Опасность виктимизации

Виктория Колобова
Последний рабочий день в декабре. Ростов-на-Дону. Штамповщице Ивановой звонят якобы из банка, в котором она брала кредит. Очень строго говорят, что у нее задолженность, если в этом году не оплатит, то будет большой штраф. Она в шоке. Откуда задолженность? Ведь она выплачивает аккуратно! У нее нет времени на размышления. Она занимает деньги и бежит к банкомату, оплачивает несуществующую задолженность. Возвращается в цех с улыбкой: «Успела! Задолженности теперь нет!» Тщетны попытки объяснить ей, что это мошенничество. Слишком большое доверие к людям, облаченным властью. Это не творческий вымысел, а личные воспоминания.

«Среди современных исследователей вопросов противодействия коррупции словосочетание «жертва коррупции» уже прочно вошло в научный оборот и разместилось в специализированных антикоррупционных терминологических словарях». (Кабанов П. Виктимологическое антикоррупционное просвещение: понятие, содержание, формы и средства осуществления // Юридические исследования. 2017. №6.  http://www.nbpublish.com/library_tariffs.php).

Жертва коррупции, жертва мошенничества, жертва… Виктимизация наибеднейшей части населения происходит очень быстро.

Пожалуй, ни для кого не секрет, что в наибольшей опасности оказались пожилые одинокие люди, а также люди, не имеющие образования, как правило, рабочие, жители села. В чем же заключается опасность? Если бы только коррупция! Однако и безо всяких мошенников можно превратиться в жертву из-за финансовой безграмотности. Приведу примеры.

Банковские карты стали реальностью нашей жизни. Сейчас карты клиентов онлайн-приложения Сбербанка переводят из дебетовых в овердрафтные. Секрет кроется в том, что человек с овердрафтной картой может тратить деньги без ограничений. Она дает возможность пользоваться деньгами банка в долг. Хорошо, если вы получаете смс-оповещения о расходах по карте. Сразу узнаете, что покупаете в долг. В любом случае вы об этом узнаете, но лучше бы заранее.

«Заранее» — хорошее слово, помогает заглянуть в будущее. На рассмотрении в высших эшелонах власти находится проект закона, позволяющего отбирать за долги единственное жилье, а то в России бомжей мало! За любые долги! Кредит, алименты, коммунальные услуги…

Кто-то, наверное, улыбнется и скажет: «Значит, ты что-то сделал неправильно! Плати вовремя, мой руки перед едой и не делай долгов». Конечно, легче всего обвинить человека в том, что он что-то сделал неправильно, что безграмотный, наивный и слишком доверчивый. Не судите, да не судимы будете.

Поживите в шкуре пролетария, попробуйте хотя бы соленый пот на губах, не говоря уже о кровавом. Увы, это не метафора, а реальность. Усталость, превышающая резервы человеческого организма. Работа — каторга. А дома семья, дети. Если у тебя от усталости красные круги перед глазами, то вникать в тонкости отличий овердрафтной карты от той, по которой прежде получал зарплату, не хватит сил. Не хватит сил мониторить новые законы.

Когда я ознакомилась с проектом закона об отъеме единственного жилья, невольно вспомнила Ницше: «Падающего толкни!»

Я застала то время, когда расслоение между бедными и богатыми было минимальным, чего нельзя сказать о нынешних временах. Все мы люди, все мы человеки. Можно ли называть человеком того, кто забыл о человечности? Кто пытается затянуть потуже пояса у самых нищих?