитывали дежурный редактор и корректор. Моему приятелю было скучновато сидеть одному весь вечер, и он часто приглашал меня зайти к нему вечером. Я после своей работы (я тогда работал инженером в научно-исследовательском институте) приезжал на Фонтанку в большое здание Лениздата, где находились редакции многих ленинградских газет, в том числе и молодёжной газеты «Смена», где тогда работал мой друг (позже он перешёл на работу в «Санкт-Петербургские ведомости»). Мы пили редакционный чай и ждали гранки. Обычно мы находили на полосе одну-две три ошибки, и исправляли их (это были типографские опечатки и ошибки, а также ошибки авторов, пропущенные редакторами), и передавали полосы дальше — корректору и дежурному редактору. Обиднее всего было то, что после нашей вычитки и корректор, и редактор (особенно главный редактор) находили ещё ошибки и опечатки — то, что мы должны были обнаружить и отметить, но не отметили. После того, как все четыре полосы газеты были проверены, наша вечерняя работа на этом заканчивалась, и можно было ехать домой по вечернему городу.

С тех пор я написал большое количество статей, в основном публицистических, на экономические и на политические темы. Сейчас, в век интернета и компьютеров, набор и редактирование текстов статей, поиск необходимой информации стали намного проще. Но основные принципы написания статей — предварительное продумывание, планирование статьи, варьирование имён и названий, раскрытие темы, формулирование основных мыслей и выводов, ясный язык, понятное и запоминающееся название и так далее — всему этому я научился ещё в юности.

Михаил Ошеров