Лекционная пропаганда

Юрий Чепелкин
                ЛЕКЦИОННАЯ ПРОПАГАНДА.
      Группа врачей трясётся в неотапливаемом УАЗике в отдалённую деревню. В те далёкие 70-годы прошлого века каждый врач обязан был прочесть населению района 1 лекцию в месяц, а при работе на 1,5 ставки – по 2 лекции. Угрюмое молчание прерывает терапевт, кутаясь в шерстяной шарф:
-И кому нужны эти лекции? Населению?
-Не нужны они ни населению, ни нам, наш народ живёт по принципу: «пока гром не грянет», а все наши призывы: «лучше упредить, чем потом лечить» им как горох об стенку.
-Одна надежда, народ не соберётся, а читать лекцию председателю сельсовета и его секретарю мы не будем.
-В принудительном порядке они организуют явку.
    Хирург:
-Наш заведующий отделением решил избавиться от ущемлённых грыж, для этого он заставлял фельдшеров на подворных обходах населения деревень выявлять грыженосителей и направлять их на операцию. Эффект незначительный и, если в отделение поступал пациент с ущемлённой грыжей,  особенно ночью, тем более если ему уже ранее предлагалась плановая операция, он был вне себя и не хотел ему  выдавать больничный лист, но администрация на это не дала согласие.
     В то время не было интернета, телевизор был не в каждой семье, да и те немногие программы были посвящены идеологии и политике, на пропаганду здоровья не было экранного времени, а с докторами охотно общались люди пожилого возраста.
     Гинеколог:
-В прошлый раз мы читали лекции на молочно – товарной ферме, затем проводили осмотр женщин.
-А позволяли это делать санитарные условия?
-А что делать, ведь доярок мы обязаны осмотреть обязательно, а попробуй, загони их в консультацию, а с нас спрос за 100% охват.
     В сельсовете собраны люди. Первый выступает хирург. Став за трибуну, достаёт конспект студенческих лекций:
-Острый аппендицит: Этиология. Бла, бла, бла ……
-Патогенез: Бла, бла, бла ………….
Бабушки в зале удивлённо хлопали глазами, вопросов не задавали.
    Разговор недоумённых коллег:
-Он что, не понял уровень аудитории, не знает, какими словами с ними общаться?
-Дело в том, что он некоторое время работал председателем колхоза и дал понять, что в интеллектуальном развитии ушёл от них далеко. Таким образом, он изживает комплекс неполноценности. Он был единственным председателем, не вступившим в КПСС, ему предлагали перспективную чиновничью карьеру, но он решил стать доктором и в уже солидном возрасте окончил институт.
   Терапевт, рассказав о язвенной болезни, получает вопрос из зала:
-Вы сказали, что нервная система влияет на образование язв, а как её убережёшь, если денег не хватает, что бы одеть, накормить детей, а муж приходит постоянно пьяный, учиняет скандалы.
-А сколько вам лет?
-Ещё нет сорока (выглядит старше лет на десять).
-Если бы я знала, как сделать всех здоровыми и богатыми, я бы работала не врачом, а в правительстве.
    Лекции закончились, председатель сельсовета нас поблагодарил, и мы отправились в обратный путь.
-Как вы думаете, наш выезд улучшил ли здоровье населения?
-Нет, да и как он мог это сделать? Люди живут в хлопотах о материальной стороне быта, они испокон веков привыкли трудиться не покладая рук, им некогда следить за своим здоровьем и обращаются за помощью, когда уже поздно.
-А о какой заботе о своём здоровье можно говорить, если потребление алкоголя на душу населения превышает все допустимые нормы. Например, до каждой участковой больницы доводился план безвозмездного донорства, и он не выполнялся до тех пор, пока негласно, наряду с обедом, донорам начали наливать спирт, отбою от желающих стать донором не было, план начали перевыполнять. С этой целью ко дню донора главврач заготавливал расчётное количество спирта, исходя из норматива донорства, добавляя на перевыполнение плана.
-А так называемая диспансеризация населения? Каждый участковый врач должен иметь определённое количество диспансерных больных, регулярно вызывать их на осмотр, но большая часть на вызовы не является и, чтобы избежать наказания, производятся фиктивные записи в амбулаторной карте.
-Да, наши поездки напоминают сизифов труд, необходимо смена поколений, чтобы с малых лет приучать детей заботиться о своём здоровье, но это задача не только одних медицинских работников, вот только тогда отпадёт необходимость в этих никому не нужных поездках.
      Дальнейшая поездка проходила в угрюмом молчании.