Свобода не отсюда

Андрей Тюков
О чём спорим?! Рабы Божьи... "Царство Моё не от мира сего..." (Ин. 18-36). Религия - это связь, соединение (religare - соединять, связывать), - только... В этой связи - суть. Один здесь, Другой... а где Другой? Точно, что не здесь. О чём спорим - о себе самом?
В наличии-то один, с которого и спрос. С меня спрос, я отвечу. Как Иисус - Пилату: "...если бы от мира сего было Царство Моё, то служители Мои подвизались бы за Меня..." (там же, продолжение цитаты). Предельно ясно и недвусмысленно Иисус заявляет о том, что не нужны любые действия в отношении "Царства" и в отношении Его Самого, потому что - "не отсюда" они, а "сюда" вынесены макеты...
Он освобождает нас от повинности. Ветхий Закон, связавший человека сотнями запретов, преодолён, изжит; нам дана свобода: только двое - я и Бог, и только диалог, подразумевающий всю полноту ответственности сторон, без посредников, без "макетов". А мы что же? Мне симпатична мысль Ренана ("Жизнь Иисуса") о том, что в сфере духовной владычество понимается не как власть, а как свобода. Именно свобода! И только наша неготовность, наш страх перед свободой и перед личной ответственностью вынуждает нас заслоняться макетами, имитирующими реальность духовного. Иконы, молитвы, святые, церковь, клир, "the thousand natural shocks that flesh is heir to" (Шекспир, "Гамлет"), земное царство мира сего, который во зле лежит... Плоть замещает духовность и "Царство не отсюда". Нам покойнее стоять в маске и перед масками, чем перед Богом: своих рук дело, не обидит маска... А не думается, рабы, что эти маски "духовности" суть не что иное, как проявления недужной, "слабой и пленной" плоти, что это мёртвые и гробы повапленные для мёртвых? И не сублимация (какая сублимация - свеча?!), а игрушка, для дитяти, чтобы не плакало, не мешало взрослым дядям собирать мзду и не бояться кнута...
Дитя рождается мёртвым, и великой скорбью Духа оживаем, и потому боимся смерти, что уже знаем её. "Жизнь вечная"... Возможна ли здесь вечная жизнь? Ответ очевиден. В этом царстве, в этом теле - нет, невозможна. Мой отец умер, нет у меня отца, но сына отец явил: "Единородный Сын, сущий в недре Отчем, Он явил" (Ин. 1-18). Рождает, через плоть, и являет - Отец, и Дух оживляет мёртвое, макет, видимость живого. И прославляет славой, которую имели у Него до рождения своего, если имеем глаза увидеть и узнать, что это - так.


26 сентября 2017 г.