Аспекты суждения. Часть 1

Союз Одномерной Белой Этики
от Олеся Сидоренко, редактура: Полина Дубникова

Продолжаем наше знакомство с альтернативной разработкой СОБЭ.
В самом начале мы говорили, что существуют аспекты восприятия и аспекты суждения.

Суждение подчиняется примерно тем же законам, что и аспекты восприятия, однако имеют свои особенности.

Напомним, что аспект восприятия — или «реф» — является процессом отражения определенной части информационной среды. Аспекты суждения также наполняются информацией, словно пустые сферы водой, но не на основе отражения реальности, а на базе переосмысления основных ценностей, связанных с информацией. Суждение является способом работать с различными формациями (системой взглядов, душевным складом), поэтому мы называем такие сферы «форами».

Форы — это проявление всё тех же элементов (этики, физики и логики), но теперь это не образ реальности, а образ ценности:
• Вместо восприятия состояний формируются мораль, оценочное суждение, основанное на моральных принципах. Ценность моральных и духовных принципов. Коротко: мораль.
• Вместо восприятия качеств формируется польза, важность и применимость для некоего дела, использование. Ценность практического использования, ценность действия и пользы для своего Эго. Коротко: воля.
• Вместо восприятия понятий формируется абстрактный закон, шаблон и системность. Любая информация должна подчиняться законам системы, частью которой она является. Ценность логичности. Коротко: закон.

Для удобства мы используем следующие названия: «фор морали», «фор воли» и «фор закона».

Мы вводим странные слова не для того, чтобы вас всех запутать, а для того, чтобы не было ассоциаций с уже известными определениями и информация воспринималась нейтрально.

Однако здесь нужно ввести параллели с соционикой и психософией.
Дело в том, что наше поведение не строится на том, как именно мы воспринимаем информацию и обрабатываем ее. Склонности в восприятии той или иной информации могут лишь указать на определенные интересующие области, но никак не на практически или теоретически совершаемые человеком поступки.

Однако накопленная человеком информация затем попадает в память и создает инвариантную базу паттернов (идеи Д. Хокинса), а на основании этой базы мы делаем ежесекундные предсказания.

Мы подготовим для вас еще один цикл статей, посвященный стадиям развития интеллекта по Пиаже, и Вам станет более понятным, что развиваясь до определенного уровня, мы оттачиваем свою способность в предсказании последовательностей.

По сути все наши действия, поступки, наше поведение и решения основаны на способности неокортекса предсказывать то, что должно быть воспринято (данная тема весьма обширна, и если вам будет интересно, мы можем подготовить отдельный обзор).

Не будем сейчас вдаваться в подробности работы психики. Скажем лишь, что наши ценности и ожидания формируют предсказание для восприятия и диктуют наше поведение.

Поэтому аспекты восприятия скорее связаны с обработкой информации и расстановкой приоритетов, а аспекты суждения отвечают за наше мнение и поведение. И в этом аспекты суждения больше похожи на психософию, чем на соционику.

Поэтому фор закона скорее будет связан с понятиями из ПЙ-Логики, а фор воли будет связан с ПЙ-Волей и ПЙ-Физикой.

Психософская эмоция, однако, не связана с фором морали, а скорее имеет отношение к темпераменту. Для понимания фора морали действительно больше подойдет соционическое понимание БЭ.

Итак, аспекты суждения создают в нас некоторые поведенческие особенности. Как они это делают?

Форы могут быть, подобно рефам, словно закупоренными (информация от источника в них не попадает), и тогда им нужно искать косвенные пути наполнения. Поэтому такие форы мы и называем КОСВЕННЫМИ.

В противоположность форы бывают ПРЯМЫМИ, они получают информацию непосредственно, без трубностей.

Косвенный фор вынужден брать информацию от тех форов, которые являются прямыми, по тому же принципу диффузии, что и аспекты восприятия.

Как это происходит? К примеру, Косвенный фор закона получает информацию от Прямого фора морали. Тогда все моральные постулаты воспринимаются, как объективные логические законы. Если же от Прямого фора воли, то тогда законом будет считаться лишь то, что работает на практике и приносит выгоду.

Косвенный аспект суждения (КАС) будет наполняться случайным неконтролируемым способом, немного напоминая иррациональное наполнение информации и иррациональный тип мышления. Прямой аспект суждения (ПАС) будет наполняться целенаправленно, путём поиска необходимой информации.

Если на Анализирующую функцию попадает КАС, тогда есть запрос на информацию, однако нет понимания, как её искать. КАС будет активным и стремительным, но беспорядочным, и тем самым проявится сильный иррациональный подход и поиск «везде, кроме там где нужно».

Если на Анализирующую функцию попадает ПАС, то запрос на информацию удовлетворяется полноценно.

Косвенность характеризуется несобранностью, несвязностью, хаотичным, этаким «лоскутным» понимаем, фрагментарностью. Выводы на основании КАСа делаются словно непонятно откуда и могут показаться нелогичными (аморальными, бестолковыми). Однако у КАСа, при всей его кажущейся «негодности», есть интересная особенность.

Т.к. он собирает косвенные выводы, он может создавать новое понимание или совершенно иную точку зрения на привычные и понятные вещи. КАС дает возможности для новшеств и интуитивных прозрений. КАС может быть инструментом как для революции в сознании, так и для полной анархии.

ПАС имеет ряд очевидных достоинств — компетентное и всестороннее понимание морали, закона или воли, применение «с умом» и наибольшей пользой. Однако не обладает способностью создавать новое, идеально работая на поддержание и развитие, но не на кардинальный пересмотр.

В каждом человеке проявляется и КАС, и ПАС, однако есть преобладание того или иного.
Это создает общую рациональность или иррациональность индивидуума.
2 КАСа — иррационал.
2 ПАСа — рационал.

А о самих аспектах суждения мы поговорим в следующей части.