Каменотёс

Леон Строчник
                Каменотес

     Каменоломни выглядели уныло. Серые валуны. Обветшалые бараки. Ржавая, походная кухня. Навес над обеденным столом.  По краю обрыва редкие осиновые деревья. Погода пасмурная. Мрак. И, люди. Человек двадцать. Истощенные и безразличные. С потускневшими глазами, осунувшимися лицами. Руки в огрубевших мозолях. Одежда…Что то подобие её. Шитые перешитые робы и стоптанные, рваные ботинки. Трое вертухаев-охранников с интересом взглянули на грузовик.
     - Здесь, хотя бы, кормят? – повернулся к сопровождающему Иван.
     Данила двусмысленно пожал плечами. Подумал. Ответил:
     - Нам то, что? У нас всё с собой. Мы сами по себе, они сами по себе.…Советую с ними не разговаривать. Бывшие уголовники, воры и убийцы…
     - Даня! Они тоже люди. Наверняка, многие раскаялись…
     - Ну, ну.…Давай выгружаться. Нам определили место в крайнем домике слева.

     Последующие два дня Иван выбирал камень. Данила с карабином в руке, общался с охраной и потихоньку пил коньяк. Заключенные, как заметили они оба, смотрели на них с плохо прикрытой неприязнью.
     Наконец, материал был найден. Иван приступил к работе. Соорудил навес. Разложил инструменты. Простучал поверхность. Специальным маркером наметил линии сколов.
     Этим событием заинтересовались все, кто находился рядом. Сгрудились на приличном расстоянии. Вполголоса обсуждали.
     Данила сидел на складном стульчике. Прикладывался к фляжке и философствовал:
     - Не понимаю я вас, скульпторов. Кому нужны эти безжизненные монументы?
     - Хотя бы, как память о прошлом.
     - Да? Вечно обгаженные плацдармы для голубей.
     Иван обозначил руку статуи. Приставил зубило. Аккуратно снес первый слой. На миг обернулся:
     - Ты - не понимаешь, другие - поймут. Не всем дано понять. Знаешь, как сказал Огюст Роден, когда его спросили как он создает шедевры? Беру камень и отсекаю всю лишнее.
     - По-моему, первым это сказал Микеланджело.
     - Скажите пожалуйста! Ты разбираешься в творчестве монументалистов?! Микеланджело Буонарроти изрек следующее: - Скульптура есть искусство, которое путем удаления излишнего материала, подводит его к форме тела, предначертанной в идее художника».
     - Ну так, то же самое и сказал. К чему ты это говоришь?
     - К тому, что одни – разбираются в искусстве, невежды – нет.
     - Невежда, стало быть, я?
     - Для тебя же это – плацдармы.
     Данила промолчал. Потом, с возрастающим удивлением, к которому постепенно примешалось восхищение, наблюдал, как Иван ловко превращал камень в шедевр. «Черт! – думал он. – В натуре, всё лишнее отсекает!»
     Пол вечер пришлось провести электричество. Быстро темнело, но никто не расходился. Грубый валун обретал формы. Мягкие и гибкие.
     В абсолютной тишине раздавался стук молотка Ивана.
     Спустя ещё два часа, ближе к полуночи, Иван сел на землю. Перевел дух. Прекрасная и величавая статуя женщины, взывающая к Богу, была закончена. За его спиной собралось всё местное поселение. Вздохи восхищения. Цоканья языком. Тихие вскрики.
     Данила присел рядом:
     - Ничего подобного не видел! Как ты это сделал?!
     - Отсек лишнее. Это касается любого творчества. Будь, то – писатель, или – художник, или – музыкант. Мы, тем и отличаемся от людей, которые не хотят развиваться. Пытаемся донести до общества гармонию мысли…

     Ночью, кто то разнес статую в прах.