2. 1. Привезённое Солнце

Елена Шувалова
   Часть 2.Посвящённые.

2. 1. Привезённое Солнце

  Пьеса Самуила Яковлевича Маршака "Золотое колесо" была написана в 1923 году для Петроградского ТЮЗа. Соавтором Маршака числится Е.И. Васильева (Дмитриева; Черубина де Габриак).

   В этой пьесе - игре происходит то, чего не произошло в сказке "Конёк-Горбунок": появляется Солнышко.

   И привозят его Иванушка и Конёк-Горбунок.

  В начале пьесы происходит такой интересный диалог между Дедом (Морозом?) и Весняночкой:


ВЕСНЯНОЧКА. Дедушка, а что это там за лошадка висит — горбатая, лохматая?

ДЕД. Это Конек-Горбунок. С ним рядом и хозяин его — Иванушка-дурачок. Они вместе на окиян ездили, Жар-птицу поймали, Царь-девицу добыли. А теперь Иванушка-дурачок на этой Царь-девице женился, дома живет, на окиян больше не ездит.

ВЕСНЯНОЧКА. Какой он красивый, дедушка. Рубашка-то на нем шелковая. Подари мне его, дедушка. Я его беречь буду, не разобью.

ДЕД. Подожди, Весняночка, дай сперва елку зажечь.

ВЕСНЯНОЧКА. Ладно, дедушка. Только ты не забудь, что Иванушку и Конька-Горбунка ты мне обещал. Других игрушек не хочу. Вот этого длинноносого кому хочешь отдавай. Мне не надо.

ДЕД. А чем он тебе не нравится? Ведь это Петрушка, что по дворам с шарманщиком ходит. Он веселый, всегда пляшет.


  А потом Дед просит Ивана привезти Солнышко:

Дед

Эй, послушай-ка, Иван,

Поезжай на окиян,

По неезженой дороге,

Прямо в Солнцевы Чертоги.

Да от всей честной Руси

Солнце в гости пригласи!

Хор

Поезжай в далекий путь,

Солнце красное добудь!

 

  Надо сказать, что в этой сказке являются целых три солнца:

  Петрушка привозит с огорода Солнце-репу; учёный японец (тоже кукла) показывает искусственное солнце, которое можно включать и выключать; и только Иванушка с Коньком привозят Солнышко настоящее:

  "Появляется Иван на Коньке-Горбунке. За ним золотая
колымага с солнцем. Солнце - в платке и сарафане. В руках
у него золотое колесо".

   Золотое колесо - это символ Солнца.

   С другой стороны, нас не оставляет мысль о том, что это - то самое колесо чичиковской брички, о котором спорили мужики в "Мёртвых душах": доедет ли оно до Москвы или Казани?

   Впрочем, "золотое" - это уже чудесное и божественное колесо; символ движения по небу честной Руси нового Солнца.

   С другой стороны, именно чичиковскую бричку Гоголь сравнивает с Русью - Птицей-Тройкой...

   А в сказке Маршака тройку коней с телеги, на которой едет Петрушка,  съели волки...


 "Ехали на тройке с бубенцами, да, видать, проехали давно..." (впрочем, романс был написан после сказки, - в 1924 году).

   
   Поскольку пьеса эта - представление на Рождество, то, - может быть, запущенное золотое колесо Солнца - это и рождение нового Бога (Христа России).



  Смотрите, как ловко Маршак соединил "Сказку о Салтане" с "Коньком-Горбунком":
   
Иван

Полюбуйтесь, что за пава!

Все

Солнцу ласковому — слава!


Это - "А сама-то величава, Выплывает, словно пава", - слова сватьи бабы Бабарихи о Царевне-Лебеди".

Солнце

Благодарствую за честь.
Мне привез Ванюша весть,...

Это - слова Месяца Месяцовича, обращённые к Ивану:

Ты привёз такую весть,
Что не знаю, чем и счесть!

  Солнышко одето в сарафан, - что не очень странно, - поскольку раньше сарафан был мужской и именно царской одеждой.*  Но вот то, что оно в платочке, - это уже указывает на его женскую природу. Похоже, Солнышко здесь так же соединяет в себе мужскую и женскую природу, как и Месяц Месяцович (речь которого оно и произносит, - несколько переиначив).

Далее, Солнышко говорит:


Я вас крепко пожалело,

Запрягать коней велело

И поехало шажком

За Иваном-дураком.

 
  Это "шажком" - такое пушкинское! Это же он сам ехал - в "Домике в Коломне":

               не всё ж гулять пешком
По невскому граниту иль на бале
Лощить паркет, или скакать верхом
В степи киргизской. Поплетусь-ка дале,
Со станции на станцию шажком,..


  Итак, Солнышко, - "внесценический" персонаж сказки "Конёк-Горбунок", - был в ы т а щ е н  Самуилом Яковлевичем Маршаком на сцену Театра юного зрителя.

   Что же, - выходит, - Маршак знал тайну "Конька-Горбунка"?

   Думаем, на этот вопрос ответ будет положительным: знал. Знал, понимал, думал над ней, и, - как только появилась возможность, - обратился к детям с этим знанием.

   

Продолжение следует.


 
 
*В XIV в.  сарафан  в России - народная мужская  одежда  воевод, великих князей, а в XVII в. -  царей . В перечне  одежд   русского   царя  Михаила Федоровича находим: « сарафан  объярь чревчата, без подкладки, с ...обнизью;  сарафан  дороги яринного цвета, с вишневой обнизью, сарафанец зеленый...». А в кроильных книгах Алексея Михайловича сохранилась запись: «1637 год, июня 20, скроен государю  сарафан  тафта чревчата, длина 1 аршин 15 вершков, позади 1 аршин 13 вершков, рукава длина 1 аршин 6 вершков, тафты вышло 7,5 аршин, подпушка тафты желта (1 с четвертью аршин) нашивка сверху, пуговки... обшиваны золотом пряденым шолк зелен, с золотом деланы в мастерской палате».
/Интернет.