Немного о маме

Аркадий Шакшин
               

     После смерти отца забота о маме стала смыслом моей жизни. Потеряв папу, я очень боялся потерять и ее. Просыпаясь по утрам, тихо подходил к ее кровати и прислушивался, дышит ли она. Я твердо решил: сделаю всё, чтобы заменить маме отца. Буду безгранично любить ее, стараться учиться, зарабатывать деньги и помогать ей.

     Я занимался спортом, участвовал в школьной художественной самодеятельности — очень любил петь. Неплохих успехов добился в классической борьбе, занимаясь в секции. Ежедневные тренировки физически и морально подготовили меня к борьбе с любым соперником. Я должен был доказать маме, что сильный.
   
      Я очень боялся огорчить маму. Однажды произошел такой случай.

          В каком-то из начальных классов мы писали под диктовку. В предложении было слово «народ». Я уверенно написал «нород» и стал спорить с учителем, что так правильно. В ответ услышал: «Садись, два, и чтобы завтра пришли твои родители». Мама, конечно, пришла, потом были разборки, и она сказала: «Если еще раз меня вызовут в школу, ты не мой сын». С тех пор меня не надо было заставлять учиться. Я приходил из школы и сразу садился за выполнение домашних заданий. Школу закончил без троек.

    Изо всех сил я старался освободить маму от хозяйских забот. Будучи еще шестнадцатилетним парнишкой, сам перекрыл крышу на террасе. Она протекала, погнулись гнилые стропила. Отремонтировал и баню: денег у мамы не было, чтобы заплатить строителям. Мамина благодарность была дороже всего на свете.

      Я с детства мечтал стать артистом. Мама мою мечту разделяла. Подружка Танюша собралась поступать в культпросветучилище на театральное отделение. Я поехал в Стерлитамак вместе с ней. В училище поступил без проблем. На каникулы приезжал домой, помогал, как мог, маме. Она работала санитаркой в больнице. Я ее встречал после работы: нес бидон с остатками пищи для поросенка, которого мы держали.

      Шли мы с мамой как-то домой, она встретила знакомую и говорит ей, что я учусь в училище, а потом буду поступать в институт. И с какой гордостью она это сказала! Так мне ее слова запали в душу, что получение высшего образования стало главной моей целью.

      Любимый культпросвет я закончил с красным дипломом. Сдав один экзамен, поступил в Челябинский институт культуры. Мама всегда поддерживала меня в учебе. Она считала образованность одним из главных достоинств человека. Об этом я помнил, когда поступал и в Президентскую академию.

     После смерти отца мама сделала все, чтобы поставить меня на ноги. Я за это ей очень благодарен.

       Мама умерла от инсульта. У нее была гипертония. Мои последние две недели пребывания с ней были подарены Богом. Мы были тогда самыми счастливыми на Земле! Говорили о моих планах. Я мечтал, что закончу учебу, женюсь, буду трудиться, мама уйдет с работы и станет воспитывать своих внуков, моих детей, а все заботы по хозяйству я возьму на себя.

      Последний раз мы виделись 8 марта. Мама уехала на работу в Уфу, а я на учебу в Стерлитамак. Восемнадцатого марта сердце мое заныло. Я увидел сон: по лестнице спускают два красных гроба с черными крестами. Проснувшись, целый день ходил как чумной. После уроков поехал домой. В голове билась мысль: только бы с мамой ничего не случилось. Оказалось, у мамы случился инсульт, она лежит в республиканской больнице. Я верил, что врачи спасут ее. Но через несколько дней меня вызвали в клинику. Я увидел маму на больничной койке. На правой ее щеке застыла слеза. Я подошел к ней, взял за руку. Она еще была теплой. Это было последнее ощущение теплоты материнского тела. Нет, я не зарыдал, не забился в истерике. Я думал об одном: мне надо достойно проводить маму в последний путь.

        Машина, документы, морг… Я что-то делал, куда-то ездил. Лишь когда садился у гроба, слезы душили меня.

    Хоронить маму увезли в деревню. Две недели я каждый день приходил на ее могилу. Наверное, сошел бы с ума от горя, но спасло, что тревогу забили однокурсники. Они узнали о моем горе. Пришла телеграмма от классной руководительницы с просьбой вернуться на учебу. Это меня и спасло.

       Я учился и работал — мыл полы в районной милиции. Жил маминым завещанием: окончить училище, поступить в институт. Благодаря маме я выучился, выстоял. Память о ней помогает мне жить и сегодня. Я знаю: мама не умерла, она в моем сердце и будет жива до тех пор, пока буду жить я.