О Москве и москвичах

Иван Шестаков
   – Сергей Григорьевич, а почему вы Ленинград выбрали, а не Москву? – с неподдельным интересом спросила Анна, знавшая о Сергее Григорьевиче всё, всё кроме этого.
   Реакция Сергея Григорьевича, казалось бы, на банальный светский вопрос, оказалась непредсказуема не только для Анны, для нас тоже была неожиданной. Так умыть златоглавую без грубых слов в ёё адрес, было сверх мастерства. Красноречие, присущее кавказским народам, оккупировавшим первопрестольную столицу, было бы неудивительно, а тут из Северной такие посылы. Услышав вопрос, а он был задан на утреннем чайном совещании с вареньем, Сергей Григорьевич – боевой офицер городской противопожарной службы, непосредственно участвовавший в составе дымзвена в тушении сложных и резонансных в прессе пожаров; ушедший на пенсию с руководящей должности городского управления МЧС, продолживший службу по гражданке, потому что на пенсии не засиделось – отложил чашку, отложил ложку; внутри бушевала волна, поднятая таким грубым, неестественным для него вопросом, на который ответ, как ему казалось, читался в его образе жизни, его манерах, его мышлении; он никак не мог унять эту волну – вот те на, весь образ жизни: коту под хвост, неподдельные изысканные манеры: все в утиль, о творческом стильном мышлении и говорить не приходится – «втоптано солдатским вонючим сапогом в уличную грязь…» Выдержав таким образом паузу и убрав из голоса явные нотки непонимания и обиды, Сергей Григорьевич проговорил, сдерживая голос и себя:
   – Аня, я же не купец какой-нибудь там. Гопник, но не торгаш! Ты же знаешь, у меня душа тонкая, изысканная, организация нежная, трепетная… Как я в Москве бы выжил? Пошёл бы по миру? Пустился бы во все тяжкие? А у меня семья, жена, дети; внуки уже…
   Фамилия Сергея Григорьевича – Тапурия – никак не позволяла нам даже подумать, что он, с его, казалось бы, кавказским напором и врождённым предпринимательством, не мог бы породниться с Москвой. А тут: грузин и не торгаш! – неправильный грузин, получается?! Как будто читая наши мысли, он уточнил:
   – Если вы про мою национальность, то я не грузин, я мингрел, и фамилия моя не Та-, а То-пурия. Это наш с вами руководитель меня так во всех документах записывает, а Аня переносит и множит ошибку – я уже устал сопротивляться им – пусть пишут, пусть множат – бумага всё стерпит. И хочу сказать, что не каждый грузин торгаш – да вы и сами знаете…

   У меня и мыслей не возникало о Москве, только Петербург. Петербург, а в то время Ленинград – мой любимый город, тесно связывающий красотой людских отношений и переживаний, витающих на площадях и улицах с восемнадцатого века, живущий под звон бубенчика и цокот копыт отъезжающих от трактира экипажей… И это не метафора. Возвращаемся мы один раз с друзьями ночью со свадьбы, часа в три. Понятно, как у Высоцкого: «автобусы не ходют, метро закрыто, в такси не садют…» и мосты все на страже солдатиками стоят, зенитками мирное небо стерегут,– с Васильевского ходу нет. Да нам и не надо: набережная Невы, лето, тепло, светло уже, у нас белого бутылка со свадьбы… Бутылка есть, а выпить не из чего. Не из горлышка же среди бела дня пить в Ленинграде?! Идём. Ищем газированный автомат. Слышим музыку. Пошли на музыку – послушать. Шопен из открытого окна первого этажа звучит: там там, та-да там та, там тара тара та, там там та… Дождались окончания Шопена, и я, как самый шустрый, полез в окно.
   – Мадам, а не будете ли Вы так любезны, выделить трём гусарам для распития в Вашу честь благородного напитка стопку?! – обескуражил я своим обаянием совсем нестарую молодую особу, естественно, после многословной похвалы её красоты и виртуозного исполнения шопеновских произведений.
   Мадам на мгновение замешкалась с репертуаром и выдала «Соловья» Алябьева акапелла, а вместе с ним три стопки и ещё закусь, с которой я точно также незаметно исчез, как и появился на подоконнике. Усевшись перед окном на поребрик, мы под фортепиано дожидались соединения невских берегов…
   Вот так в Москве ночь можно провести? Нет…
   У них и поребриков нет, стоя что ли выпивать?
   Люблю я Петербург ещё с тех времён, когда он Ленинградом был, и всё сильнее…

24.09.2017. 1655 … 2030
С.Пб.