О философе и писателе Фридрихе Ницше

Пётр Басков
                Религия – дело черни
                Ницше
     Настоятельно рекомендую В. Путину, Д. Медведеву, Г. Зюганову и другим известным политическим деятелям России – радетелям православия, изучить хотя бы «Антихриста» этого знаменитого философа. В светской стране умные правители воспитывают народ  в духе гуманизма, а не оболванивают  его религиозными проповедями.   

1. Что пишут о Ницше
• «Философский словарь» [1]. Немецкий философ-идеалист (1844–1900), один из предшественников фашистской идеологии, проф. филологии в Базеле (Швейцария, 1869–79). Ненавидел революцию и народные массы. Рабство, считал философ, принадлежит к «сущности культуры», а эксплуатация находится «в связи с сущностью всего живого». Трудящимся нужна «мораль рабов», а «касте господ» – индивидуализм права и нравственности. Философия Ницше – волюнтаризм: разуму он противопоставил волю. Универсальная движущая сила развития – борьба за существование. Прогресса нет, есть «вечное возвращение вещей»
• А вот мнения из «Непрекращающегося  спора о Ницше» [2]. Философия Ницше – это философия аморализма, антигуманизма, антидемократизма, аристократизма и даже милитаризма. Ницше охотно именовал себя не только нигилистом, но и имморалистом, не скрывал своей вражды к христианству, демократии, гуманизму, к противоестественной морали, к идеалам и кумирам, как они сформировались в истории европейского человечества.
     Обратимся теперь к работам Ницше, чтобы самим убедиться в верности сказанного.

2. Человеческое, слишком человеческое
Наиболее интересные фрагменты  из «Отдел восьмой: взгляд на государство» [3].
Просить слова. Демагогический характер и намерение действовать на массы  присущи в настоящее время всем политическим партиям... В том ничего нельзя уже изменить...ибо к этой области применимы слова Вольтера: «Когда чернь принимается рассуждать, всё потеряно». //Терпи народ и слушай своих господ!
Культура и касты. Более высокая культура сможет возникнуть лишь там, где существуют две различные касты: каста работающих и каста праздных... //Скудоумие.
Порода. То, чем породистые мужчины и женщины отличаются от других и что даёт им несомненное право цениться более высоко...: искусство повелевать и искусство гордого повиновения.
Субординация  нужна для  существования государства, но как её обеспечить? Рецепт Ницше: «... для этого нужно наследственное поклонение монарху, как чему-то сверхчеловеческому». //Законные и фактические монархи-преступники в истории России: Иван Грозный, Николай второй, кровавый Сталин, обокравший свой собственный народ «царь» Путин. –  Понятно?
Моя утопия. При лучшем общественном строе тяжёлый труд и жизненная нужда должны будут выпадать на долю тех, кто менее всего страдает от этого, т.е. на долю самых тупых людей... //При лучшем строе будут думать не о критериях тупости, а о том, как вообще избавить человека от тяжёлого труда (механизация, автоматизации). Такая утопия не делает чести и тупым людям, к которым Ницше  так безжалостен.
Безумие в учении о перевороте. О политических переворотах Ницше пишет: «... из исторического опыта известно, что всякий такой переворот снова воскрешает самые дикие энергии». //Хорошо пишет, но есть наверно и исключения – сегодня, в России.
Эпоха счастья. Счастливый век совершенно невозможен потому, что люди хотят только желать его, но не хотят его иметь... //Я так не думаю – и желают и хотят. Но вначале следовало бы определиться с тем, что понимается под счастливой эпохой. Скажем так: эпоха, когда у всех на Земле будет довольно «хлеба и зрелищ».
Религия и правительство. «... абсолютное опекающее правительство и тщательное сохранение религии идут рука об руку». //Религия нужна антинародному режиму, в частности, путинскому. Ведь как это хорошо: вмазали тебе по одной щеке – подставь другую. Или – всякая власть от бога. 
Социализм в отношении его средств. Социализм есть фантастический младший брат почти отжившего деспотизма... //Бакунин был того же мнения. Социализм – человеконенавистническая система, ибо она отнимает у человека самое главное – свободу.
Страх государства перед духовным развитием. Греческий полис, подобно всякой  организованной политической силе, был исключительно недоверчивым к росту образования... //В наше время, практически любое государство радеет об образовании, но в России, наряду с этим, идёт беспрецедентное оболванивание населения в духе потребительства и почитания власти.
Война необходима. «... такое высокоразвитое и потому неизбежно вялое человечество, как современное европейское человечество, нуждается не только вообще в войне, но даже в величайшей и ужаснейшей войне – ... чтобы не потерять из-за средств к культуре самой своей культуры и жизни» //М. Горький: в жизни всегда есть место подвигам. И без такого бедствия, как война.

3. Весёлая наука. Третья книга
126. Мистические объяснения. Мистические объяснения считаются глубокими, истина в том, что они даже и не поверхностны.
189. Мыслитель. Он мыслитель: это значит, он умеет воспринимать вещи проще, чем они суть.
191. Против иной защиты. Наиковарнейший способ причинить вред какой-либо вещи – это намеренно защищать её ложными доводами.  
196. Границы нашего слуха. Слышат только те вопросы, на которые в состоянии дать ответ».
216. Опасность в голосе. С чересчур громким голосом в глотке почти невозможно иметь тонкие мысли.
235. Ум и характер. Иного возвышает его характер, но ум его остаётся несоразмерным с этой вершиной, – бывает и наоборот». 
244. Мысли и слова. Даже свои мысли нельзя вполне передать словами.258. Отрицатели случайности. Ни один победитель не верит в случайность.
267. С одной великой целью. С одной великой целью оказываешься сильнее даже справедливости, не только своих поступков и своих судей.

4. Злая мудрость. Афоризмы и изречения
1. Мыслитель наедине с собой
2. Долгие и великие страдания воспитывают в человеке тирана.
3. Тем, как и что почитаешь, образуешь всегда вокруг себя дистанцию
13. Я ненавижу людей, не умеющих прощать.
40. Заблистать через 300 лет – моя жажда славы.
46а. Кто подвергается нападкам со стороны своего времени, тот ещё недостаточно опередил его – или отстал от  него.
47. Одиннадцать двенадцатых всех великих людей истории были лишь представителями какого-то великого дела.
2. О познании
74. Кто чувствует несвободу воли, тот душевнобольной; кто отрицает её, тот глуп.
3. После смерти бога
84а.  Сильнее всего ненавистен верующему не  свободный ум, а новый ум, обладающий новой верой.
4. О морали
91. Мораль – это важничание перед природой. //Не умно. Мораль – средство упорядочения отношений в обществе.
96. Когда морализируют добрые, они вызывают отвращение; когда морализируют злые, они вызывают страх.
117.Есть степень заядлой лживости, которую называют «чистой совестью».
128. К комарам и блохам не следует испытывать сострадание.
147. Правдивый человек в конце концов приходит к пониманию, что он всегда лжёт. //Во имя любви к ближнему и к самому себе.
161. Есть много жестоких людей, которые лишь через чур трусливы для жестокости.
166. Давать каждому своё – это значило бы желать справедливости и достигать хаоса.
170. «Возлюби ближнего своего» – это значит прежде всего: «Оставь ближнего своего в покое!» – И как раз эта деталь добродетели связана с наибольшими трудностями.
171. Я не понимаю, к чему заниматься злословием. Если хочешь насолить кому-либо, достаточно сказать о нём какую-либо правду.
5. Искусство и художник
180. Он научился выражать свои мысли, - но с тех пор ему уже не верят. Верят только заикающимся.
182. Вовсе не легко отыскать книгу, которая научила нас столь же многому, как книга, написанная нами самими.
6. Мужчина и женщина
207. Не  через взаимную любовь прекращается несчастье неразделённой любви, но  через бо’льшую любовь.
217. Ревность – остроумнейшая страсть и тем не менее всё ещё величайшая глупость.
228. Женщин лишает детскости то, что они постоянно возятся с детьми, как воспитатели.
7. Человеческая всячина
233. Нужно гордо поклониться, если не можешь быть идолом.
249. Если что-то не удаётся, нужно вдвое оплачивать помощь своему помощнику.
254. Для очень одинокого и шум оказывается утешением.
281. Поверхностные люди должны всегда лгать, так как они лишены содержания.

5. По ту сторону добра и зла. Отдел 4. Афоризмы и интермедии
     Цитировано по источнику [2].
67. Любовь к одному есть варварство: ибо оно осуществляется в ущерб всем остальным. также и любовь к Богу.
79. Душа, чувствующая, что её любят, но сама не любящая, обнаруживает свои подонки, самое низкое всплывает в ней наверх.
84. Женщина научается ненавидеть в той мере, в  какой она разучивается очаровывать.
99. Разочарованный говорит: «Я слушал эхо и слышал только похвальбу».
115. Там, где не подыгрывает любовь или ненависть, женщина играет посредственно.
139. В мщении и любви женщина более варвар, чем мужчина. //Естественно, ведь женщина в любовных отношениях более уязвима.
144. Если женщина обнаруживает научные склонности, то обыкновенно в её половой системе что-нибудь да не в порядке.
146. Кто сражается с чудовищами, тому следует остерегаться, чтобы самому не стать при этом чудовищем. И если ты долго смотришь в бездну, то бездна смотрит в тебя.
153. Всё, что делается из любви, всегда совершается по ту сторону добра и зла.
156. Безумие единиц – исключение, а безумие малых групп, партий, народа – правило.
161. Поэты бесстыдны к своим переживаниям: они эксплуатируют их.
164. Иисус сказал своим иудеям: «Закон был для рабов – вы же любите Бога, как люблю его я, сын Божий! Какое дело сынам Божьим до морали!».
166. Люди свободно лгут ртом, но рожа, которую они при этом корчат, всё-таки говорит правду.
169. Много говорить о себе – может также служить средством для того, чтобы скрывать себя.
170. В хвале больше назойливости, чем в порицании.
173. Мы не ненавидим ещё человека, коль скоро считаем его ниже себя, мы ненавидим лишь тогда, когда считаем его равным себе или выше себя.
181. Бесчеловечно благословлять там, где тебя проклинают.
183. Не то, что ты оболгал меня, потрясло меня, а то, что я больше не верю тебе.

6. Антихрист. Проклятие христианству
     Цитировано по источнику [3].
2
• Что хорошо? – Всё, что повышает в человеке чувство власти, волю к власти, самую власть. //Преступник решил пробраться во власть, чтобы  обокрасть всю страну и с комфортом – это хорошо? 
• Что дурно? – Всё, что происходит из слабости. //Маркса спросили о  том, какова его  добродетели к женщинам и он ответит: слабость. 
• Что есть счастье? – Чувство растущей власти, чувство противодействия. //Действительно лишь для очень узкого круга людей. Счастье – это когда человеку приятно жить.
• Слабые и неудачники должны погибнуть: первое положение нашей любви к человеку. //Бесчеловечный и опасный для человечества совет. Из слабых, бывает,  выходят гении (Наш Суворов, Иммануил Кант...). И потом – каждый потенциально слабый или неудачник будет жить в страхе и... 
4. Человечество не представляет собою развития к лучшему, или к сильнейшему, или к высшему.
//Как же, как же? – Был обезьяной, а теперь – царь природы!
5. Христианство внесло порчу в самый разум духовно-сильных натур, так как оно научило их чувствовать высшие духовные ценности как греховные, ведущие к заблуждению, как искушения. //Истину глаголет Фридрих.
7.  Сострадание вообще противоречит закону развития, который есть закон подбора. Оно поддерживает то, что должно погибнуть, оно встаёт на защиту в пользу обездоленных и осуждённых жизнью... //Человеческое общество развивается не по волчьим законам природы.
11.  ... добродетель только из чувства уважения к понятию «добродетель, как хотел того Кант, вредна... Самые глубокие законы сохранения и роста повелевают как раз обратное: чтобы каждый находил себе свою добродетель, свой категорический императив. //Обвинение Канта несостоятельно: его императив – это  совет, призыв, оказывающий благотворное влияние на людей. Не приказ.
27. На какой-то ложной почве, где всё естественное , всякая естественная ценность, всякая реальность возбуждала против себя глубочайшие инстинкты господствующего класса, выросло христианство...
47. Не то отличает нас от других, что мы не находим Бога ни в истории, ни в природе, ни за природой, но то, что мы почитаемое за Бога чувствуем не как «божественное», но как жалкое, вредное – не как заблуждение только, но как преступление перед жизнью.
62. Я называю христианство единым великим проклятием, единой великой  внутренней порчей, единым великим инстинктом мести, ... я называю его единым бессмертным, позорным пятном человечества.

Вердикт по делу философа Ницше
     Отныне и присно и вовеки веков.
Статья 1. За пропаганду аморализма, антигуманизма, антидемократизма, аристократизма и милитаризма приговорить философа Фридриха Ницше к вечному осуждению.
Статья 2. За разоблачение мракобесия христианства – вечная память и благодарность разумной части человечества.
                Аминь!

Источники информации
1. Философский словарь. Под ред. М.М. Розенталя и П.Ф. Юдина . – М.:   
   Политическая литература, 1963.  – 544 с.
2. Непрекращающийся спор о Ницше.   
  3. Ницше Ф. Сочинения в 2 томах. Т.1. М.: Мысль, 1990. – 832 с.
4. Ницше Ф. Сочинения в 2 томах. Т.2. М.: Мысль, 1990. – 830 с.
                Опубликовано: 25.09.2017