Продукты у вас оставили

Ян Подорожный
Фото из Интернта.

Памяти Марата Соломенко.

В одну из самых рядовых зим начала 90-ых отправились мы по проторённому пути в пгт Славско покататься на лыжах, вдохнуть полной грудью целебный горный воздух, вставить «приличного фитиля» оставшимся в городе друзьям, которые какой уже десяток лет грозились сделать то же самое. Год был не то чтобы голодный – самый рядовой, но продуктов в торговой сети явно недоставало. Особенно в провинциальных городках, а тем более сёлах.


 В крупных, а Киев явно относился к таковым, было несколько полегче. В следствие этого, вывалив в поисках пищи язык набок, в магазинных, а чаще «левых» точках снабжения населения питанием, можно было отовариться редким для тех времён дефицитом. В список дефицита входили: сливочное масло, колбаса, твёрдые сыры, консервы, а также другие, не перечисленные выше, продукты.


Продовольственную сумку удалось запаковать основательно. Группу любителей горного экстрима составляло около десятка человек, среди которых проглядывались дети школьного возраста и даже собака, коккер-спаниэль. Редкостная, как оказалось, обжора. Весила народная «кормилица-сумка» основательно.

 В купе поезда Киев – Ужгород температура, как обычно, колебалась от плюс 29 до плюс 30 градусов по Цельсию. Возникла насущная необходимость спасать дефицит. Самые пробивные из коллектива уболтали проводника, и груз поместили в один из холоднючих отсеков в тамбуре вагона. Под ключ, а точнее под отвёртку, которой замыкалась дверка.

 Члены горнолыжной команды посмотрели друг на друга с явным облегчением. Теперь с помощью «зупа», который изготавливала наша хозяйка в Славско, баба Агафа Мыколаивна, а также других даров природы, собранных на огороде, мы спокойно могли продержаться грядущую неделю катания.  Цитата: «Нам бы ночь простоять, да день продержаться», - которую сообщил в своё время  Мальчиш-Кибальчиш, практически потеряла актуальность. Тылы были надёжно прикрыты.


Утро прибытия к пункту назначения не предвещало никаких заметных неприятностей. Февраль. За окном хоть глаз выколи. Остановка в Славско продолжительностью одна минута, в расчёте на прыткость горнолыжных ног и скудость багажа. Народ спал сном праведников. Самые доверчивые разоблачились до белья. За компанию с отметившим наступление очередного вечера проводником.

 Протёрший раньше всех глаза, любитель утренних чисток зубов и омовения лица, Оскар Нульман, брёл по вагону с зубной щёткой за правой щекою в состоянии полнейшей эйфории. Состав начал торможение. Как из небытия возникла фигура проводника. – Какая станция? – лениво осведомился Оскар.

 – Славсько, - ответил не выспавшийся работник железных дорог, который обязан, был по долгу своей службы объявить заранее об этом. Щётка немедленно вывалилась из не дочищенного пастой рта. Наступил момент истины! - Приехали!!! Славско!!! – гаркнул он, вбегая в купе. «Ратуйте, люды добри!» Говоря словами поэта: «Вдруг шумно всё зашевелилось»!


Дальнейшее происходило как бы  в тумане. Снимай сцену выгрузки из вагона кинооператор высокого класса, для музыкального сопровождения эпизода он, несомненно, выбрал бы «Танец с саблями» из балета Арама Хачатуряна «Спартак». В дверь вагона, начавшего, естественно, движение вместе с поездом полетели участники будущих забав на снегу и предметы обихода.

  Дети, лыжи, рюкзаки, гитара, не надетая обувь и многое другое. Просвистел коккер-спаниэль, но удачно. Некоторые из мужчин так и остались в исподнем. Необходимые предметы вылавливались внизу самыми быстрыми и ловкими, которые, спотыкаясь о шпалы, бежали параллельно вагону.

 На всю суету со спокойствием китайского божка глядел ещё один участник экспедиции, Марат Георгиевич Соломенко, который этой поездкой умудрялся убить сразу двух зайцев: оплатить за счёт родного предприятия дорогу в Славско и обратно, командировавшись в Ужгород, а также посвятить время, отведенное на вышеупомянутое мероприятие, освоению снежных склонов горы Тростян.

 К третьему зайцу можно было смело приплюсовать оплату командировочных, суточных, постели, сохранения зарплаты на том же предприятии за этот отрезок времени. Кое- что из реманента он, конечно, особо не надрываясь, поднёс к дверям, но без блеска в глазах. Своим трудолюбием он напоминал героя гайдаевского кинофильма «Операция «Ы» и другие приключения Шурика», сыгранного актёром А.Смирновым.

 Герой, не торопясь и не надрываясь, бросал щепотку цементного раствора в ящик. Никаких вариантов о приобретении паховой грыжи в данном эпизоде не просматривалось. «Сытый – голодную не отоваришь» - как говорят в узбекском городе Наманган.


Отряхнув внизу перья, мы начали пересчитывать раны и выброшенное из поезда. Детское поголовье в наличии, лыжи – вот они, рюкзаки есть. Ну, слава Богу! Приехали. – А где же сумка с харчом?! – осенило кого-то громким голосом. Так и думали. Укатила  дальше.

 Рывок на станцию с просьбой связаться каким-то образом с проводником был без последствий. - Поихав дали, - философски отметил служащий транспортного ведомства, - мабуть кудысь прыидэ. Настроение падало буквально на глазах. Снег из блестящего начал превращаться в серый. Остро засосало в желудках. Замаячила перспектива лёгкого, но хронического недоедания.

 Авансом заурчало в животах.
Отведав легендарной овсяной каши без масла, колбасы и других субпродуктов, начали собираться на гору. Это было то ещё катание. Некоторые валились на снежный покров на самых плоских участках горы.

Кто-то на полном серьезе убеждал, что ощущает, как пухнет от голода тело. Только, что не жевали кору деревьев и иголки от смеричек. Тягостный спуск на базу, малокалорийный обед, а затем: «Не слышно звуков чудных песен». – Надо идти на вокзал! – решили самые ярые оптимисты, - такие сумки не пропадают!


Тут же собралась боевая группа сумкоискателей, которая резвым ходом двинулась к центру пгт Славско. Пошли почему-то дорогой, идущей рядом с железной дорогой, надеясь: «А вдруг вылетит  из окна»? И «вдруг» свершилось!!! Вот оно, чудо! Навстречу движется лично М.Г.Соломенко. И у него - наша сумка. Зазвучали строчки: «Всё стало вокруг голубым и зелёным!»

Как? – витал вопрос у каждого на устах. М.Г. Соломенко окинул народ орлиным взором. Рассказ о возвращении сумки выслушали с неослабным интересом и вниманием: «Вспомнил о ней, когда подъезжал к Лавочной». (Станция в пятнадцати минутах езды от Славско - авт.). «Вечно с вами морока!  Вы ж не забрали такой багаж(!) в горячке».

 (Почему по горячим следам он не  забрал злосчастную сумку сразу, вразумительных объяснений мы так и не получили). «Побежал по вагонам, отыскал наш, а там проводник. Но уже с другой бригады. – Откройте, - прошу, - немедленно загашник! Там находится наша сумка с продуктами.

 Тот с большими сомнениями открыл дверцу…и просто обомлел от ужаса и разочарования! Действительно, сумка, а в ней - пища. С ним чуть апоплексический удар не случился», - заключил герой решения продовольственного вопроса, выявив зачаточные познания в медицине.
Счастье  проводника находилось так близко...
А мы откатались в тот раз  прекрасно.