Могильный мыс

Станислав Граховский
Могильный мыс.


Об этом месте я узнал еще в студенческие годы, когда выписывал брошюру «Знак вопроса», одна из которых и была об этом загадочном месте находящемся совсем рядом с нами. И еще тогда я стал собирать группу для исследования этого места. Но, учитывая тот факт, который указывался в брошюре про исчезновение людей, про портал во времени и пространстве, желающих испытать это на себе не находилось.
На сегодняшний день, я уже достаточно опытный путешественник-экстремал, со значительным количеством посещенных мест, разных по своей сложности и паронормальности. Как врач по профессии, многим местам, где мне приходилось бывать я находил свои объяснения, многие вещи мне проясняли специалисты в разных областях. Мне приходилось находиться в местах с «простыми приведениями», до говорящих и двигающихся гор в энергетических центрах  планеты.
  В поход на мыс Могильный я, Станислав Граховский выдвинулся с одним своим товарищем Николаем Быковым. Задачей поездки было, найти и посмотреть, по возможности собрав материал, для спокойного рассмотрения дома. Выехав из Новосибирска вечером в пятницу, мы заехали переночевать в Томск к знакомому Николая. Оттуда утром мы выдвинулись в сторону населенного пункта Могильный мыс, имеющегося на карте автомобильных дорог, рассчитывая, что и необходимая нам аномальная зона расположена неподалеку. Также я имел предварительную информацию, что даже дорога вдоль поселка Могильный мыс аномальна, по ряду фактов. Во-первых, данный участок строили заключенные, которые, засыпая болота, часто тонули, особенно в этом месте. Во-вторых, в поселке я узнал, что в 1915 году, на месте где сейчас дорога было захоронено от 2 до «кучи» народа, отсюда и название поселка. Выискивая направление поиска, на берегу возле моста через реку Чая, мы увидели могильную ограду, которая как бы стояла на маленьком мысе с размытыми краями. Тоже чем не «могильный мыс».
По пути следования мы постоянно заезжали в разные деревни и спрашивали о наличие каких-либо аномальных местах, среди которых нам предоставили информацию об источниках с минеральной водой, который мы несомненно посетили, а также про речку с минеральной водой, красного цвета, пахнущей сероводородом и незамерзающей зимой. Речку с красной водой мы нашли, что нас не удивило, так как все попадающиеся нам речки, в том числе и в дальнейшем, были именно красными, но запахов серы не учуяли.
Набрав минеральной воды и уточнив направление, мы выехали в село Коломинские гривы, где один дедушка послал нас в Ермиловку, в котором якобы все знают про эту х-ню. В Ермиловке мы представились журналистами, собирающими репортаж, по заданию редакции, так как я снимал на цифровую видеокамеру, местные жители провели меня по старожилам, охотно рассказывающие про остров Могильный мыс. Нужно отдать должное никто не приукрашивал, я даже просто говорили, что это обычное место. Но на уточняющие вопросы следовали повествования о заблудившихся по неизвестной причине, на острове, который всего 300 метров, пропавших, об отсутствии птиц и зверей на нем, о крутящемся компасе, об испарение сероводорода вокруг острова, об аномально крупных карасях на озере рядом и, наконец, про летающие сигары, с дымящимся концам прямо над ним же. Часть из сказанного мне пришлось увидеть самому, а части найти какое-то объяснение.
Далее выехав в сторону Сухого лога, мы двинулись на поиски исчезнувшего поселка Восточный, самого близкого населенного пункта от Могильного мыса. При том факте, что большинство из расположенных в округе сел вымирает по причине отсутствия работы, это могло бы существовать, так как рядом в нескольких километрах находится лесопилка, работники на которую приезжают из более отдаленных сел.  Удручающий вид брошенных домов, но 2 дома с признаками жизни, в одном из которых я обнаружил местного лесника. Лесник-пенсионер, которого звали Алексей, кое-что рассказал на словах, а потом сказал, да что говорить, пойдем прогуляемся.
Вот тут начинается, то что не в сказке сказать не пером описать. На выход в тайгу, а не прогулку по лесу, полностью экипироваться смог я один, но цель поездки должна быть достигнута. С Алексеем я вышел к реке Икса, тоже с красной водой, на которой он прокомментировал: «С реки не пей! Мало ли что в ней течет! В болоте попьем, там она стоит да стоит.» И это в глухой тайге. Перед этим я узнавал у административного ресурса, что район, получает дополнительные льготы и финансирование, по причине падения в этом месте 2 ступени ракет стартовой площадки Байконур, (вот вам и сигарообразные объекты). На моторке мы прошли около 10 минут и зашли в ручей, о котором меня предупредил лесник, абсолютно черного цвета, как нефть, причина этого со слов, «вода с болот».
Увеселительной прогулки не получилось, к тому же выходя, Алексей предупредил Николая Быкова, что если мы и вернемся то глубокой ночью. Тропинка, обещанная для этого, отсутствовала как таковая, так как в « этом году я по ней еще не ходил». Местность представляла собой болотину, густо заросшую лесом, значительная часть которого была повалена и спокойно гнила.  Земли не было, вода, кочки, мох, под которыми трясина. Это не просто полоса с препятствиями, каждые 30 минут я стряхивал и снимал с каждой половины тела и одежды по 15-20 клещей. Я шел в «энцефалитке», но избыточная нагрузка делала свое дела и в конце концов я просто снимал пальцами либо стряхивал полчища клещей, даже из головы. Лесник занимался этим более спокойно, по причине, что «он уже переболел» и успокаивающего «все-равно всех не поймаешь 2-3 укусят», что я потом на нем и увидел, потому как даже в его доме клещей было не меньше чем в тайге, они просто жили в одежде. Клещи это причина невозвращения номер 1.
Медведь. Уже приехав из поездки, я прочитал в интернете, что их там нет и это просто очередная страшилка. Длинная очередь страшилок у меня получится. Только ступив на «тропу» мы встретили свежие медвежьи задиры на пихте, на высоте около 250 см. «уже услышал нас, - сказал охотник, - не пускает». Далее это повторялось с периодичностью 300-500 метров, смола только начинала выходить. Чтобы не перепрыгивать в рассказе, просто скажу медведь, причина невозвращения номер 2. Я так и назвал 1 задир, - «точка невозвращения», как в фильме «Назад в будущее».
Блуданули. При том провожатом, о котором можно было только мечтать, мы несколько раз сбивались с пути, а потом это произошло окончательно. Ориентиров в тайге практически нет, плотность зарослей такова, что не осмотришься, может на 5 метров только, да и просто остановиться и оглядеться в большинстве случаев не получиться, трясина тянет. Вперед и вперед, до причины невозвращения номер 3 – потеря ориентации. Пересеченность полностью отсутствует, с горки не оглядишься.
Трясина. В большем объеме без остановки двигаясь, не погружаешься выше колена, но и здесь вытаскивание ног довольно тяжелое. Местами проваливаешься по пояс и просто поднять ногу естественно не возможно, приходится ложиться на живот и тянуться к ближнему кусту. Просто кинофильм "А зори здесь тихие». Испугаться не успеваешь, но леснику иногда яростно кричал, когда догонял, говоря, что я там кричал, он спрашивал, почему и потом многозначительно отвечал: «А-а, а я думал что, случилось!» причина невозвращения номер 4 – топь. Дальше она шла практически по пояс, идти по воде невозможно, только как в головоломке-путанице, отгадывать, как пробраться на трясущихся от напряжения ногах,  и не упасть.
Сероводород, метан. Объективно оценить сложно. Нагрузка, спертое дыхание, даже запахи оценить было сложно, хотя не нескольких местах дышать было особенно тяжело. Но, тем не менее, болота есть болота, без газов никуда, ну и причина номер 5.
Багульник. Четверть пути по болоту, состояла из болотины поросшей багульником, который, похоже, вытеснил всех. Когда я по причине отставания кричал леснику, он, почему-то решил, что я реагирую на цветущий багульник, и спросил, не болит ли у меня голова. По его словам многие не переносят его, болит голова, теряют сознание. Багульник являясь психостимулятором, а в Бурятии это приворотная трава, в больших количествах вызывает галлюцинации и смерть. Причина невозвращения и разных видений, которых и без того там хватает номер 6.
Галия. «Чудная» равнина, которой я так ждал, как обещанного открытого места. Это образование как матово-резиновая подушка высотой по пояс и выше, наступая в которую нога уходит до земли, вернее до воды. Кажется, что по ней легче ползти, чем идти, но это обман тело просто проваливается внутрь и обволакивается этим монстром. Сесть не на что остановиться невозможно. 3-4 километра по галие просто непреодолимы. Хотя осенью в болотоходах, при достаточной засушливости лета, можно. Но на момент нашего нахождения это причина невозвращения номер 7.
К сожалению, мы не смогли преодолеть всю галию до конца, по причине сверх усталости, больше моей, 6 часов такого передвижения сделали свое дело и вместе с возвращением назад в поселок Восточный могу честно сказать, я никогда не испытывал столь тяжелых нагрузок. Даже восхождение и спуск с пятитысячника, когда я терял сознание от усталости и не мог несколько дней говорить после этого, сейчас кажутся мне забавой.
Лесник. Чем Вам не причина невозвращения, номер 8. Видел я его впервые, необычно активно вызвался меня проводить, места слишком глухие и многое другое. Напомню про мои потопы, крики, что я отстал, случайные сходы с «тропы», наличие у него ружья и отсутствие такового у меня. Выход на медведя и предложение остановиться на ночлег в избушке не представляющей препятствия для косолапого. Во всем до самого конца можно было усматривать какой-либо умысел. Да и мое снаряжение, одна видеокамера 18 тысяч, тоже могло привлечь, далеко не роскошно обеспеченного лесника. Все это проходит только после возвращения.
Остров. Величественная картина. Галия, уходящая до горизонта, а в центре остров-корабль, на безбрежном океане. Высота около 30 метров,  на гребне громадные кедры, часть из которых повалена, создавая жуткие кресты с расстояния. Деревья кажутся нереально большими, вокруг полная безжизненность и тишина, птиц нет, зверя не видно. Со слов охотника им тяжело тоже до него добраться, а обходят стороной по периметру, так как «а что лосю, то наверху делать». По словам лесника на острове очень много змей, одномоментно можно видеть около сотни на одном месте. 
Избушка из наката мелких хлыстов, а также навес рядом, вместе с разного рода утварью были по хозяйки обследованы местным руководителем леса (медведем). Навес был повален, посуда разбросана, в центре бедлама несколько поваленных мешков с прошлогодней клюквой, со следами трапезы, которая вероятно, только началась перед нашим приходом. Некоторое время пространство вокруг было тихо и спокойно, за этот промежуток я успел снять себя на камеру и повествовать зрителям никогда не посещать данных мест. Мой репортаж был прерван, звуком, напоминающим падением громадной бомбы в полной тишине. Через некоторое время это повторилось, ближе к нам, но правее. Миша валил стволы, величиной в пол-обхвата, выгоняя нас с места трапезы. Учитывая наступающий мрак, в тайге и медведь на дороге домой, не самая завидная перспектива. Единственное что было для меня сильнее всех страхов, это моя усталость. Я даже подумал, что зверей можно бояться дома на диване, а здесь усталость заставляет смотреть на это спокойно.
Лесник пил, наскоро заваренный чай, в обнимку с ружьем, заряженным пулями. На вопрос, а хватит 2х пул, сказал, что хватит, только нужно ближе подпустить, почти в упор. Но не пойдет же он под пули из-за прошлогодней клюквы. Начало тропы найти было затруднительно, мишка постарался. Все перемешано. Но потом ощущение движения домой и конца этого начинания, сделали свое дело, я освоился лучше лесника и порой сам ему подсказывал дорогу. На что получил лестное сравнение, с его конем, которого даже понукать не надо, бежит без остановок. но до коня мне далеко и сил все меньше. Как я говорил, последний бой он трудный самый. Пульс в районе 200 постоянно. Сердце колит, нагрузка дикая в полном смысле этого слова.
Жаль, что медали за ночное ориентирование в тайге на болоте никто не дает. Удивляло то, что даже свет луны иногда достаточен. Очертания видно, а там на ощупь. Я не буду причины невозвращения указывать на обратном пути, по причине, что это гиперболизированные те же самые, в резко ухудшенных условиях, да и потом это было все-таки Возвращение. И не важно, что плыть на моторке по таежной реке, ночью это тоже аттракцион. Главное мы вернулись, не смотря на усталость, что даже язык не мог говорить. А завтра оно пришло, так как будто ничего и не было. Только память, больше похожая на сон, осталась в моей голове.


воскресенье, 5 Июня 2005 г. Станислав Граховский