Сердце друга 102

Гунаев Иса
* * *
В Грозный Сулиман смог приехать поздно ночью. Понимая, как Ахмеду не терпится узнать новости о своем друге, Сулиман не заехал даже домой .
Ахмед находился на дежурстве. Он вместе со своими товарищами, охранял территорию нового торгового комплекса, открытие которого намечалось через два дня.
- Что там? – даже не поздоровавшись, с нетерпением ожидая ответа, спросил Сулимана Ахмед.
- Да подожди ты. Дай хоть из машины выйти. Все нормально. Жив твой дружок.
- Как он? Где ты его видел?
Друзья отошли в сторону.
- Да так. Случайно его заметил в толпе. Сначала он вообще отказывался со мной разговаривать.
- Не понял. Как отказывался? Он что, не узнал тебя?
- Узнал. Поэтому и не хотел говорить. Но, благодаря Супьяну, мне удалось с ним поговорить, и надеюсь, убедить. Представляешь? Он оказывается троюродный брат Супьяна.
- Да ты что? Вот что значит, "мир тесен». А почему Супьян нам ничего не говорил?
- Не знаю. Не доверял, наверное. Но говорит что сами работали с ним. Пытались уговорить сложить оружие. Говорит что и не знал, что мы знакомы.
- Вот крыса. Он что, на своем примере не мог это показать, объяснить?
- Говорит, что пытался. Но, по правде говоря, Муса просто не доверяет власти.
- Ты свои координаты хоть оставил?
- Конечно. Я почему просил тебя с деньгами приехать?
- Да, кстати. Забыл тебя об этом спросить.
- Я видел его семью. Дети живут, как оборванцы.
- Что? У него есть семья?
- Да. Жена и двое детей. Очень бедно живут. Дети грязные, голодные. Я чуть не заплакал, когда их увидел. Видел бы ты, как они одеты, их игрушки. До сих пор сердце плачет. Супьян говорит, что они заботятся о них. Но я этого не заметил.
- Как же так? Вот тварь. А сам как живет?
- Не торопись делать выводы. Может, они специально не додают им то, что могут, или обязаны дать. Чтобы Муса хоть детей своих пожалел и вернулся к мирной жизни.
- Вообще-то, да. Тоже может быть. Но это не оправдание. Почему дети должны страдать? Поехали к ним.
- Сейчас? Ночью? И с чем?
- Да-а, долгая сегодня у меня будет ночь. Завтра надо будет отпроситься? Поможешь, если что?
- Конечно. Мы вместе поедем к нему. Ладно, работайте. Я поеду домой. Высплюсь. У вас все нормально?
- Нормально. Куда домой поедешь? В Ведено что ли?
- Нет, конечно. Я уже четвертые сутки не сплю. На квартире буду. Сегодня хотел дома посидеть, а видишь, как все получилось? Супьян очень хотел, чтобы я на свадьбу брата приехал.
- Да. А ведь и вправду, ничего в жизни не происходит просто так.
- Точно. Случайно встретили Супьяна. И вот как все обернулось.
- Я не оставлю там Мусу. Силу, если надо, применю. Но в горах я его не оставлю.
- Да, надо его оттуда вытащить. Любой ценой. Пока не натворил серьезной беды. Я думаю, у него есть еще шанс попасть под амнистию.
- Да даже если и не попадет. Срок может минимальный получить. Зато здесь есть шанс вернуться к нормальной человеческой жизни. А там?
- Да. Семью его мы, в любом случае не бросим. Хоть за них он может быть спокоен, даже если и посадят.
- Но я надеюсь, что ты используешь все свои связи и возможности чтобы он, если не избежит срока, то хотя бы минимальный получил.
- О чем речь? Конечно, поможем чем сможем. Ладно. Я поехал. Не то сейчас, прямо здесь усну.
Друзья попрощались, и Сулиман поехал к себе на квартиру.
Рано утром следующего дня, Сулиман с Ахмедом поехали на продуктовую базу. Накупили продукты, фрукты и овощи для детей Мусы. Машина Сулимана была почти полной.
- Игрушек мало поместится, – сказал Сулиман.
- Ничего. Ты поезжай к «Тип-Топу». Знаешь, где этот детский магазин находится? По Кирова.
- Конечно.
- Жди меня там. Я на такси за своей машиной поеду. Там и встретимся.
- Ладно.
Ахмед вышел на дорогу, поймал такси и поехал домой. Сулиман направился к указанному детскому магазину.
Через полчаса Ахмед приехал с женой.
- Она просто поможет выбрать для детей нужное, полезное, необходимое, – сказал он.
- Все правильно! – согласился Сулиман. – Я как раз думал о том, сумеем ли мы сами выбрать самое необходимое.
Через некоторое время и машина Ахмеда была наполнена, разными игрушками, одеждой. Его жена в соседнем магазине накупила еще моющие средства для хозяйки, разные шампуни и мыло, для взрослых и детей.
Затем Ахмед отправил жену домой на такси, и друзья поехали в гости.
По приближении к селу, где проживала семья Мусы, Сулиман позвонил Супьяну чтобы тот встретил их и сопроводил к дому Мусы.
Как и договорились, Супьян встретил друзей у въезда в село.
Чуть ли не с кулаками Ахмед набросился на Супьяна.
- Ты почему от нас скрывал, что Муса жив? Что у него есть семья, и они находятся в бедственном положении?
- Ты думаешь, нам на него и на его семью наплевать? Что мы их бросили?
- Сулиман рассказал мне, как они живут.
- Мы надеялись, что он хоть детей пожалеет.
- Вот видишь? – сказал Сулиман Ахмеду. – Я же тебе говорил. Не могли они просто так оставить его семью без внимания.
- Конечно, – поддержал его Супьян. – Как нам после этого людям в глаза смотреть?
- Так же, как и сейчас, – не сдавался Ахмед. – Это просто удобное оправдание. Нельзя детей в чем-либо ущемлять. Они не должны страдать из-за глупости взрослых. Ты ведь жизнь ради своего народа не жалел. А денег своим племянникам не можешь дать? Зажрался? Ну, ладно. Это на твоей совести. Мы можем встретиться с Мусой?
- Его мы вряд ли застанем дома. Он редко там бывает. А телефон у него почти всегда отключен. Он включает его, когда это нужно только ему. Если мы и застанем его дома, это будет просто случайностью.
- Ладно, – сказал Сулиман. – Не будем тратить время даром. Поехали к ним.
Друзья направились к дому Мусы.
Как и предполагали друзья, самого хозяина они дома не застали, и телефон его был выключен.
- Это друзья Мусы, – представил Супьян друзей. – Сулиман увидел, как вы живете, и они решили вам помочь.
Увидев гостей с подарками, жена Мусы не смогла сдержать слез. Дети сразу же побежали к игрушкам.
- Помочь? Я в жизни не видела такого добра и внимания, – не могла остановить нахлынувшие слезы Малика, жена Мусы. – Это все даже не вместится в наш дом. Спасибо вам большое.
Еле сдерживали слезы и мужчины.
Радовались этой встрече все, но смеялись только дети. Радость же взрослых, выходила скорее чрез слезы.
Хоть и стыдно ей было, хозяйка все же пригласила гостей в дом.
Снаружи жилье хоть и выглядело убогим, внутри дома, а точнее, двух маленьких комнатушек, было все чисто и убрано. Чувствовалось, что хозяйка чистоплотная. Просто ей не хватало пространства.
- Я предложил Сулиману взять еще холодильник и стиралку, – сказал Ахмед. – Но он, теперь и я это вижу, сказал что здесь, возможно, не хватит электричества.
- Здесь вообще его нет, – сказала Малика.
- Что? – удивился Сулиман. – Вы живете без электричества?
- Да. Провода эти, еще с прошлых времен.
- Вы что? – не меньше удивился и Ахмед. - Как вы детей в таких условиях воспитываете? Они и телевизор даже не смотрят?
- Вот так и живем, – грустно улыбнулась хозяйка, накрывая стол гостям. - И за водой очень далеко нужно ходить. Детей каждую ночь надо купать. А они все равно такие грязные. Вы наверное подумали, что я плохая мать. Может вы и правы. Но у нас такая жизнь.
- Ничего, – сказал Сулиман. – Недолго надеюсь, вам осталось здесь жить.
Хозяйка удивленно взглянула на деверя.
- Это друзья Мусы, с которым они вместе воевали, – попытался объяснить Супьян снохе. – Они хотят ему помочь. Вытащить из леса.
- Неужели мы заживем, как нормальные люди? – опять выступили слезы на глазах Малики. – Мне в это даже не верится.
Выпив чаю и поиграв с детьми, друзья покинули жилище Мусы.
От его жены они узнали, что уже третий год они не могут получить компенсацию за утраченное жилье и имущество и, пообещав им помочь в этом, друзья поехали домой.
* * *