Субъективные предпосылки и внутренняя необходимост

Жарасбек Коргамбаев
Субъективные предпосылки и внутренняя необходимость нового объединения людей.
 
 
Почему до сих пор никто не ответил на простой вопрос о причинах распада? Ведь уже стало совершенно очевидным, что распад стал явлением, характерным не только постсоветскому пространству. Его переживает уже весь мир капитализма. Экономические отношения, созданные капитализмом, распадаются всюду, а вместе с ними распадаются и материальные отношения, связывавшие людей тысячелетиями, превращаясь в деньги. А деньги - это уже разрушения. И если спустя 25 лет радовались распаду СССР, который как раз и стремился утвердить новые человеческие идеалы, и видели в этом осуществления своих самых тайных коварных планов, то все это так быстро уже обернулось против капиталистов. И вот теперь весь мир погрузился в безумие.

Не думаю, что не осознают вопросы, возникшие сегодня. Наоборот, многие прекрасно осознают. Просто безрассудство, когда живут без логики и делают, что вздумается и к этому привыкают, является "нормой" для хаоса. И люди начинают воображать, что все им сойдет с рук. И жизнь сама становится интересной картиной, интересной своей непредсказуемостью и теми неожиданностями, которые возникают каждый день и выкидывают сюрпризы. Во всяком случае, однообразной нашу жизнь уже не назовешь, однообразной, скучной она была вчера, когда люди попали в нескончаемое движение "к коммунизму" и совершенно не зная, верить этому или нет. И люди кроме открытого обмана до сих пор не знают ничего.
Если бы общество во всём постсоветском пространстве не находилось в кризисе, принявшим затяжной характер и не имеющим конца и края, то нам, наверное, и в голову не пришла бы мысль, что надо изменить данное устройство жизни, основанное на деньгах. Однообразие есть однообразие. В нем все изо дня в день повторяется, воспринимаясь нормой. И вопросов нет. Ведь вопрос так никогда не формулировался. Всегда стояла задача: идти к коммунизму, а сегодня стоит задача: "выходить из кризиса и построить "разумное рыночное общество". А это значит — сохранить данное устройство и просто совершенствовать его, выходив из кризиса. А разве хотели люди что-нибудь в советском обществе изменить? Идти вперед, обогнать, догнать и перегнать, подчинив всех этой великой цели. И дисциплинировать всех с этой позиции. И все куда-то бежали, бежали! И не знают, куда они бегут сегодня. Бегут уже из этого общества! Бегут в могилу.
И на Востоке, и на Западе только хотят "выходить" и "подправить" эту систему, уже выдохшую и высохшую.
Из глобального кризиса, по-моему, уже не выходят, так как он есть в действительности исторический крах системы товарно-денежных отношений. Иными словами, он есть крах капиталистической системы, из которого выхода уже нет. И его просто отбросят как старую рухлядь. А если выйдут, то выйдут только люди из этой системы, которые сбросят эту паразитическую систему и, сбросив ее, будут жить совсем по-другому. А если этого не происходит, значит, людям эта система еще нужна, еще нужны ее безумия, и они вовсе не собираются ее покидать, как своего родного дома. Поэтому здесь осознается задача сохранить эту систему, устранив кризисы, расшатывающие ее. Коренным образом перестроить и изменить эту общественную формацию, или погибнуть вместе с саморазрушением этой системы – это две разные вещи. Если осознать, что она преодолевается только с рождением нового мира, то это путь в никуда для умирающего сознания.
Но нам не приходила бы в голову мысль, что надо изменить эту систему, если бы изменения не приняли беспрерывный характер и движение жизни не стало бы стремительным в направлении, неизвестном как раз для этого сознания. И все это "бессмысленное" само объективно и порождает вопрос, куда эта беспорядочная система таким образом движется и чем в конце концов завершится? Ведь суть не в том, что кризис достигнет дна, а потом начнется подъем. Ведь на вопрос "чем завершится?" обычно имеется готовый ответ, пригодный для всех времен — конец света. И сейчас поэтому мы даже не подозреваем, что именно «рыночная экономика» нас к этому объективно привела, вместе с тем создавая и субъективные предпосылки качественного изменения. И что именно наше слепое отношение к сложившейся новой обстановке и её непонимание является основной причиной нашего расстройства, этого мы тоже не знаем. По существу, мы до сих пор понятия не имеем, почему расстроено наша жизнь, ранее протекавшая в рамках однообразия и ритмично. Эта однообразная, налаженная жизнь теперь для многих становится просто недосягаемой мечтой. И наша близорукость обнаружилась в том, что мы хотим просто восстановить разрушенный порядок и просто выходить из кризиса, а не перестроить отношения и связи, которые как раз необратимо расстроены.
О том, что хаос возник не для того, чтобы его увековечили, и не для того, чтобы испытывать нас, свидетельствуют множество фактов, которые убедительно доказывают, что люди в рамках данного беспорядка не могут пребывать долго. Последняя развертывается как неодолимая сила уже во втором этапе распада. И мы не думаем, что этот этап мы сможем преодолеть и придем еще и к третьему. По-моему, мы переживаем последний этап кризиса, который разразится громом и молнией, чтобы образумить людей постсоветского пространства.
Действительно, вокруг мы не видим ничего, кроме медленного распада, охватывающего все стороны жизни, повсюду видим недовольство, вопли, ропот, отчаяние. Во всем постсоветском пространстве со времени распада социализма сложилась и “упрочилась” кризисная ситуация, действующая в различных странах с различной интенсивностью, идеологически тщательно скрываемая всеми правдами и неправдами. И мы видели, что здесь нет ничего непостижимого, нет рока и таинственности. Напротив, всё перед нами находится как на ладони и в своём первозданном виде. И только c точки зрения старых стереотипов мы их воспринимаем в перевёрнутом виде и в силу этого вынуждены обманывать себя, приукрашивать и идеализировать действительное положение вещей, тем самым, восполняя свое незнание мифами и иллюзиями.
Но было бы верхом всякой нелепости обвинять в этом кого-то и тем более ставить в вину отдельных лиц, лидеров и т. д., в то время как речь идёт об объективном понимании этой сложной действительности и управлении общественными процессами развития на сознательной основе. Фактом является то, что сегодня каждый сосредоточен только на настоящем и на временных достижениях. И для всего общества важно выжить только сегодня. Объективно обстановка сложилась так, что иного отношения люди не знают. Человеческий ум, парализованный данным обстоятельством, как будто утратил все свои способности, обретённые им исторически. Такого равнодушия и безразличия человеческое общество до сих пор не знало, тем более на высоком культурном уровне и на пороге полной автоматизации всех производственных процессов. И сегодня уже каждому известно, насколько поразителен контраст между умом человека, его невежественностью и теми прорывами в технике и технологии, которые происходят в мире, когда особенно в “сказочном богатстве” растёт пауперизация населения и происходит порабощение людей, когда насилие над человеком, в полную противоположность всеобщей демократизации, становится правилом, когда сильные державы под видом защиты прав человека и его свободы ведут экспансию на Востоке, как крестоносцы в средние века.
Такова сила отчуждения людей друг от друга и их изоляции стремлением каждого к своему собственному благу, и судьба обществ, основанных на всеобщей индивидуализации. Но я уже подчеркивал, что, в конце концов, индивидуализация превратится в свою противоположность, на что и слепо направлен исторический процесс, и человечество придет к новому объединению, преодолев отчуждения, изолирующего людей друг от друга, в том числе и народы, страны.
Суть всего исторического движения состоит в том, что на его высшем этапе человеческий разум, который определялся и зависел от природных и общественных отношений, достигает зрелости, активности и полной самостоятельности и осознаёт себя. Конечно, не так, как изображал этот процесс становления человеческого духа Гегель, хотя именно он впервые гениально угадал его. Скорее все происходит по пониманию Маркса как “появление и развитие всесторонне и гармонически развитого индивидуума”, причем как цели и результата исторического процесса. И это произойдет лишь в той мере, в какой общество, уже создавшее пространство развития человека, сознательно организует развития человеческой личности. И возможна будет она лишь постольку, поскольку человек духовно к этому подготовлен. А о чем мы, собственно, и говорим. Субъективные предпосылки и внутренняя необходимость перехода к новому объединению уже подготовлены. И медлить дальше уже нельзя. В противном случае мир, приспособленный к производству вещей, полностью разрушится этими внутренними силами. А кто размышлял с этой позиции, которую и называют субъективным, духовным? И что здесь зреет в противоположность материальному?

Гегель в своей трактовке данной проблемы в ранг абсолютного духа возвёл самосознание человека и осознание пути, пройденного им исторически – общественного сознания. У нас же речь идёт о сознании и самосознании людей, которые теперь складываются в противовес общественному сознанию и выступают важнейшим субъективным условием развития человека – духовное осуществление человека, отрицающее его экономическую сущность и превращающую ее во внутреннюю силу. По-моему, этот момент истории уже достигнут. И переход к идеальному уже происходит, но совершенно стихийно.
Начиная с этого момента активное творческое начало в человеке впервые становится движущей силой истории и общества в полную противоположность тому положению, когда люди на протяжении всего предыдущего исторического развития, на различных его этапах,  выступали носителями различных классовых интересов, агентами производства и т. д., где, следовательно, в политическом, философском, моральном, религиозном и т. д. формах общественного сознания своеобразным образом отражается общественное бытие и способ деятельности людей, где люди действовали как социальные, экономические и т. д. категории. Отсюда в целом подтверждаются многие интуитивные и субъективистские идеи прошлых мыслителей, развивавшиеся в противостоянии с материализмом. Тем самым с точки зрения личности предыдущая общественная мысль отрицается и переосмысливается с новой позиции. Эта мысль, т.е. идея о человеке, чрезвычайно популярная и на Западе, сегодня актуальна и требует критического анализа реальности с точки зрения перспективы человека и изменения общества в направлении его очеловечивания.