Знамения для верующих

Сергей Войнилович
Знамения для верующих. Реальный смысл или символический?


     Далеко не редкость среди верующих, к которым относит себя и сам автор, наличия заблуждений в толковании Писания. Когда же начинаешь задавать честные и серьезные вопросы себе и верующему собеседнику, касающиеся толкований Библии, то сталкиваешься с одной, старой, как мир, причиной непонимания Слова – страхом, страхом признаться в своем непонимании Истины. Вспомним известную (Лука 9: 43-45) новозаветную историю. Иисус в очередной раз напоминает ученикам, что Он будет предан в руки человеческие, но они не понимают о чем идет речь, и бояться спросить о сем слове Иисуса, оставаясь, таким образом, без истины. Боязнь открыть свою некомпетентность, непонимание, духовную незрелость толкает человека к легковесным толкованиям и заблуждениям. Одним из таких примеров является отрывок из Марка 16 гл.

   «И сказал им (Иисус): идите по всему миру и проповедуйте Евангелие всей твари. Кто будет веровать и креститься, спасен будет; а кто не будет веровать, осужден будет. Уверовавших же будут сопровождать сии знамения:
-именем Моим будут изгонять бесов,
-будут говорить новыми языками,
-будут брать змей,
-если что смертоносное выпьют, не повредит им,
-возложат руки на больных, и они будут здоровы…..
А они пошли и проповедовали везде, при Господнем содействии и подкреплении слова последующими знамениями. Аминь».

    Первое и важное замечание по данному отрывку сводится к тому, что вышеперечисленные знамения подтверждают и подкрепляют благую весть о Христе, они будут сопровождать как верующих язычников, так и верующих евреев («по всему миру»), и будут действовать до конца времени евангелизации мира. Поверхностный и крайне несерьезный взгляд на это место позволяет быстро найти знакомое: изгнание бесов, говорение на языках, исцеление больных. Но что делать со змеями, для чего их брать, как пить смертоносное, и какое, вообще, все это имеет отношение к благой вести, где примеры в Деяниях? Трудно себе представить необходимость брать змею в руки, чтобы подтвердить истину смерти и воскресения Иисуса Христа. Кто пытался ответить на эти вопросы? Более того, как часто, дорогой читатель, ты был свидетелем изгнаний бесов, реальных, а ненадуманных исцелений? Где масса примеров среди верующих исполнения данных знамений, ведь знамения принадлежат всем, а не избранным? Верующие в пятидесятнических церквях утешаются мыслью о том, что если этого нет или очень мало, то уж языков хоть отбавляй. Что это - неполное Евангелие, Евангелие, подтверждающееся только языками? Почему такой перекос? 
    Далее обратим внимание на то, что Иисус употребляет выражение «новые языки», а не «иные». Это одно и тоже? Нет. Вспомним 1 послание Коринфянам 14: 21: «Иными языками  и иными устами буду говорить народу сему, но и тогда не послушают меня, говорит Господь». Под народом подразумевается Израиль, а под языками все, кроме иврита. Иврит не может быть иным языком для евреев, он для них родной. Выражение «новый» не дает таких уточнений и включает в себя и иврит. Исходя из этого, становится ясно, что мы на ложном пути.
   Не принимая аргументы автора, что «иные» и «новые» не одно и тоже, приходим к еще более запутанной ситуации. Если пророчества об иных языках есть в Ветхом Завете, то про змей и употребления смертоносного без повреждений, обещаний нет, их впервые озвучивает сам Иисус. Почему нет подобия одних знамений другим, относительно обещанности в Ветхом Завете?  Печаль еще и в том, что истинные иные языки с начала 2–го века исчезли, и до появления ложных в 1906 г. нет упоминаний языков в истории церкви. Почему Господь не стал ими подтверждать, как знамениями, Евангелие? Где исполнение Богом своего собственного Слова? Или мы должны похулить Бога в этой ситуации и умереть, или исправит свое понимание данного отрывка Марка 16 гл., когда без страха показаться недуховными, мы будем шаг за шагом идти к Истине. Итак, начнем.
   Важным условием трактовки любого отрывка Писания является порядок, не позволяющий что-то в этом отрывке трактовать реально, а что-то символически, другими словами, или весь отрывок трактуется реально, или весь символически. Как мы уже успели заметить, нельзя реально трактовать змей, в качестве земных тварей, которых все верующие без исключения будут брать в руки для усиления эффекта Евангелизации. Также обстоят дела и со смертоносным. Иисус говорит о новых языках, а не об иных. Все это становится поводом начала поиска ответов на вышезаданные вопросы в символической трактовке этого места Нового Завета, что уже случалась нередко, когда речь заходила о притчах.
    Первым, предлагаемым для рассмотрения знамением, мы возьмем знамение языков.  Из предыдущих аргументов, касающихся позиции «иные и новые языки –  не одно и тоже», приходим к пониманию наличия проблем самого языка, но не как органа в ротовой полости, а как средства донесения Истины. Находясь без покаяния, в этом мире наш язык заражается массой гнилых, пустых, суетных, скверных слов. Очищение уст и приводит к появлению нового, обновленного родного по природе языка, языка без скверных и гнилых слов. Не поем ли мы на собраниях: «…и углем мне очисти уста». 

Примеры для размышления:
     «Итак, кто во Христе, тот новая тварь; древнее прошло, теперь все новое» (2-Коринфянам 5: 17). У новой твари и язык становится новым. Про эти новые уста, которые перестают богохульствовать и начинают славить Бога, Писание говорит бесчисленное количество раз.

     «Нечестие беззаконного говорит в сердце моем: нет страха Божия пред глазами его, ибо он льстит себе в глазах своих, будто отыскивает беззаконие свое, чтобы возненавидеть его; слова уст его - неправда и лукавство; не хочет он вразумиться, чтобы делать добро» Псалом 35: 2-4.

     «Услышь, Господи, правду [мою], внемли воплю моему, прими мольбу из уст нелживых» Псалом 16: 1.
 
   «Отойди от человека глупого, у которого ты не замечаешь разумных уст» Притчи 14: 7.
   
 В полном контрасте глупцу поставлена мудрость от Господа: «Если змей ужалит без заговаривания, то не лучше его и злоязычный. Слова из уст мудрого - благодать, а уста глупого губят его же: начало слов из уст его - глупость, а конец речи из уст его – безумие» Екклесиаст 10: 11-13.

       «Соблюдайте все, что Я сказал вам, и имени других богов не упоминайте; да не слышится оно из уст твоих» - Исход 23: 13 – «Ибо блудодействовала мать их и осрамила себя зачавшая их; ибо говорила: `пойду за любовниками моими, которые дают мне хлеб и воду, шерсть и лен, елей и напитки'. За то вот, Я загорожу путь ее тернами и обнесу ее оградою, и она не найдет стезей своих, и погонится за любовниками своими, но не догонит их, и будет искать их, но не найдет, и скажет: `пойду я, и возвращусь к первому мужу моему; ибо тогда лучше было мне, нежели теперь'. А не знала она, что Я, Я давал ей хлеб и вино и елей и умножил у нее серебро и золото, из которого сделали истукана Ваала. За то Я возьму назад хлеб Мой в его время и вино Мое в его пору и отниму шерсть и лен Мой, чем покрывается нагота ее. И ныне открою срамоту ее пред глазами любовников ее, и никто не исторгнет ее из руки Моей. И прекращу у нее всякое веселье, праздники ее и новомесячия ее, и субботы ее, и все торжества ее. И опустошу виноградные лозы ее и смоковницы ее, о которых она говорит: `это у меня подарки, которые надарили мне любовники мои'; и Я превращу их в лес, и полевые звери поедят их. И накажу ее за дни служения Ваалам, когда она кадила им и, украсив себя серьгами и ожерельями, ходила за любовниками своими, а Меня забывала, говорит Господь. Посему вот, и Я увлеку ее, приведу ее в пустыню, и буду говорить к сердцу ее. И дам ей оттуда виноградники ее и долину Ахор, в преддверие надежды; и она будет петь там, как во дни юности своей и как в день выхода своего из земли Египетской. И будет в тот день, говорит Господь, ты будешь звать Меня: `муж мой', и не будешь более звать Меня: `Ваали'. И удалю имена Ваалов от уст ее, и не будут более вспоминаемы имена их».

     «…ибо отверзлись на меня уста нечестивые и уста коварные; говорят со мною языком лживым» Псалом 108: 2. 

     «Никакое гнилое слово да не исходит из уст ваших, а только доброе для назидания в вере, дабы оно доставляло благодать слушающим» Ефесянам 4: 29.

 Удивительно, если иные языки принадлежали не всем верующим первоапостольской церкви, а только тем, кому давал Дух Святой, то новые языки – удел всех искренне верующих и следующих за Иисусом! Кстати, это касается и остальных знамений.
      Напоминая читателю слова Ветхого Завета «яд аспида под устами их»  (Псалом 139: 3-4), плавно переходим к «змеям» и «смертоносному».
    
«И сказал Господь Бог жене: что ты это сделала? Жена сказала: змей обольстил меня, и я ела» (Бытие 3: 13). Здесь видим первое проявление змеиной сущности, которое суть искушение. Если его не побороть, оно приводит к греху и, соответственно, смерти. Это и произошло с Адамом, Евой и всеми их потомками.

       «Ибо вы знаете, как мы жили в земле Египетской и как мы проходили посреди народов, чрез которые вы прошли, и видели мерзости их и кумиры их, деревянные и каменные, серебряные и золотые, которые у них. Да не будет между вами мужчины или женщины, или рода или колена, которых сердце уклонилось бы ныне от Господа Бога нашего, чтобы ходить служить богам тех народов; да не будет между вами корня, произращающего яд и полынь, такого человека, который, услышав слова проклятия сего, похвалялся бы в сердце своем, говоря: «я буду счастлив, несмотря на то, что буду ходить по произволу сердца моего»'; и пропадет, таким образом, сытый с голодным; не простит Господь такому, но тотчас возгорится гнев Господа и ярость Его на такого человека, и падет на него все проклятие [завета сего], написанное в сей книге [закона], и изгладит Господь имя его из поднебесной» (Второзаконие 29: 16-20). Здесь уже видим, что не только сам грех становится смертельным для грешника, но и заразительный пример приводит к греху и смерти.

      «Но боюсь, чтобы, как змий хитростью своею прельстил Еву, так и ваши умы не повредились, уклонившись от простоты во Христе» (2-Коринфянам 11: 3). Та же опасность грозит и новозаветным верующим, но обетование «уверовавшим» суть таково: «противостаньте твёрдой верой…».
   Смотри также Второзаконие 32: 32-33, Псалом 57: 5-6, Псалом 139, Притчи 23: 31-32, Амос 6: 12, Иаков 3: 8, Римлянам 3: 13.

Есть ещё один аспект яда и змей в библейском понимании этих терминов. Он связан не только с грехом, но и судом Божьим, который является неизбежным следствием нераскаянного и упорного греха.

     «И послал Господь на народ ядовитых змеев, которые жалили народ, и умерло множество народа из [сынов] Израилевых» (Числа. 21: 6).
 
 Снова видим, что змеи в данном случае – это не простые гадюки, а суд Божий, совершаемый за грехи народа, и значение этих змей неизмеримо больше простой порции смертоносного змеиного яда, который уничтожает тело – укус греха ведёт к смерти вечной.

      «Если же служение смертоносным буквам, начертанное на камнях, было так славно, что сыны Израилевы не могли смотреть на лице Моисеево по причине славы лица его преходящей…» (2-Коринфянам 3: 7; прочитать всю главу). Закон всегда напоминал о смерти, благодать всегда напоминает об избавлении от смерти. Смотри также Бытие 49: 16-17, Осия 10: 4, Амос 5: 18-19, Иов 20: 16, Иеремия 8: 7, 2-Коринфянам 2: 16.

   Итак, смертоносное питьё и змеи – это символы более серьёзных, духовных понятий, и не могут быть интерпретированы в рамках понятий примитивных, земных. Здесь мы находим, как самих духов злобы поднебесной, так и их обман, обольщение, стремление ввести человека в идолопоклонство, поклонениние твари вместо Творца. Что позволяет оставаться неуязвимым верующему от «змей» и не умереть от «смертоносного»? Ответ прост - Слово Божье! В этом плане ярким и показательным является пример самого Иисуса, искушаемого дьяволом в пустыне. Он умело употребил Слово Божье, дав отпор искусителю:
- «не хлебом одним будет жить человек, но всяким словом, исходящим из уст Божиих»,
-«не искушай Господа Бога твоего»,
-«Господу Богу твоему поклоняйся и Ему одному служи».
О сберегающем, защищающем, исцеляющем значении Слова Божьего хорошо писал Давид в Псалмах. Трудно найти псалом, где не подчеркивалась бы важность Слова от Господа для жизни и благочестия верующего.
   Следуя логики символического трактования, перейдем к тем знамениям, которые мы раньше толковали конкретно, подразумевая под «изгнаниями» выход бесов из человека, физически зависимого от духа противления, а в исцелениях – сверхъестественное освобождения от физических недугов. Если бы было так, то уже завтра на нас обрушился бы шквал свидетельств об исцелениях и освобождениях, как проявлений Божьих знамений для подкрепления Евангелия в жизни всякого верующего. Но, увы, этого шквала нет! А раз нет – рассмотрим символический вариант трактовки.
      Изгнание бесов не обязательно должно быть изгнанием их из «человеческой плоти», как крайнего варианта одержимости, но из духовной сферы человека, как «более легкой» формы зависимости.
      Бесы заинтересованы в области человеческого духа, т.к. сами являются духовными существами с одной стороны, а с другой - их задача погубить человека, где полем брани является духовная составляющая человека. Под «безводными местами» не стоит понимать территории лишенные рек и озер, морей и океанов. Здесь речь идет о сфере человеческого духа, которой лишается бес при изгнании и в которой заинтересован, т.к. стремиться туда вернуться.

Рассмотрим примеры духовной несвободы:

      Ефесянам 2: 1-3. « И вас мертвых по преступлениям и грехам вашим, в которых вы некогда жили, по обычаю мира сего, по воле князя, господствующего в воздухе, духа действующего ныне в сынах противления, между которыми и мы жили некогда, исполняя желания плоти и помыслов, и были по природе чадами гнева, как и прочие».

     «Ваш отец Диавол; и вы хотите исполнять похоти отца вашего. Он был человекоубийца от начала и не устоял в истине, ибо нет в нем истины. Когда говорит он ложь, говорит свое, ибо он лжец и отец лжи» Иоанна 8: 44.

Примеры не только духовной, но и физической зависимости:

     Марка 9: 20 – 22 «…Как скоро бесноватый увидел Его (Иисуса), дух сотряс его; он упал на землю и валялся, испуская пену. И спросил Иисус отца его: как давно это сделалось с ним? Он сказал: с детства; и многократно дух бросал его в огонь и в воду, чтобы погубить его…..»

      Марка 1: 23 -  26 «В синагоге их был человек, одержимый духом нечистым, и вскричал: Оставь, что Тебе до нас, Иисус Назарянин? Ты пришел погубить нас! Знаю Тебя, кто Ты, Святый Божий. Но Иисус запретил ему, говоря: замолчи и выйди из него. Тогда дух нечистый, сотрясши его и вскричав громким голосом, вышел из него».

    Итак, мы видим, что есть разные степени несвободы от бесов. Все неспасенные через Христа имеют одержимость и зависимость от князя бесовского, но отсутствие физической зависимости создает иллюзию свободы воли, когда человек «сам в праве решать» где жить, какой профессией овладевать, с кем связывать жизнь в браке и т.д.. Все это происходит «по обычаю мира и по воле князя через исполнения желаний плоти и помыслов». Картина такого состояния свободы человека, описанная Павлом, удручает. Другая, более выраженная степень одержимости, степень,  когда человек лишается и этой возможности, и становится зависим и физически. В последнем случае требуется «пост и молитва». Напротив, в первом – часто достаточно одной Евангельской вести, что не исключает молитву и пост за этого человека для его спасения. Услышанная благая весть, Слово Божье, снимает паралич воли и переводит человека в пробужденной состояние, когда он волен принять решение отдать свою жизнь Христу.  Правильный отклик на Евангелие выводит грешника из - под контроля Сатаны, таким образом, дьявол «изгоняется» из духовной сферы человека. С этого момента человек переподчиняет себя Богу и входит в Царство Божье.
        Напротив, уже спасенный человек, человек, отдавший себя Богу, в оружие праведности для разумного служения, не может быть одержим никаким образом. Это противоречит Писанию.

       «Не преклоняйтесь под чужое ярмо с неверными, ибо какое общение праведности с беззаконием? Что общего у света с тьмою? Какое согласие между Христом и Велиаром? Или какое соучастие верного с неверным? Какая совместность храма Божия с идолами? Ибо вы храм Бога живого, как сказал Бог: вселюсь в них и буду ходить в них; и буду их Богом, и они будут Моим народом» 2-Коринфянам 6: 14-16.

      «…чтобы остальное во плоти время жить уже не по человеческим похотям, но по воле Божией. Ибо довольно, что вы в прошедшее время жизни поступали по воле языческой, предаваясь нечистотам, похотям (мужеложству, скотоложству, помыслам), пьянству, излишеству в пище и питии и нелепому идолослужению»1- Петра 4: 2-3.

      В этой связи не понятна практика изгнания бесов из верующих, не редко наблюдаемая в пятидесятнических церквях.
    Часто ли мы сталкиваемся со знамениями изгнаний бесов из сферы человеческого духа? Думаю, что всякий трудящийся сегодня на ниве Евангелизации был свидетелем как «необъяснимого» упорства грешника, так и его покаяния, более того, многие из нас сами приводили грешников к покаянию.  Однако, быть свидетелем или наблюдателем за тем, как у других верующих, в результате их проповеди каются грешники, и как следствие изгоняются бесы, и самому приводить к покаянию людей не одно и тоже. Об этой разнице мы и поговорим подробно далее в свете учения «о возложении рук на больных».
   
 Евреям 6: 1-3. «Посему оставивши начатки учения Христова, поспешим к совершенству; и не станем снова полагать основание обращению от мертвых дел и вере в Бога, учению о крещениях, о возложении рук, о воскресении мертвых и о суде вечном. И это сделаем, если Бог позволит».

В каких ситуациях и для чего возлагались руки?

Левит 16: 21 – перемещение греха;
Бытие 48: 14 – передача благословений;
Числа 8: 10 – отделение, посвящение на служение;
Числа 27: 18 -  передача власти;
Деяния 6: 6 – исполнение веры и силы для служения;
Деяния 19: 6 – передача даров Духа Святого;
Матфея 19: 13- благословение детей;
Матфея 9: 18 – исцеление физических недугов;
Деяния 9: 1-20  - исцеление от заблуждений, мешающих распространению Евангелия.
 
    «Савл же, еще дыша угрозами и убийством на учеников Господа, пришел к первосвященнику  и выпросил у него письма в Дамаск к синагогам, чтобы, кого найдет последующих сему учению, и мужчин и женщин, связав, приводить в Иерусалим. Когда же он шел и приближался к Дамаску, внезапно осиял его свет с неба. Он упал на землю и услышал голос, говорящий ему: Савл, Савл! что ты гонишь Меня? Он сказал: кто Ты, Господи? Господь же сказал: Я Иисус, Которого ты гонишь. Трудно тебе идти против рожна. Он в трепете и ужасе сказал: Господи! что повелишь мне делать? и Господь сказал ему: встань и иди в город; и сказано будет тебе, что тебе надобно делать. Люди же, шедшие с ним, стояли в оцепенении, слыша голос, а никого не видя. Савл встал с земли, и с открытыми глазами никого не видел. И повели его за руки, и привели в Дамаск. И три дня он не видел, и не ел, и не пил. В Дамаске был один ученик, именем Анания; и Господь в видении сказал ему: Анания! Он сказал: я, Господи. Господь же сказал ему: встань и пойди на улицу, так называемую Прямую, и спроси в Иудином доме Тарсянина, по имени Савла; он теперь молится, и видел в видении мужа, именем Ананию, пришедшего к нему и возложившего на него руку, чтобы он прозрел. Анания отвечал: Господи! я слышал от многих о сем человеке, сколько зла сделал он святым Твоим в Иерусалиме; и здесь имеет от первосвященников власть вязать всех, призывающих имя Твое. Но Господь сказал ему: иди, ибо он есть Мой избранный сосуд, чтобы возвещать имя Мое перед народами и царями и сынами Израилевыми. И Я покажу ему, сколько он должен пострадать за имя Мое. Анания пошел и вошел в дом и, возложив на него руки, сказал: брат Савл! Господь Иисус, явившийся тебе на пути, которым ты шел, послал меня, чтобы ты прозрел и исполнился Святаго Духа. И тотчас как бы чешуя отпала от глаз его, и вдруг он прозрел; и, встав, крестился, и, приняв пищи, укрепился. И был Савл несколько дней с учениками в Дамаске. И тотчас стал проповедывать в синагогах об Иисусе, что Он есть Сын Божий».

     Если вспомнить слова Христа: «Не здоровые имеют нужду во враче, но больные; пойдите и научитесь, что значит: «милости хочу, а не жертвы? Ибо Я пришел призвать не праведников, но грешников к покаянию», то становится понятно, что под болезнями Писание подразумевает не только физические болезни, но и духовные. В этой связи исцеление с возложением рук от заблуждений, мешающих распространению Евангелия (Деяния 9: 1-20)  и становится ответом на вопрос: «А кто больные?»
  Недееспособность к проповеди Евангелия окружающим грешникам, заблуждения  – серьезные духовные болезни верующего, основанием которых является грех,  что требует определенного духовного вмешательства и помощи.