Глава 14 Миражор

Кадышев Геннадий
Глава 14  МИРАЖОР.
  Цветомузыкальная пауза окончилась. Росе рассказывал Сергею и Боро о системах защиты и вооружения, которыми снабжена экспедиция: - Мы много работали над тем, чтобы исключить неприятные инциденты при контактах с ялмянами, - отмечал Роси. - Как явствует из сообщений первой экспедиции, ялмяне могут вести себя агрессивно по отношению к астронавтам. В определённых ситуациях они способны нападать на людей и гравитоны, пытаться захватить их, обстреливать из своего оружия и даже убить. Поэтому лаборатория защиты разработала и оснастила нас целым набором средств защиты и вооружения. Одно из таких средств я предложил и разработал сам. Если вы не возражаете, я продемонстрирую это оружие, покажу как оно устроено, действует и научу пользоваться им.
  Боро с Сергеем приняли предложение Росе и все вместе перешли в лабораторию защиты. Там Росе надел шлемофон интровидения на макушке которого в разные стороны выступали четыре прибора, напоминавшие шахтерские лампочки.
Росе предложил всем выйти в кольцевой коридор, так как малое пространство лаборатории затрудняло демонстрацию приборов. В коридоре он отошёл от Боро с Сергеем на расстояние десяти-пятнадцати метров, надел на глаза очки и предупредил пациентов:
- Внимательно наблюдайте за мной и за всем, что будет происходить вокруг вас. Вы - условно нападающая сторона, хотите схватить меня или нанести мне повреждения. Попробуйте осуществить ваши намерения.
  Вдруг Росе исчез из поля зрения. Сергей оказался в плотном освещённом тумане. Световые блики мерцали, играли кругом и словно туман на расстоянии одного - двух метров полностью растворяли и поглощали в себе всё окружающее. Осматриваясь, Сергей видел проступающие участки ближайшей переборки, пола и потолка коридора. С другой стороны, едва просматривался силуэт Боро, всё остальное растворялось в тумане и не было видно. Где находился Росе, куда уходил коридор, Сергей мог догадываться только по памяти ориентации. Он протянул руку в сторону Боро и заметил, как кисть руки таяла в тумане.
  Сделав два-три шага, Сергей вплотную приблизился и различил Боро. Оба они были дезориентированы, не знали, что делать, куда двигаться. О каком-либо поиске, нападении на Росе не могло быть и речи. Что могут сделать люди, зрение которых ограничено пределами своего тела?
  Голос Росе весело доносился извне. Он шутливо ободрял незадачливых нападающих, подсказывал куда им следовало передвигаться. Наигравшись беспомощностью подопытных, Росе выключил аппарат, и всё сразу же встало на свои места. Боро с Сергеем находились на том же месте где и были, Росе весело шёл им на встречу. Видимость в коридоре была отличной.
  - Как ваше впечатление и настроение? - любопытствовал Росе.
  - Не угасло ещё желание напасть на меня?
Сергей был удивлён и озадачен видением, и выражал нетерпение узнать, как это сделано. Боро подтвердил высокую эффективность продемонстрированного оружия: - Оно полностью лишает нападающих возможности действовать и может сослужить нам хорошую службу. Росе обратил внимание на то, что это оружие гуманно, оно не наносит никакого вреда нападающим. Они остаются живы и здоровы и только на время лишаются возможности действовать.
  Все трое возвратились в лабораторию защиты, где Росе объяснил устройство, принцип действия и пользование только что продемонстрированным оружием защиты.
Росе рассказывал и показывал: - Здесь в шлемофон вмонтированы два лазера, которые образуют четыре прожектора. Лучи прожекторов освещают окружающее пространство каждый в своём секторе. Световые потоки прожекторов отражаются от освещаемых людей и предметов, на обратном пути встречаются с прямыми лучами. В пространстве вокруг освещаемых предметов прямые и отражённые лучи накладываются друг на друга, интерферируют и создают голографическую картину. Поскольку никакой информации в лучи лазеров мы не вкладывали, то голографическая картина предстаёт перед нами в виде бесчисленных бликов, которые воспринимаются как туман. Если на луч лазера наложить информационную картину, то вместо тумана противники будут наблюдать эту картину в виде миражей. Мы можем продемонстрировать и такой вариант миражора.
  Сергей уточнял: - Росе, при демонстрации прибора Вы ведь тоже находились в этом пространстве, также освещались отражённым светом и, следовательно, как и мы были в световом тумане и не могли видеть ни нас, ни коридора.
Росе подтвердил: - Действительно, я тоже находился в этом мираже и мог быть ослеплён также, как и вы. Однако, я надел вот эти очки, которые снимают голографическое изображение, поэтому видел вас в обычном освещении.
  - Что это за очки? - заинтересовался Сергей и надел их.
В очках он видел всё окружающее также, как и без очков, казалось, ничто не изменилось, только видимая картина стала немного тускнее. Сергей отнёс это за счёт того, что стёкла очков поглощали или отражали часть света. Озадаченный презент внимательно рассматривал очки, но не мог понять принцип их действия. Очки как очки, только стёкла в них были темнее обычного.
  Боро ничем не выражал удивления, так как всё это было понятно ему.
Сергей обратился: - Я один не понимаю принцип действия этих волшебных очков и если их физические основы не выходят за рамки моих знаний, постараюсь сам раскрыть их секрет. Мне обидно быть таким несмышлёнышем.
  Боро и Росе рассмеялись над озадаченным презентом. Росе сказал: - Секрет очков может быть понят на уровне знаний двадцатого века, так, что, попытайтесь сами сообразить, Косер. Далее он объяснил, что миржорами оборудован космоплан, все гравитоны и шлемофоны интровидения, с которыми астронавты будут путешествовать по инопланете: - Так, что это оружие защиты всегда будет с нами, и при необходимости мы будем им пользоваться. Оно портативно, не занимает особого места, просто и удобно в обращении, безопасно для нас и окружающих.
  - В то же время оружие весьма эффективно, - добавил Боро. - Спасибо Вам, Росе, за такой ценный подарок для экспедиции. Сергей попрощался и ушел в свою комнату отдыхать. Ярких и неожиданных впечатлений на сегодня было достаточно.
  Лёжа в постели, он внимательно рассматривал волшебные очки и пытался понять их природу. Сергей вспоминал известные физические законы, особенно тщательно перетряхивал свои знания из области оптики, однако, решение не приходило.
  Сергей задумался над процессом творческого мышления. При каких условиях человека озаряют новые идеи, которые позволяют найти техническое решение на уровне пионерского изобретения или открытия? Он представлял себе различие между пассивным или активным восприятием новой информации и творческим мыслительным процессом.
 Для восприятия новой информации в общем-то достаточно иметь минимум знаний, желание и напряжение мысли. Однако, для творческого поиска нового решения этого было не достаточно, требовался ещё какой-то компонент, смысл которого Сергей не мог уловить.
  Не случайно во все времена изобретательское творчество выделялось особняком из всех других видов человеческой деятельности. Изобретателей чаще не понимали и в соответствии с уровнем развития личности и общественного сознания воспринимали их то прямо враждебно, то окутывали ореолом таинственности.
  Их называли магами, волшебниками, колдунами, кудесниками, знахарями, пророками, чудотворцами и тому подобное. Не редко связывали и объясняли поведение изобретателей действиями нечистой силы. Сергей сознавал, что всё это вызывалось непониманием людей. Когда человек что-то не понимает, он руководствуется природными инстинктами. Наиболее сильный из них - инстинкт самосохранения. В соответствии с ним человек пугается непонятного явления и воспринимает его настороженно либо враждебно. Когда настороженность и враждебность проходят, человек окутывает непонятное явление таинственностью, так как в этой реакции сознание концентрирует всё, что находится за пределами понимания.
  Кроме того, человек чувствует себя хорошо и уверенно только в окружении привычных предметов, в новой для него обстановке испытывает дискомфорт и неуверенность.
  Любое изобретение или открытие включают в себя новое содержание, что естественно вызывает отрицательные реакции людей. Поэтому не случайно, что новые знания, изобретения и открытия всегда встречают сопротивление со стороны людей даже образованных и творческих.
  С другой стороны, природная любознательность пробуждает интерес человека к новому, которое постепенно становится привычным и прочно входит в арсенал знаний. Сергей находил убедительное подтверждение своему пониманию механизма восприятия нового во всех известных ему фактах.
  Восприятие людьми нового всегда шло по одной схеме последовательности реакций: первая реакция - "этого не может быть!” Вторая реакция - "неужели это так?!" Третья реакция - "конечно это так, иначе и быть не может!"
  Промежутки времени между сменяющимися реакциями восприятия прямо зависят от масштабности и потенциала новизны. Чем потенциал новизны выше, масштабнее, тем больше требуется времени для его осознания и принятия. Признание крупномасштабных открытий и изобретений занимает десятилетия и даже переходит на другие поколения людей.
  Сергей понимал, что отрицательное восприятие нового не является чьей-то прихотью или недостатком воспитания, - это проявление общего закона психологии познания.
  Всегда почему-то считали, что в открытии или изобретении может и должен разобраться, правде всего, специалист той или иной области знания. По мнению Сергея это было глубоко ошибочное представление. Во-первых, специалистом по сделанному открытию и изобретению на первых порах является их автор, все остальные эксперты вовсе не являются специалистами в новом решении. Во-вторых, любой специалист является знатоком своего дела, он мыслит трафаретами своей специальности и ему как никому другому труднее понять предмет изобретения с новых позиций. Сергей пытался осмыслить и выразить содержание того компонента, которое отличает творческое создание нового от простого его восприятия. Видимо, главным в этом компоненте являлось умение уйти, отрешиться от традиционных, известных решений стоящей задачи. Требовалось как-бы забыть все известные формы решений и искать своё, руководствуясь только общими знаниями законов природы, эстетической красотой и изяществом простых форм. Новое решение приходит при этом в ассоциациях с совершенно другими областями знаний и человеческой деятельности.
  Размышляя над механизмами творчества, Сергей успокоился, абстрагировался и не заметил, как погрузился в сон.