Крик души 45. Долгожданная встреча

Эльвира Рокосова
     Мое прибытие в деревню не могло остаться  незамеченным - еще в автобусе заметила, как откровенно, с интересом разглядывали меня попутчики. К своему сожалению я не узнавала никого. Прошло почти сорок лет со дня отъезда из этой деревни. Даже тогда плохо знала местных и по этой причине забыла и имена, и лица. В самом автобусе знакомых, кажется, не было. Пытаясь скрыть неловкое состояние, я спрятала глаза за солнцезащитными очками, надеясь таким образом отвести от себя эти прицельные взгляды. Отвернувшись к окну, разглядывала проселочную дорогу.
    В памяти всплывали мои неоднократные хождения пешком по этим местам в те далекие времена, или в лучшем случае, на попутках. В непогоду в глубоких колдобинах застревали машины и только трактором их могли освободить из плена непролазной грязи. А сейчас здесь началось строительство асфальтированной дороги, параллельно старой. Местами эти две полосы подходили близко друг другу, а местами вовсе соединялись в одну целую. Правда, еще оставалась пара километров грунтового, в дождливую погоду – непролазного участка, но по непонятным пока причинам был приостановлен ремонт этого оставшегося куска. Однако сельчане искренне надеялись на положительное решение вопроса.
    Попрыгав по ухабам, наш автобус наконец-то выбрался на новую асфальтированную часть дороги и через некоторое время мы благополучно прибыли в деревню назначенное по расписанию время.
    Конечная остановка была буквально рядом с домом Галины, и она  уже ожидала меня на улице. Мы с ней обнялись, немного даже прослезились. Такой волнительной была встреча для нас обеих. Не успели войти в дом, как зазвонил телефон:
- Галя, а Эля приехала?
- Да, приехала.
- Завтра ждем вас к нам в гости. Я буду не одна, ко мне придет сестра, моя дочь, будет мой супруг.
Да и, наверное, зайдут некоторые соседки. Все хотят её видеть.
- Спасибо, Олечка, постараемся прийти.
- Тогда я завтра утром еще перезвоню, в каком часу буду вас ждать, чтобы хоть что-то приготовить.
- Да не наготавливай, Олечка. Мы придем, поговорим немного, и думаю, долго не засидимся. До завтра.
    С Галиной же мы засиделись до глубокой ночи. Все говорили и говорили, вспоминали то одно, то другое. То смеялись до слез, то грустинка легким мановением налетала на наши глаза. Столько лет прошло с той нашей молодости, когда у нас всё было и ладно, и складно. Может потому, что мы были влюблены в своих мужей и обоготворяли их, или потому, что просто были молоды? И возникшие жизненные проблемы не казались уж такими существенными, они потихонечку уходили, не оставляя заметных следов.
    Всё было бы хорошо, если бы не вмешивались свекрови в наши семьи. Галина с мужем, отделившись от его родителей, ушли в старый колхозный домик. Так они сумели сохранить свою молодую семью. Моего же мужа мать никуда от себя не отпускала, не то, чтобы куда-то от них уехать, даже в другой, пустующий колхозный домик. В конце концов, она развела нас, выгнав меня с маленьким ребенком из дома. Так распалась наша семья. С тех пор прошло уже несколько десятков лет.

    Рано утром меня разбудило звонкое петушиное пение. Через незашторенные окна солнце яркими лучами проникало в комнату и, будто заигрывая, светило мне прямо в глаза. Где-то недалеко заливался соловей. Пел он так самозабвенно, страстно, словно, изливал свою любовь только ей одной - своей единственной и неповторимой любимой. 
    Я подошла к окну. Залюбовавшись деревенской природой и утренней тишиной, не сразу заметила, как за двором прохаживался очень серьезного вида серый, пушистый кот. Важно и неспешно он обходил свои владения, изредка оставляя "метки". Время от времени он приостанавливался и замирал, устремляя свой взор в какую-то одну точку. Возможно, там под травой прошмыгнула полевая мышь или же маленькая ящерица. Вот очень низко над ним пролетел воробей, следом второй, затем еще и еще. Кот перевел свое внимание к птичкам, приготовился к прыжку, вдруг получится схватить хоть одну, зазевавшуюся птичку? Кот, резко прыгнув вверх, промахнулся и перевернувшись на лету, приземлился на все лапки. Не получилось поймать, а птички, взмахнув своими крылышками, поднялись ввысь и улетели дальше.
"Ну нет, так нет. Не получилось в этот раз, получится в другой",- словно равнодушно подумал он и от нечего делать, как тут же распластался на мягкой траве и в блаженстве закрыл свои хитрые глаза. В этой сказочной тишине ничто не тревожило умиротворенное состояние его души. Улица была пустынна, ни одного прохожего. Вокруг буйствовала лишь сочная, густая трава. Да чуть поодаль - на другой стороне улицы росли густые заросли кустарника чайной розы, а за ними и большие деревья. Машины здесь почти не ездили и проезжая дорога между домами практически заросла мягким, зеленым ковром – густым слоем спорыша. Благодать, да и только.
    Резкий телефонный звонок прервал мои наблюдения. Галина подошла к телефону, и я услышала голос Ольги, с которой мы были знакомы пока лишь заочно - по скайпу.
- Ну что, Галя, я вас жду обеих, когда сможете подойти к нам?
- Думаю, что сможем чуть позже.
- Хорошо. И Лена должна подойти, и еще некоторые родственники. Всем хочется увидеться с Элей.
- Будем стараться, Оля, спасибо.
- Я еще перезвоню вам. Пока.
     К Ольге пришлось идти мне одной. Неожиданно приехавшие гости внесли некоторую корректировку в наших планах.
- Галочка, я ведь не знаю, где живет Ольга, - забеспокоилась я.
- Ничего, найдешь. Да и Ольга сказала, что выйдет тебя встречать к правлению колхоза.
     Еще издали я увидела о чем-то беседующих двух женщин. По мере моего приближения, они обе перешли в мою сторону, и пошли ко мне на встречу. В одной из них я узнала Ольгу. Приглядевшись ко второй, узнала в ней родную сестру Людмилы, которая когда-то с мужем помогла нам. Сестры просто очень сильно были похожи друг на друга. И звали эту женщину тоже Ольгой.
- Эля, ты же не забудь, Николай ждет тебя к себе в гости, - сказала она, словно мы с ней были знакомы сто лет и прошла дальше своей дорогой.
- Не забуду, обязательно заеду к нему, - ответила я ей вслед.
     А со второй Ольгой мы обнялись как закадычные подруги и она повела меня к себе домой. В глаза сразу бросился ухоженный вид двора. Тут хозяева приложили  хорошие руки. Возле заборов росли цветы. Они были посажены каскадно-ступенчатым образом, подобраны по сортам. А посередине двора росла густая, коротко - стриженная газонная трава. И выложенная дорожка от калитки была с двух сторон засажена уже низкорослыми цветочками. Везде была идеальная чистота и порядок, как в музее. Я невольно залюбовалась этой красотой, и сорвалось с языка:
- Оленька, какая ты потрясающая хозяюшка!
На что она смущенно улыбнулась и предложила присесть за стол, который был сооружен тут же под навесом, рядом с летней кухней.
- Присаживайся, Эля, сейчас приедет моя сестра – Лена. Вы ведь с ней очень хотели увидеться друг с другом. Дочка уже поехала за ней.
    Буквально через пару минут возле двора остановилась машина. Из машины вышли двое - дочка Оли и Лена. С Еленой мы были знакомы еще с тех лет, когда я жила здесь. У нас тогда была своя компания молодых семей. В праздники всегда все вместе собирались семьями и отмечали то у нас, то у других из нашей же компании. А летом в выходные, взяв своих детишек, уезжали на природу. Несколько фотографий тех лет нашего отдыха на природе с детьми сохранились у меня до сих пор.
     Я поднялась со своего места и пошла навстречу к Елене. Поравнявшись, мы обнялись.
- Посмотри же, Эля, как я постарела, - сразу выпалила она. - А ты моложе меня, еще прекрасно выглядишь. Мне ведь на днях будет уже семьдесят.
- О чем ты говоришь, Лена? Да мы с тобой всегда молодые, - и весело с ней засмеялись.
    Ольга накрыла такой шикарный стол, мне стало неудобно, что столько внимания уделяли моей персоне. Она старалась угостить своими кулинарными шедеврами. Я была приятно удивлена. Встречали меня и приняли, как самого дорогого гостя. А на десерт Ольга поставила на стол домашнюю клубнику. От нее шел такой неописуемый аромат, что невозможно было удержаться, рука сама по себе потянулась к этим божественным ягодам, и я с удовольствием отведала этот местный дар.
    За разговорами и воспоминаниями не заметила даже, сколько же времени мы так просидели. Поблагодарив хозяев, я поднялась.
- Спасибо за хлеб, за соль, мои золотые, но пора и честь знать. Я тронута вашим вниманием и благодарна за ваше гостеприимство. Дай-то, Бог, вам всем крепкого здоровья и благополучия. А я же пойду, проведаю еще и других родственников.
- Эль, я пойду тебя провожать, - вызвалась сама Ольга.
    Пройдя некую часть пути, мы с ней попрощались. Я, поблагодарив ее еще раз, завернула на проселочную дорогу.
     Я шла вдоль небольшой речушки по направлению к дому дяди Саши и не узнавала местности. Все тут так изменилось, заросло деревьями, которых раньше и в помине не было. Мне казалось, что уж слишком долго иду, а до сих пор не вижу их дома. Может заблудилась? Не прошла ли мимо? Все-таки прошло очень много лет.    
     Неожиданное «кря-кря» прервали мои мысли. Приостановившись, посмотрела туда, откуда шел этот звук. И увидела сквозь густые заросли, вперемежку с высокими деревьями, множество плавающих на речке домашних уточек, гусей. А  далее, на другой стороне этой неширокой речки в камышах стояла белая цапля на одной ножке, застыв в своей позе. Я залюбовалась ею. 
"Надо же, цапля - мелькнула мысль. Раньше их тут не бывало, живет по соседству с домашней птицей и ничего, и никого не боится".
     Наконец, кажется, дошла до нужного мне дома. На мой стук в окно, открылась дверь на крыльце, и я увидела Галину Александровну.
- О, Эленька приехала. Смотри, Саша, Эля приехала. Давай, давай, заходи в дом, а то жарко на улице.
     Навстречу мне поднялся со своего места дядя Саша и мы обнялись.
- Давай за стол, давай, я тебя покормлю.
- Нет, нет, спасибо, я только из-за стола. Я пришла только вас проведать и оставить некоторые подарки. И посидев с ними еще некоторые время, я попрощалась.
- Я пойду, провожу тебя, - сказала она и мы неспешно пошли уже обратно вдоль этой их небольшой речки.
     По пути нам встречались односельчане. Каждый расспрашивал меня, хотел узнать обо мне больше. Вспоминали и те времена, когда я здесь жила. Только к вечеру вернулась к своей куме.
     А рано утром с Галиной вышли на первый автобус. Вокруг была головокружительная тишина. Лишь легкая, воздушная пелена тумана, словно, белая фата, колыхаясь, медленно поднималась от земли. За горизонтом несмело сверкнули первые лучи восходящего солнца.
     "Сейчас автобус увезет меня из этой деревни, ставшей уже давно чужой", -    мелькнула мысль.
- Всё, повидалась с вами, теперь уже не знаю, когда смогу приехать к тебе, кума.
- Да приезжай в любое время, мы всегда тебе рады, Эля.
- Спасибо вам за все, мои дорогие, спасибо. Теперь приезжай ты ко мне в гости, Галя.
- Приеду когда-нибудь, - неопределенно сказала она.
     В её глазах я увидела грусть, несказанную боль, тоску. Почти год назад овдовев, она осталась одна. Только одно утешение – её дети, да внук - школьник, который жил с ней.
     Автобус двинулся в обратную дорогу от деревни до города Миллерово.
     Подъезжая к конечной остановке, я услышала, как зазвенел мой телефон. Номер был незнаком, но я решила ответить.
- Эля, это Галя, дочь Николая.
- Слушаю тебя, Галочка.
- Эля ты ведь заедешь к отцу?
- Да. Сейчас уже в городе пересяду на другой автобус и подъеду к нему.
- Эля, папа уже сидит на остановке и ждет тебя.
- Хорошо, хорошо, скоро подъеду. Пока, Галочка.
    Сойдя с автобуса, на противоположной стороне дороги увидела Николая. Он сидел, ссутулившись, думая о чем-то своем, краем носка своего ботинка что-то чертил по земле. Я заметила, что сильно сдал за эти последние несколько лет. Хотя ему в конце августа этого года будет только семьдесят пять лет. Семь лет назад не стало его супруги Людмилы. Так скоропостижно она ушла из жизни.
    Подняв голову, он увидел меня и помахал рукой и, подойдя, обнял, затем вытер ладонью свои глаза. Но, тут же взяв себя в руки, заговорил:
- Вчера мне позвонила Оля - сестра Людмилы и сказала, что ты в деревне, и что сегодня обязательно заедешь ко мне. Она и дочери моей сообщила эту новость. Затем перезвонила мне Галочка и тоже сказала, что сегодня ты приедешь.
- Да, да, я с Галей разговаривала и сказала, что обязательно заеду к тебе. - И ты меня ждал, Коленька?
Получилось настоящая сенсация о моем приезде.
- А как же. Я всегда жду тебя в гости. Ты же знаешь, как мы к тебе относимся.
- Спасибо, спасибо, дружочек, за вашу теплоту к моей персоне.
- А как же, а как же, - повторился он, - ты нам как родная с тех самых лет.
- Я тронута, очень тронута.
    Посидели, поговорили, вспомнили Людмилу. Но каждый раз, когда заходил разговор о его супруге, у него наворачивались слезы на глазах и он отворачивался, чтобы не выдать свою слабость. Пройдя весь жизненный путь вдвоем с ней, а на склоне лет остаться одному, это было невыносимо трудно. Дети выросли и жили далеко от него, в другой области. Он остался один с подбитым крылом, но верным памяти своей любимой половинке. И я старалась при разговоре лишний раз не будоражить его и без того израненное сердце.
    На прощание мы вновь обнялись и он, не стесняясь своих слез, заплакал.
- Держись, Коленька. При первой же возможности я заеду к тебе, хорошо, дружочек? Ты только держись, только держись. Я никогда не забывала вас с Людмилой, вашу доброту ко мне и никогда не забуду, пока бьется мое сердце. До свидания. Не провожай меня, тут недалеко, дойду. Пока.
     И я пошла не оглядываясь. Боялась выдать свою слабость, неожиданные слезы. 
"Дай-то, Бог, тебе, Коленька, здоровья и крепости духа", - повторяли и повторяли  мои уста.
(продолжение в рассказе 46 "Вертуальная встреча через сорок лет")