Подарок

Наташа Белозёрская
               
- Вообще-то, это мой любимый фильм...  Я «Игру» точно раз десять  смотрел… Может, даже больше… Круто замешано...  Дух захватывает!.. Майкл Дуглас сначала такой надутый, надменный… А потом, после испытаний, другой человек, - взгляд Юрки стал мечтательным и отрешенным.

Я его потерял. Он витал где-то в умопомрачительных сценах  триллера Дэвида Финчера, заменив собой героя на опасных виражах киносудьбы.

- Да, стал  нормальным мужиком… Помнишь? «Я был слеп, а теперь прозрел»… Ему в конце фильма ни огонь, ни вода, ни медные трубы не страшны, - звук моего голоса вернул Юрку к действительности. – А ты решился бы через ТАКОЕ пройти?

- Я-я-я? – Юрка изумленно покосился на меня. Его лицо вытянулось в ожидании подвоха. И рот и глаза округлились в недоумении. – Шутишь, брат?! Это же кино. Голливуд… Где мы, и где они…

- Сейчас и у нас такие компании  есть. Организуют игры для взрослых… Испытания в экстремальных условиях…  Квесты называются... Нескончаемый поток адреналина, и ощущение в конце: я это сделал! Я крут!..

- А ты сам смог бы? – Юрка смотрел на меня серьезно, без тени улыбки, - Выдержал бы крутую игру?

- Да запросто! И глазом бы не моргнул… Мне из тебя мужика надо сделать. До каких пор будешь вести себя как девчонка?..

Юрка наморщил лоб:

 - А с безопасностью у них как?

- Вот-вот! Я и говорю: тебя больше всего всегда безопасность интересует. Молокосос ты, Юрка…

- Ну, а что! Бизнесмена  в фильме  за миллион долларов на прочность испытывали и подстраховывали  в любой ситуации чуть ли не  миллион профессиональных спасателей…  И мне не хочется раньше времени в ящик сыграть… Может, у меня планы большие на жизнь… Не всем же крутыми быть…

- Ты станешь... Ладно, не переживай! У нас тоже за игроком  наблюдают  серьезные ребята, которые не дадут ему в дерьмо вляпаться... И учти, в фильме герой не знал, что эти ужасы вокруг него  -  игра. А ты знаешь… И  помнишь, что можешь остановить ее в любой момент. Скажи только: я останавливаю игру…
 
- Понял, командир!..

- Ты думаешь, так просто попасть на игру в первоклассную компанию? Даже с их заоблачными ценами?..

 - Что, много желающих?

- Да навалом. За три месяца записываются… И парни и девушки…

- Даже девушки?!

- А ты думал! Не одному же тебе «Игра» нравится. Многие хотят себя испытать… Ведь такой опыт на всю жизнь!..  Никогда не забудешь…

- Ну… я бы хотел попробовать...

- Что значит «попробовать»?  Надо свой страх победить.

- Я, конечно, боюсь. Но меня утешает то, что игра будет остановлена по моему знаку.  Если меня собираются прямо в автомобиле в реку сбросить или стреляют в меня, стоящего на краю небоскреба, я просто говорю волшебную фразу. И всё. Конец.

 - Юрка! У нас в играх хоть бы и для взрослых автомобилями не разбрасываются. И если стреляют, то холостыми…  И не на небоскребах… Слушай, братан, тебе ведь уже скоро двадцать пять исполнится … А ты как ребенок, ей богу!.. Короче, я тебя понял. Надо тебе закаляться… С подарком на твой день рождения определились…

Девятого октября, в Юркин день рождения,  мы встретились около шести вечера  в Печатниках. Там, на территории промбазы   располагался  «игродром», где именинника ждал квест.

Юрка  был бледен, и у него немного дрожали руки.

- Послушай, дружище, ты чего трясешься? Ты не забыл, что это развлечение? Подарок на день рождения…   Ты вспомни, как тебя колотило, когда ты в институт поступал. Или когда на собеседование в «Электроник Системс» шел. Боялся, паниковал… А в результате?.. Теперь самому смешно. Правда?

Юрка улыбнулся. Наверное, впервые за этот день:

- Не по себе как-то…  Пол ночи не спал, думал.

- Ну ты даешь! Как будто на казнь идешь…

- Нет, правда, нужны ли такие игры?.. Я понимаю, когда надо перенести испытание ради чего-то важного: родины, близкого любимого человека…

- Юрка! Не будь слабаком! Перестань болтать!.. Философ тоже мне… Идем или нет? Это просто игра. Два с половиной  часа захватывающих событий и головоломок… Чисто мужской опыт в экстремальных условиях… Потом сам посмеешься над своими страхами.

- Извини! Не хотел тебя разочаровать… Я ведь трус по натуре, слабак… Ты же знаешь…

- С этого дня всё переменится. Зуб даю. Идем!

Мы прошли через проходную, в которой никто не потребовал  документов для проверки. Затем долго петляли по указателям  на  огромной территории, обходя ангары и трейлеры. В одном из таких  ангаров  мы в конце концов обнаружили вход  в квест-хаус.

Закрыв за собой  дверь, мы сразу попали в другой мир. Не скажу, чтобы страшно стало, но появилось легкое ощущение опасности. Устроители, наверное,  этого и добивались. Во-первых, тусклое освещение,  полумрак. Во-вторых, живых людей при входе не было, но в  углах стояли зловещие качественно выполненные фигуры.  А в полумраке… ну, сами понимаете…  Зомби с перекошенным полуразложившимся лицом и зеленоватыми руками,  доктор-маньяк в окровавленном халате с пилой, привидение со светящимися в прорезях капюшона глазами и отвратительная тварь из фильма «Чужие» заставляли даже говорить шепотом. Потолок и стены, покрытые фотообоями с изображением комнат пыток и тюремных камер, усиливали мандраж. И везде  потоки крови…

Открылась дверь, скрытая под цветными  обоями, и навстречу нам вышла совершенно нормальная миловидная девушка в  нормальном стильном офисном костюме и в туфлях на высоких каблуках. Она улыбнулась, заметив наше смятение. Улыбка была приятной и располагающей.
 
- Вы на «Умри, но не сейчас»? – спросила девушка.

Я кивнул. Девушка предложила пройти в офис, чтобы подписать необходимые бумаги.  В этот момент  распахнулась еще одна дверь, невидимая из-за фотообоев.

В холл выскочил, да что там – вылетел,  крепкий парень под тридцать восточной внешности с недельной щетиной на лице. Он не был в костюме привидения или безумного доктора. Но одетый  в обычные джинсы и футболку  был всё равно похож на чудовище Франкенштейна. Потому что его просто перекосило от злобы и возмущения. За ним следом выбежала девушка в таком же офисном костюме, как наша. Она что-то говорила ему успокаивающе, пыталась взять  за плечо. Но парень вывернулся и закричал:

- Мне осточертели эти ублюдки! Сколько я должен терпеть?! Может, штаны снять, чтобы они меня выпороли?..

- Заур, заткнись!  Ты  опять вчера напился до чертиков? – переменила тон  девушка, видимо, поняв, что успокоить его в таком состоянии увещеваниями не сумеет.  – Еще одна такая выходка, красавчик,  и ты вылетишь с работы…

Тут они что-то услышали или их кто-то позвал. И они  исчезли за фотообойной дверью так же внезапно, как  появились.

Я уже перешагнул через порог офисного кабинета, как из такой же незаметной двери рядом с моей вышла группа молодых  ребят: две девушки и три парня… Лет по семнадцать-восемнадцать… Похоже, они  закончили свою игру. Возбужденные, раскрасневшиеся, они  громко разговаривали, перебивая друг друга. Все, кроме одного. Этот был мрачен.  В одной руке он нервно крутил мобильный телефон, а вторую прижимал к щеке, почти полностью заклеенной пластырем.

В офисе я подписал документ по оплате игры, а Юрка – договор игрока с квест-хаусом.  Я взял из его рук сколотые листы. Их было много. Неожиданно бросилось в глаза: «клиент сам несет ответственность за свою безопасность».

- Ольга, а как эту фразу понимать? Мне, когда оплачивал, сказали, что безопасность гарантируется.

- Всё правильно.  Наши сотрудники профессионалы, - менеджер  начала выдавать стандартный, заученный на память, текст. - Они обязаны оберегать игрока от ситуаций, когда возникает угроза его здоровью или жизни.  Но и игрок, в свою очередь, должен не доводить ситуацию до опасных моментов. У вас игра класса люкс. По высшему разряду.  К тому же, контактная версия.  Hard-уровень. Понятно, что при таких условиях, наши сотрудники,  актеры и каскадеры,  прошедшие специальную подготовку,  необычайно внимательны к клиенту… Поэтому риска никакого нет. Ну, без синяков и царапин не обойдется. У вас же контактная версия. Но не страшно. Шрамы украшают мужчину. А уж опыта наберетесь!... Вы знаете тематику своего квеста?

- Тематику?

- Ну да, что произойдет с вашим другом, когда он покинет офис. Конкретно он окажется в тайной тюрьме террористов.

- Вот это да! – едва слышно выдохнул Юрка.

- Террористы – жестокие люди… Может, они и не люди вовсе, - я почесал голову.

- А кто? – поинтересовался Юрка.

- Демоны, - ответила девушка и  улыбнулась.

Следом за ней, слава богу, улыбнулся Юрка.

- Демонов я не боюсь. Они не настоящие.

- Это очень хорошо, - продолжила девушка. - В тюрьме будут и другие заключенные. Вы можете их спасти. Не забывайте везде искать подсказки. Они помогут вам бежать. Игра во многом зависит от вас. От вашей сообразительности и стремления выжить. Ха-ха-ха… Но если что-то пойдет не так…

- Я произношу волшебную стоп-фразу.

- Верно, - Ольга положила бумаги в папку.  - Что же! Пора начинать!.. Не переживайте! Время пролетит незаметно. Ваш товарищ будет следить за развитием действия на мониторе. Тридцать пять телекамер, установленных в разных точках маршрута квеста, отображают происходящее на экране… Идем переодеваться?

Она   вышла в сопровождении Юрки,  указав мне на соседнее помещение с мониторами и кофейным автоматом.

Я налил себе в стаканчик  эспрессо и устроился в кресле. По трем экранам, закрепленным наверху,  пробегали серые полосы. Смакуя напиток, я время от времени поднимал глаза на мониторы: ничего… Внезапно полосатое пространство сменилось картинкой. По узкому пустому коридору двое крепких охранников с автоматами в форме цвета хаки в грубых армейских ботинках  вели несуразную маленькую фигурку в белом комбинезоне с мешком на голове. Руки пленник держал за спиной, они были скованы наручниками. Я не сразу понял, что это мой Юрка. Всё было так нереально!.. Словно мы не в одном помещении, в нескольких десятках метров друг от друга, а как будто он оказался где-нибудь в арабской стране или вообще неизвестно где, в настоящем подземном каземате террористов.
Юрка все время спотыкался. Его ноги цеплялись одна за другую, будто  был пьян. Поэтому один из охранников, курчавый темноволосый мужчина с короткой густой бородой, то и дело подталкивал его вперед прикладом своего автомата.

От крепкого  кофе или от увиденного я вдруг почувствовал ноющую тяжесть внизу живота.

Группа на экране, миновав коридор, оказалась в помещении, где с обеих сторон видны были камеры: большие клетки с решетками... Одна пустая, вторая… В третьей я разглядел скорчившуюся в углу девушку в разорванном платье. Когда охранники проходили мимо, она закрыла лицо ладонями.

Одни из террористов распахнул дверь следующей камеры. С головы  пленника сорвали мешок: передо мной предстало перепуганное растерянное лицо Юрки с кровоподтеком на левой скуле. Он беспомощно озирался. Охранник с бородой снял с него наручники и резко толкнул  за решетку. Юрка пролетел через всю камеру и застыл в углу, скорчившись так же, как и его соседка в разорванном платье. Дверь с лязгом захлопнулась, ключ повернулся в замке. Охранники ушли.

- Ты кто? – раздался девичий голос из-за стенки.

- Я Юрка… Моя игра только началась… У меня сегодня день рождения…

- Ты с ума сошел?! Какая игра?!. Я тут уже две недели, - девушка заскулила тоненько, - насилуют по несколько раз в день, избивают… Моя семья никак выкуп не заплатит…

- Две недели?!  - Юрка задохнулся. – Насилуют?!

Меня затошнило.  Кофе уж очень крепким был.  Всё, что происходило на экранах, как-то не было похоже на игру.

Юрка пытался встать на ноги. Он ухватился за шероховатую  стену, и тут только я заметил, что она покрыта темными пятнами и потеками. Это краска или кровь?.. Неуверенно, с трудом он прошелся по камере… Ему и правда больно?.. Вдруг он опустился на колени и стал шарить пальцами по неровному бетонному полу. Я увидел, что он вытащил из щели: это была женская заколка для волос… Ай да молодец!.. Всё-таки это игра! Надо искать подсказки!..

Юрка долго копался заколкой в замке… Ну, быстрее!.. Быстрее!.. Наконец замок поддался. Юрка выскользнул в коридор и подошел к соседней камере… Беги, дурак!.. Что медлишь!.. Он вставил заколку в замок.

- Нет, нет! Я не пойду! – заныла девушка. – Если поймают, убьют!

- Замолчи! – Юрка оглянулся по сторонам. – Попытаемся удрать.

Девушка замолкла и  покорно позволила вывести себя из камеры. Я увидел, что ее обнаженные ноги и руки  покрыты синяками… Нарисованы, конечно…

Два беглеца медленно шли по коридору, взявшись за руки, прислушиваясь и оглядываясь. В помещении больше никого не было. Полная тишина… Давайте, ребята, шевелитесь!..

Дойдя до последних камер, они обнаружили несколько закрытых дверей. На одной был засов и табличка красного цвета. Непонятно, что на ней написано, но ясно, что надпись запрещает входить.  Юрка отодвинул засов. Пленники оказались в крохотном закутке с горловиной широкой трубы, уходящей вниз.

- Прыгай! – прошептал Юрка.

- Сумасшедший!  Я не хочу! – девушка попятилась к двери.

- Тогда я первый, а ты за мной! – Юрка шагнул к широкому отверстию.

 Из коридоре послышались гортанные  крики и топот бегущих в тяжелых армейских ботинках людей.

Юрка прыгнул и исчез. Девушка,  испуганно оглянувшись, шагнула в трубу вслед за ним.

А вот и их преследователи. В помещение заскочили три охранника. Один наклонился над трубой и дал очередь из автомата. Затем прыгнул в пустоту. За ним второй. В третьем я узнал того самого парня, что напомнил мне чудовище Франкенштейна. Он переоделся в камуфляжную форму. Этот выбежал из двери в коридор.

Свет на мониторах погас, картинка пропала. Через мгновенье изображение появилось снова. Я увидел Юрку, стоящего на четвереньках возле лежащей на земле девушки. Труба вывела их на свободу, на улицу. Я видел небо… Но, кажется, девушка была мертва. Наверное, тоже актриса… На ее груди расплылось большое красное пятно. Юрка хлопал ее по щекам и пытался поймать пульс на шее…

Из трубы вылетели два террориста. Они вскочили на ноги, и один прикладом ударил Юрку. Юрка растянулся возле девушки. Он хотел что-то сказать. Но охранник размахнувшись, пнул  его ногой в бок. Юрка, хватая распахнутым ртом воздух, сложился гармошкой…

Изображение снова пропало.

Через минут пять я снова увидел коридор «тюрьмы». Двое охранников тащили Юрку за ноги.  Глаза его были закрыты, и голова моталась из стороны в сторону. Меня снова затошнило. Таймер на экране показывал «01:12».  То есть половина времени… Охранники бросили Юрку перед дверью той же камеры, где он находился  в самом начале.Камера девушки была пуста...

 Появилось Чудовище Франкенштейна с ковшом  в руках.  Вода, выплеснутая в лицо Юрки, привела его в чувство. Он поднял голову и огляделся. Затем со стоном опустил ее на бетонный пол.
 
Один из охранников пнул его под ребра, Юрка согнулся, затем попытался встать. «Прекращай игру! – прошептал я. – Прекращай! Достаточно!»

Охранники подхватили его под руки и хотели затолкнуть в камеру. Но он вдруг вырвался и бросился, согнувшись, как маленький таран, на одного из них. Юрка ударил террориста  головой в солнечное сплетение. Тот охнул и перегнулся пополам. В руках Чудовища Франкенштейна мелькнул шокер. Я увидел голубую змейку разряда. Юрка упал на пол. Втроем они затолкнули его в камеру и начали избивать ногами. Его тело прыгало,  как мешок картошки в тряском автомобиле. Я схватился за голову. Это переходило все границы допустимого.

Я выбежал из своей комнаты и ворвался в офис. Там никого не было. Никого не было и в коридоре. Что же делать?

Я метнулся к мониторам. Юрку снова волокли по коридору. Наверное, сам он уже идти не мог.

Охранники втащили его в маленькую комнату, где стояло кресло с проводами. Его собираются пытать?! Я заметался по комнате. Ну, останови же игру!..

Увидел крупным планом на экране его лицо. Всё в кровоподтеках с заплывающим глазом. Губы тоже разбиты. Юрка что-то шептал. Один из охранников включил рубильник. Юрка дернулся и потерял сознание...

Я кинулся в офис. Ольга сидела за столом и разговаривала по мобильному телефону.

- Что там происходит?! – заорал я. – Это похоже на настоящую тюрьму! Надо остановить игру! Слышите?!

- Что случилось? Почему вы так нервничаете? – Ольга встала из-за стола. – Идемте к мониторам. Что вас так взволновало?

- Взволновало?! Да ваши актеры – настоящие садисты. Они же его убивают!

В это время на экране было видно, как охранники тащили Юрку обратно в камеру. На этот раз они тянули его за руки. Бессмысленное потерянное выражение его лица бросило меня в жар.

Перед камерой они оставили бесчувственного Юрку на бетонном полу, а сами стояли и тихо разговаривали. Один закурил. Ольга выругалась:

- Говорила, сколько раз говорила: не курить!

- При чем здесь не курить! Вы посмотрите, что они с парнем сделали!

- Что вы кричите! Ваш друг давно мог остановить игру… Может, ему нравится…

- Вы с ума сошли! Да он уже и говорить не может! Прекратите игру немедленно!

В этот момент Юрка вдруг вскочил на ноги. Выражение его лица было страшным. Он бросился  на Чудовище. Но тот, будучи выше заключенного на две головы,  с легкостью его оттолкнул. Юрка ударился о решетку спиной и, как мяч,  полетел обратно. Я даже не понял, как он умудрился так сложиться в своем коротком полете, но он с размаху ударил охранника  ногой в пах. Тот взвыл и опустился на колени, прижав руки к животу.

 Юрка  уже мчался по коридору. Охранники кинулись за ним. Догнали его в самом конце. Он почти добежал до той заветной двери с трубой, выходящей на улицу, но был сбит с ног. Его принялись жестоко избивать. На одном из мониторов возникло лицо  Чудовища Франкенштейна. Он был в ярости.

- Прочь, прочь! – крикнул он своим напарникам. Те отскочили в стороны. Кажется, они его боялись. Он подходил медленно,словно накапливая  ненависть. Я вдруг понял, что он уже ничего не понимает и не помнит никаких запретов и правил.

Даже не глядя на противопожарный стенд, он сорвал на ходу топор с крюка и, приблизившись,  завис на мгновение над распростертым на полу телом, а потом размахнулся.

Не знаю, откуда взялись силы у Юрки, но он перекатился в сторону, и топор глухо звякнул о бетонный пол, выбив из него веер крошек.

Я повернулся и увидел лицо девушки. Оно было белым, как мел. Губы дергались. Она не могла вымолвить ни слова.

- Где у вас тревога?! Надо его остановить! Слышите меня?!- я тряхнул ее за плечи.

Девушка бросилась вон из комнаты. Я посмотрел на экран. Чудовище Франкенштейна снова стоял на Юркой. Вот он размахивается… Юрка отталкивается рукой, чтобы избежать удара… И удар…  приходится на руку…

Меня вырвало прямо на стол. Захлебываясь в рвотной массе, сотрясаясь от спазмов, я поднял глаза на экран. В луже крови лежала отрубленная по запястье кисть руки… Изображение на экране дернулось и  погасло…

Потом я бежал по каким-то коридорам, расталкивал каких-то людей. Я кричал не переставая. Пока не оказался рядом с Юркой. Его комбинезон с правой стороны промок от крови… Я всё пытался к нему подойти. Мешал  милиционерам и врачам. Крутился под ногами, когда его поднимали на носилки...  Пока кто-то грубо не оттолкнул меня к стене.

Не знаю  как, но я  оказался в машине скорой помощи. У меня стучали зубы. И медсестра дала мне что-то выпить в пластмассовом стаканчике. Это что-то обжигающим комком остановилось у меня в желудке.  Больше я ничего не чувствовал. Просто смотрел на Юрку.

Он умер, когда машина уже въезжала в ворота отделения интенсивной терапии… Острый сердечный приступ. Занимались кровопотерей, а остановку сердца  упустили…

Я вернулся домой за полночь. Не снимая куртки,  выпил на кухне бутылку водки, заливаясь слезами. Господи! Что я наделал!.. У меня, у меня возьми руку! Но пусть он будет жив!.. Мой маленький нелепый Юрка… Каким бы он ни был…  Наконец я забылся в тяжелом сне, уронив голову на стол.

Проснулся я под утро. Кто-то тормошил  меня за плечи, и, радостно смеясь,  говорил: «Пора вставать, соня! Просыпайся!.. Ну, вот, открыл глаза!.. Разбудил я тебя?.. Я тебя разбудил!»  Голос был Юркин.

(из книги «100 рассказов про тебя»)