Пройти через мясорубку

Ира Егорова
Отрывок из моно спектакля «Homo fortunatus или Человек счастливый».

Мы часто назначаем себе какую-то цель, которая, как нам кажется, должна будет соответствовать счастью. А всё счастье, которое течёт потоками когда угодно, без наших планов, мы просто не видим, в ожидании правильного счастья. А правильное или не приходит вовсе, или, когда приходит, вдруг оказывается… своей противоположностью…
Когда-то давно я играла в спектакле «Незнакомка», который очень любила – история о современной шестнадцатилетней девчонке. Это была, по сути, исповедь, непрерывный диалог со зрителями. В самом начале я выходила из глубины сцены с блоковскими строчками «По вечерам над ресторанами …» Ну, а в ответ, развесёлое гиканье, улюлюканье, хлопанье стульев: ну, подростки – спектакль-то для подростков! А я им: «По вечерам над ресторанами горячий воздух дик и глух…» А они: «гы-ы-ы… гэ-э-э… а ножки у неё – ничего… А что, если её раздеть… гы-гы-гы…» И дальше начиналась коррида – нужно было взять зал, во что бы то ни стало. А если этого не случится, то эта отвязная толпа просто сорвёт спектакль, разнесёт всё вдребезги... Но постепенно зал втягивался, начинал дышать с нами одним дыханием, смеяться и плакать вместе с нами. И это, конечно, было счастье, но давалось оно такими усилиями!.. И каждый раз нужно было проходить через такую мясорубку…
Я всё мечтала сыграть эту роль перед нормальными взрослыми зрителями, которые не будут шуметь и выкрикивать, с самого начала всё поймут и оценят… Однажды это произошло.
«По вечерам над ресторанами…» …вакуум… «По вечерам… над ресторанами...  горячий воздух дик и глух…»…  Худшего спектакля в моей жизни не было. Он был лишён того дыхания, того градуса жизни… той самой стихии – юной, глупой, необузданной, о которой и ради которой был создан этот спектакль. После этого я поняла, что самые хорошие зрители – это те, которые есть – сегодня, здесь, сейчас.