Учебник Максаковского

Ремих Елена
 - Сейчас мы посмотрим, что там у нас есть в базе данных, связанного с вашей профессией, - зевая в сторону, равнодушно произнесла немолодая и уже с утра, как видно, уставшая инспектор трудоустройства, обращаясь к сидящей напротив посетительнице. - А вот, я здесь вижу свободную вакансию учителя географии в школе номер десять, так что вам, будем считать повезло, - быстро печатая на компьютере направление на работу, сообщила она, опять зевая "радостную" новость безработной, женщине средних лет с невозмутимым лицом
Поблагодарив как обычно свою "благодетельницу" и, не забыв поздравить ее с очередным праздником шоколадкой, Нина Ивановна (так звали педагога) с высоко поднятой головой вышла из кабинета.
Уже за его дверями она, тяжело вздохнув, стала внимательно рассматривать выданный ей документ и, подняв глаза к потолку, вспоминать, где же находится рекомендуемое ей учреждение.
"О, господи, - вдруг выдохнула она с силой, - да эта школа - у черта на куличках, а если мне придется работать а первую смену, то, во сколько же придется вставать, чтобы вовремя добраться до работы? А если мой класс будет дежурить?" - горестно размышляла она, направляясь к остановке и поеживаясь от пронизывающего морозного ветра. "Ехать придется с пересадкой, да еще в такой мороз", - пытаясь рассмотреть в обледенелом окне очертания предметов, тяжело вздохнула Нина Ивановна.
Минут через сорок она уже спрашивала незнакомую ей женщину на остановке о том, как найти нужное заведение, а еще через двадцать минут школьный кандидат с любопытством рассматривала фасадную табличку с интересующей ее надписью.
"Ого, да это не простая школа, а с гуманитарным уклоном, а значит  - с повышенными требованиями и нагрузкой", - быстро сообразила географ и с силой толкнула входную дверь.
Огромный и образцово отделанный холл поражал воображение: вся противоположная от входа стена переливалась зеркалами, свежевымытая половая плитка блестела и интриговала своим затейливым рисунком, но самой большой достопримечательностью школы, по-видимому, являлся пост охраны с огромным монитором. Могучего сложения охранница, в черной спецодежде, равнодушно листала какой-то журнал и даже не подняла головы при появлении незнакомого человека.
"А если бы у меня были..., скажем, не очень хорошие намерения, - промелькнула мысль а голове у гостьи, - тогда бы, как это обычно бывает, стали искать "стрелочника". - Интересно, скольких же денег стоит родителям эта бесполезная "свадебная генеральша?" Когда я училась в школе, дисциплина без всяких охранников была на высоте, а пенсионерку-дежурную в раздевалке уважали не меньше, чем учителей.
Однако, надо спросить у этой "красавицы", где тут находится приемная директора"
Едва взглянув на посетительницу, охранница с неудовольствием оторвалась от разгадывания кроссворда и жестом указала на кабинет в конце коридора.
"Ага, а вот и расписание уроков,- быстро сориентировалась Нина Ивановна, проходя мимо нескольких огромных стендов с бесчисленным количеством приколотых к ним листков бумаги. - Сейчас посмотрим, сколько у них имеется классов и соответственно часов в неделю".
После несложных математических действий, географ вдруг почувствовала слабость в ногах и учащенное сердцебиение.
"Это что же получается? Скорее всего, предмет вести буду я одна, так как зарплата директора напрямую привязана к зарплате учителя и, кроме двух ставок, у меня еще наверняка будут кружки и классное руководство. Значит, образно говоря, ночевать и дневать мне придется в школе, здоровье резко ухудшится, лечиться и жить будет некогда. Так, спокойствие и только спокойствие. Надо как-то выходить из этой ситуации, а точнее, как можно скорее, уносить отсюда ноги".
Приоткрыв дверь в приемную, Нина Ивановна увидела слева от нее стол, за которым сидел и что-то писал представительный мужчина лет пятидесяти.
"Наверное, это их завуч, - рассматривая его через небольшую щель, сделала вывод соискательница вакансии. - И какой важный! Что-то шепчет себе под нос, наверное, расписание составляет. А где же директор? А, ну да, у нее же отдельное помещение. Фу,пожалуй, приступим к действию", - проговорила она про себя и открыла дверь.
В самом конце директорского "предбанника", возле окна, Нина разглядела склонившуюся над столом что-то пишущую женщину, половину лица которой закрывал монитор компьютера.
 - Здравствуйте, - обратилась к ней педагог, - могу ли я сейчас поговорить с вашим директором по поводу вакансии учителя географии? Вот мое направление на работу из центра занятости.
Не отрываясь от работы, секретарша автоматически протянула руку к бумаге и произнесла:
 - Директор вышла в столовую, так что вам придется ее немного подождать. А впрочем, я и так могу подписать вам отказ, так как эта вакансия уже занята.
Не веря в свою неожиданную удачу, Нина Ивановна затаила дыхание и протянула направление на подпись.
Пока секретарь разбиралась с документом, за столом, где сидел предполагаемый завуч, произошло странное движение. Невольно повернув голову в сторону сидящего за ним мужчины, учитель географии увидела картину, которая сильно ее удивила: школьный администратор тяжело дышал, его очки с'ехали с носа, руки тряслись, рот был слегка приоткрыт, а взгляд, устремленный на Нину, был полон непонятной тревоги.
"Ого, что это с ним? - насторожилась женщина, забирая подписанный документ, - неужели сердце? Наверное, его нервная система дала серьезный сбой, что совсем неудивительно при таких бешеных нагрузках. А ведь он за всю смену, а, может и школу отвечает. Надо посмотреть в сумочке валидол".
 - Так вы, значит, тоже из трудоустройства? - вдруг неожиданно громко заговорил "завуч". И раньше работали учителем географии?
"Что за странный у него вопрос? Может быть, мы знакомы?"- не отрывая взгляд от сидящего, еще больше удивилась Нина Ивановна и тут же решила прояснить ситуацию.
 - Конечно, работала. А почему вас так это удивляет?
 - И наверняка, у вас приличный стаж работы? - не обращая внимания на встречный вопрос, продолжал мужчина и с силой отодвинул от себя лежащие перед ним бумаги. Было хорошо видно, что он продолжает сильно волноваться.
"Теперь о стаже заговорил, к чему бы это, неужели он не видел, что мне только что подписали отказ?"  - подумала про сея Нина и стала открывать сумочку, чтобы убрать направление.
 - А в каких классах вы работали? - не унимался любопытный и продолжал "сверлить" глазами географа.
 - Я вела занятия во всех параллелях, начиная с уроков природоведения в пятых, и заканчивая экономической географией в одиннадцатых, - улыбнулась назойливому администратору Нина Ивановна.
 - А много ли часов у вас было, когда вы работали?  - до странности напряженным голосом задал очередной вопрос завуч.
 - Знаете, - решила немного поболтать гостья, - у меня был период, когда я вела даже две ставки, очень тяжело было, после этого сильно болела, да и терерь эта нагрузка дает отголоски, так что там говорить, вы же как педагог сами все знаете...
 - Да никакой я не педагог, - вновь разволновался мужчина и закрыл лицо руками, - я - безработный экономист, никогда не работавший с детьми. Вот, дали мне , как и вам, направление в службе занятости и отправили сюда. Сижу теперь и пишу свою автобиографию. А как работать буду, даже и не представляю. Две ставки дают, да впридачу классное руководство с кружками. Программы совершенно не знаю, учебников не видел в глаза. Я поэтому вас обо всех этих делах и распрашиваю.
 - Так как же вас угораздило согласиться на такую работу? - от изумления у Нины Ивановны широко открылись глаза, - ведь даже специалисты не все выдерживают...
 - Да вот и я о том же! - почти заголосил мнимый завуч. - У меня просто не было возможности отказаться. Сам я из соседнего города. Переехал к вам на жительство, а ни друзей, ни знакомых у меня здесь нет. Как я не доказывал, что вряд ли смогу работать педагогом, инспектор нашла много общего в словах "экономист" и "экономическая география"
 А я ведь всю жизнь на шахте работал с цифрами, прости господи, какой из меня географ! Я даже не знаю, какой учебник мне нужен и совершенно не помню, как называется столица Мадагаскара!
 - Вообще-то, в старших классах рекомендован учебник Максаковского, но, может быть, в этой школе с уклоном, учителя работают по другому,  - попыталась помочь "коллеге" Нина.
 - Максаковский? А кто это такой? Да, впрочем, не все ли равно? - еле слышно проговорил экономист, махнув рукой, но тут же резко встал с места и быстро подошел к настоящему географу
 - Милая вы моя, хорошая! - чуть не плача, протянул он к ней руки, - а не могли бы вы вместо меня согласиться на эту работу? Вам, как педагогу...
Нина Ивановна обомлела от такого неожиданного и грубого натиска и, словно, защищаясь, повернула взгляд к секретарше, которая поверх очков, очень внимательно смотрела на странную сцену.
"О, господи, а ведь она, кажется, все слышала и видела, не дай бог, сейчас войдет директор и... - быстрее молнии пронеслась мысль в голове у безработного географа.
 - Извините, - уже на ходу к двери быстро проговорила она, - я своих планов менять не намерена, тем более, что вакансия уже занята. Всего хорошего.
Уже выскочив из приемной, Нина осознала, в какую историю она могла бы попасть, если бы пришла хотя бы на сорок минут раньше.
Немного успокоившись, географ быстро зашагала к выходу, мимо которого проходили две женщины, внешний вид одной из которой выделялся властностью и самоуверенностью.
"Директор! - догадалась Нина Ивановна, - еще бы чуть-чуть, и все могло быть по-другому. Будем считать, что мне сегодня крупно повезло, а вот тому бедолаге - нет. А, впрочем, он сам виноват. Собирается работать учителем географии на две ставки, а про Максаковского даже не слышал".
Посмотрев на часы, удачливый педагог удовлетворенно хмыкнула и, несмотря на сильный мороз, почувствовала жаркий прилив бодрости и хорошего настроения. Дорога к остановке уже не казалась ей длинной и скучной, а поскрипывание ослепительного снега под ногами радовало и веселило. Незаметно для себя учитель географии, когда-то закончившая музыкальную школу, стала напевать какую-то незатейливую мелодию, которая заставила ее отвлечься от тяжелых мыслей о привязанных к чему-то ставках, проверок тетрадей и контурных карт, ремонтах и пришкольных участках, педсоветах и всего прочего, без которого педагогическая деятельность просто немыслима.
"Хорошо, когда человек правильно оценивает свои возможности и стремится не только к зарабатыванию денег любой ценой, но прежде всего, к сохранению своего здоровья, без которого в жизни тебе уже ничего не будет нужно", - пришли в голову педагога мудрые мысли, когда она уже садилась в под'ехавший автобус.
Через несколько дней, Нина Ивановна по пути из магазина решила зайти в центр занятости и из любопытства кое-что там посмотреть. Найдя нужный ей стенд, она быстро пробежала глазами список имеющихся вакансий. Внезапно она почувствовала себя нехорошо, так как в самом центре одного из листов учитель географии увидела информацию, заставившую  биться сердце сильнее обычного.
В школу номер 10, с углубленным изучением гуманитарных дисциплин, требовался учитель географии на две рабочие ставки
Тяжело вздохнув, она тихо побрела к выходу, при этом думая о том, что до следующего посещения трудоустройства осталось десять дней, в течение которых, возможно, в школу номер 10 найдется какой-нибудь кандидат, который точно будет знать о том, кто такой Максаковский и какой учебник он написал.