1. Африка. Мали
Начинался дождь. Всё сильней и сильней бил по открытым головам, капюшонам, зонтикам. Казалось, ещё чуть - чуть и Садовая уйдёт под воду. Этот один из самых затопляемых районов в Питере. Оставалось только одно спасение - идти туда, куда звал за собой духовный гуру Борис Борисович Гребенщиков.
И "повелел он собраться семьями, друзьями и близкими в одном месте, чтобы насладиться лучшей музыкой Планеты, а пищи и пития будет вдоволь. "
За час до назначенного времени стали собираться люди у ворот Юсуповского сада. Очередь была длинной и напоминала живую змею, что в предвкушении важных событий перебирает кольца на своем сильном теле.
Зачем -то пришёл Сергей Шнуров. Был частью публики. Вёл себя тихо, слушал внимательно.
В глубине сада должна стоять огромная сцена. Её не видно с улицы из - за высоких деревьев. Сквозь листву пробились первые звуки. Сначала не обращаешь на них внимание. Простые, не навязчивые, органично вписывающиеся в шорохи дождя. Но вот, из шороха можно выделить голос барабана, нахально задающего свой ритм. Его догнали и поддержали басы . Гитарное соло подхватило ритм, закружило, звуками сплетало в хитрые узоры. Это уже был единый голос. Дождь сталь его частью.
Новые звуки набирали силу, звучали громче. От них нельзя было отмахнуться. Они окутывали, одурманивали. Обдало жаром пустыни и ароматом трубки шамана , что неторопливо собрал всю весну нежные листья лианы Banisteriopsis caapi.
Что за группа играет? Такое чувство, что The Doors вышли из пустыни. Их наряды потрепал хасид и время. Лица почернели от солнца, высушены ветром. Пригляжусь, вдруг кого узнаю? Но тщетно, лица закрыты.
Где Джими Моррисон ? Приди он хоть под «буркой» (покрывало на голову), его выдаст пластика тела. Нет, он не вернулся к нам, но прислал путников.
На Большой сцене стояли мужчины. Их называют "туареги" или "Синие люди пустыни Сахары".
Туареги – единственный в мире народ, у которого не женщины, а мужчины закрывают лицо повязкой-покрывалом, из-за чего они и родственные им племена называют их «тигель муст» – народ покрывала.
И до сих пор юноша, достигший зрелости, получает в подарок от отца две вещи – обоюдоострый меч и лицевое покрывало.
Показаться кому бы то ни было без повязки считается верхом неприличия, как у нас – голым на людях. Повязку не снимают даже дома, во время еды и сна.
Дело тут в сохранившейся у туарегов с древнейших времён традиции матриархата. Женщины, представьте себе, что вы лицо своего избранника видели только до свадьбы, и больше – никогда (тут уж не скажешь: «Как мне твоя рожа опостылела!»). У туарегов именно женщины владеют землями и семейными ценностями. Женщины сами выбирают себе мужа.
( Ой ! Отвлеклась от основной темы, продолжаю рассказ про фестиваль:)
Так вот, мужчины-туареги считаются самыми сильными и безжалостными воинами. Не чувствуют влечения к таким занятиям, как охота, скотоводство или земледелие. Их инстинктивно тянет к войне. Не задумываясь, нападут на любого, кто помешает. Но сейчас в руках у них не мечи, а музыкальные инструменты.
Среди туарегов всегда было много поэтов и певцов, что исполняли свои песни под аккомпанемент однострунного смычкового музыкального инструмента под названием «амзад».
В одной старой песне туарегов говорится: «Дай мне мехари , седло и шатер — и я буду счастлив».
А чем сейчас поют, не понятно, но очень здорово.
На сцене одна из известных таурегских групп TERAKAFT. Музыканты живут в Кидале и в Тессалите. Не удивляйтесь, что впервые слышите названия. Это крошечные населенные пункты в пустыне, на северо-востоке Мали.Terakaft с языка тамашек переводиться «Караван».
Не знаю состав текущего коллектива, но больше всего запомнился бас- гитарист. Ибо его музыкальные партии привносят пряный и тонкий вкус психоделики. Барабанщик сидел на огромном барабанище и выбивал руками ритм.
Музыканты - не новички. Коллектив очень популярен у себя на Родине. Записали альбом во Франции с продюсером Lo’Jo Жаном-Полем Романном, выступали в знаменитом концертном зале Olympia в Париже.
Как сказал Борис Гребенщиков про них « …… вполне заслуженно пользующихся респектом современных ценителей музыки.»
Скажу честно, что до фестиваля единицы знали творчество этого необычного коллектива. Пришли просто посмотреть. Пришли и остались.
К посту прикреплены треки, но они не отражают той силы и глубины эмоций, что возникают во время или после живого выступления. На концерте у них было больше тягучести, легкости в смене ритма, шаманизм в звуках. Песня тянулась настолько долго, насколько у музыкантов было желание высказаться. Шоу не было. Мы смотрели на них, они на нас. Ноги вросли в землю. Культурный разговор- обмен на уровне эмоций/знаков/ глаз.
- Если вам хочется танцевать, то просто танцуйте. Если вам хочется хлопать в ладоши- хлопайте. Это едино везде.
Мы хлопали и танцевали . А дождь только усиливался.