49. Последствия дискуссии в Доме актёра

Михаил Самуилович Качан
НА СНИМКЕ: Александр Галич среди бардов и зрителей

В книге Михаила Аронова я нашёл свидетельство ещё об одной дискуссии, которая проходила в Доме актёра.

Видимо, об этом написал Роман Гершгорин, которого Аронов именует Гориным.

Впрочем, он часто и сам себя так называл.

Я его знал, – он впоследствии некоторое время был режиссёром Театра-студии Академгородка. Потом уехал в Америку.

Сначала приведу текст из книги Михаила Аронова.

«На следующее утро после одного из концертов Галича  в Новосибирском доме актёра состоялось обсуждение его песен (сам автор при этом отсутствовал).

Собралось много народу — актёры, поэты, прозаики. Присутствовали, конечно, и сотрудники КГБ.

Почти все нападали на песни Галича, и тогда в его защиту выступил театральный критик Роман Горин.

Через два дня после дискуссии ему позвонил знакомый сотрудник газеты «Вечерний Новосибирск» и сообщил, что зарезали его рецензию на театральный спектакль «Блуждающие звезды», после чего посоветовал пойти и выяснить, в чем дело, в Новосибирский обком  партии к секретарю по идеологии Виктору Алёхину.

Горин послушался совета, и между ними состоялся такой диалог:

«Алехин выхватывает из стопки бумаг несколько листков:

– Это тоже шуточки? Вы были на так называемом конкурсе бардов? Слышали это?

— Там было много выступающих.

— А Галич? Что поёт Галич?

– В Доме актёра было обсуждение творчества бардов. Спорили и о Галиче. Я говорил, что в его творчестве развивается сатирическое начало. Он как бы продолжает традиции Маяковского…

— Великий пролетарский поэт и это… — Алехин потряс листками. — Это же галиматья… А песенка о прибавочной стоимости? Или эта… если все шагают в ногу, мост что? Обрушивается? Так? Пусть каждый шагает так, как ему хочется? К этому призывает Галич советскую молодёжь?

— Наверное, поэт хочет призвать каждого солдата не только честно исполнять свой воинский долг, так сказать, шагать вместе, но и стараться в строю сохранить свою человеческую индивидуальность.

Только все это подано в шутливой манере.

— И «Лекция о международном положении» тоже шутка? 

— Но это же сатира, Виктор Степанович… это юмор…

— С таким юмором нам не по пути с Галичем. И с теми, кто делает вид, что не понимает мерзкие песенки Галича… <…>

Чувствую, что совсем погибаю, - говорю:

– Природа его творчества такова, что он не может без шуток.

Алехин буравит меня глазами:

– Вот и напишите, как вы относитесь к этим шуткам Галича. Напишите, что это антисоветские, злопыхательские песенки.

Мелкотемье, блатной словарь, зубоскальство вместо юмора, клевета на советских людей, а не сатира — вам и карты в руки!

Я дам вам с собой экземпляры, если вам нужно…

— Мне кажется, нельзя так рубить сплеча…

У Галича есть хорошие, настоящие песни…

Алехин, не выдержав, стукнул ладонью по столу:

– Ступайте! Нам больше не о чём с вами говорить!».

Я привожу этот очерк, но сомневаюсь в его правдивости, поскольку нет ссылки на первоисточники, в Гугле я не нашёл следов секретаря горкома КПСС Виктора Степановича Алёхина и не сумел ничего уточнить.

Кстати, у Галича нет песни под названием «Лекция о международном положении». Она есть у Высоцкого и у Яблонского.

Песня Гриши совершенно не похожа на песню Высоцкого. Приведу первый куплет песни Высоцкого:

Я вам, ребяты, на мозги не капаю,
Но вот он - перегиб и парадокс:
Ковой-то выбирают римским папою
- Ковой-то запирают в тесный бокс.

Высоцкого на фестивале бардов не было, а Гриша Яблонский пел свою песню на конкурсе бардов.

Так что Алёхин ошибся, приписав её Галичу, а Горин этого не заметил. Или не знал.

Ещё один «ляп» Михаила Аронова, а их у него немало.


Продолжение следует: http://www.proza.ru/2017/09/26/508