Страничка из дневника 63 О терпимости

Елена Пацкина
Терпимость — другое название для безразличия.
Сомерсет Моэм

Эта фраза моего любимого писателя не всеми понимается одинаково. Можно сказать, что она не бесспорна. Принято считать, что терпимость – непременное качество достойного человека, а безразличие трактуется как некая бесчувственность, следовательно, свойство, присущее холодному эгоисту.

Я, однако, безразличие не считаю большим грехом. Могу признаться, что меня не сильно волнуют чужие мнения до тех пор, пока они мне не навязываются насильно (что, вообще, непросто).

Если я проявляю терпимость к чужой неразумности, то это как раз значит, что меня это не очень касается. Мы оставляем другим право вести себя, как им заблагорассудится, пока это не слишком затрагивает нас и наших близких.
Вообще, терпимость – это необходимая, даже вынужденная черта характера для выживания в обществе.
Попробуй не терпи других – куда ты от них денешься! Тебе необходимо с ними сотрудничать. И терпеть разные, подчас неприятные, свойства окружающих.

Сейчас появилось новое слово «терпила». Человек, о которого можно вытирать ноги, а он все переносит безропотно.

 «Терпила - от слова "терпеть". Человек, вынужденный много чего терпеть и делающий это уже с какой-то покорностью судьбе. Человек, который не может дать отпор. На милицейском и на блатном жаргоне – потерпевший». ( Определение из интернета)

 Как тут не вспомнить А. Бирса:
"Терпение: ослабленная форма отчаяния, замаскированная под добродетель".
Но терпение и терпимость не одно и то же.

Вернемся, наконец, к «нашим баранам». Для меня безразличие не обидно – оно противоположно страстности фанатика. Человека, который сам имеет сверхидею и хочет, чтобы весь мир жил так, как ему кажется правильным. Он не может быть равнодушным, то есть оставить других в покое.
«Живи и дай жить другим» – сказал античный мудрец, и я с ним согласна.

А чтобы удостовериться, что разные замечательные люди во все времена трактуют любую мысль по-своему, приведу несколько высказывний:

"Терпимость — это старание понять других".
Карел Чапек

"Терпимость неизбежно ведет к равнодушию".
Дени Дидро

"Терпимость — добродетель людей без убеждений".
Гилберт Честертон

"Терпимость большинства: они ничего не имеют против, если на пути у них стоит муравей".
Зигмунд Графф

"Будьте терпимы к моей нетерпимости".
Жюль Ренар

"Если вы недостаточно терпимы, у вас будет мало друзей. Если вы достаточно терпимы, у вас будет много друзей, которых вы терпеть не можете".
Сигизмунд Кржижановский

"Меняю любовь ближнего на вежливость и терпимость".
Борис Лесняк

"Терпимость — это когда прощают чужие ошибки; такт — когда не замечают их".
Артур Шницлер


"Истинная терпимость может создаться только при равнодушии к мнениям других".
Артур Шопенгауэр

"Терпимость есть единственное средство против разности мнений".
Пьер Буаст