Сердце друга 101

Гунаев Иса
* * *
Сулиман с Супьяном поехали обратно в село.
В зеркало заднего вида Сулиман заметил, что Муса не сел в машину, и даже не оглянулся. Просто стоял и смотрел вдаль.
- Почему он не едет за нами? – спросил Сулиман.
- Ничего! оставь! пусть подумает.
- Слушай, как я рад, что он жив. Давно его не видел, не слышал о нем. А Ахмед как обрадуется! Почти полдня мы с Мусой его по горам несли, меняясь друг с другом. Слушай, а ты ведь знал, что он жив. Почему мне об этом ничего не сказал?
- Я даже забыл, что вы знакомы.
- Это-то ты, может, и забыл. Но ты же меня знаешь? Ты же знаешь, что я никогда не совершу подлости в отношении кого-либо?
- Ты же сотрудник.
- И что?
- Ты присягнул на верность России. И зная тебя, я знаю, что ты не нарушишь клятву.
- Да. Но если эта присяга мешает мне оставаться человеком, другом, плевал я на эту присягу. Спасти хотя бы одного человека, вернуть его в семью, к созидательному труду - вот моя присяга.
- Охотно верю, – согласился Супьян. – Мы просто сами пытались его образумить. Если я тебе не говорил о нем, это не значит, что мы сидели сложа руки. Он просто не верит федералам.
- А кто им верит? Не из веры ведь к ним мы сложили оружие, а ради народа. Теперь, надеюсь поймет, что нет другого пути.
- А как ты думаешь, срок ему дадут? Он не попадет под амнистию?
- Не знаю. Теперь сложно будет. Сколько лет у него был шанс сложить оружие? Почему он до сих пор этим не воспользовался? Но вас же, по крайней мере он видит? Видит ведь, что вы живете без проблем, занимаетесь своими делами.
- Сотни раз ему об этом говорили. Но он все равно не верит. Говорит, что это, типа приманка.
- Да пусть хоть так будет. Пусть нас потом расстреляют. Но жизнь целого народа, дороже нашей. Ни ради этого ли мы воевали? Чтобы народ выжил?
- Тоже верно.
- А насчет амнистии, одно могу сказать с уверенностью. Он не числится в федеральном розыске. Не замешан ни в одном громком деле. Не связан кровью с эмирами, не замешан в похищении и расстреле людей. Это в его пользу. Срок, даже если и дадут, небольшой. По крайней мере со своей стороны, я сделаю все что в моих силах. Но, даже в тюрьме ему будет лучше, чем там.
- Согласен. Детей просто, жалко.
- Чьих детей?
Супьян понял, что сказал лишнее, и на мгновение замолчал.
Друзья уже въехали в селе и подъезжали ко двору, где веселилась свадьба.
Сулиман вдруг резко остановил машину.
- Стоп! – сказал он. – Я не понял. У Мусы есть семья?
Супьян не знал что ответить. Конечно, он хорошо знал и уважал Сулимана. Но стоит ли ему говорить лишнее? Сулиман обязан по долгу службы выполнять свою работу по ликвидации участников «незаконных» вооруженных формирований. Подлость он конечно же не совершит, но будет тяжело находиться меж двух огней, считал Супьян.
- Супьян, ты только что, там, сказал, что ты хорошо знаешь меня, – сказал Сулиман. – Я теперь вижу, что ты меня ни черта не знаешь. Неужели ты думаешь что я желаю зла его семье? Или сделаю что-то плохое для них? Устроив засаду или еще что-то вроде этого. Ты меня обижаешь. Я повторяю вопрос. У Мусы есть семья?
- Просто, знаешь, Сулиман, – после небольшой паузы сказал Супьян. – Ты сотрудник органов. Я не хочу и тебе создать проблемы. Понимаешь?
- Не понимаю. Больше проблем что у меня были, мне никто не сможет создать. И ты уже начинаешь меня раздражать своими сомнениями.
- О каких сомнениях ты говоришь? Я же тебе…
- Отведи меня к его семье.
- Они в соседнем селе живут.
- Показывай дорогу, – заводя двигатель, сказал Сулиман.
Через полчаса, друзья находились в соседнем селении. Они почти проехали село и свернули на последнюю улицу.
- Куда ты меня ведешь? – спросил Сулиман.
- Ты же хотел видеть семью Мусы?
- Да. Но мы почти в лес въезжаем.
- Они здесь живут.
На окраине села, стоял полуразвалившийся саманный домик.
- Останови здесь, – сказал Супьян.
- Не понял! – останавливаясь, сказал Сулиман. – Они здесь живут?
- Да. Муса не захотел приводить их в наше село. Да и здесь ему удобнее. Если что, лес рядом.
- Я в шоке. А на что они живут?
- Мы помогаем как можем. Ну, что? Так и будем сидеть в машине? Зайдем, или поедем обратно?
Сулиман не ответил. Он вышел из машины и направился к дому.
Супьян последовал за ним.
Им навстречу вышла молодая жена Мусы и приветствовала гостей.
- Малика, а где дети? – спросил Супьян.
- Там, за домом.
- Это друг Мусы, – представил Сулимана Супьян.
Но Сулиман уже шел за дом, к детям.
Трехлетняя дочь и пятилетний сын Мусы, играли за домом.
Увидев детей в старых лохмотьях, не мытых, а игрушки в которые они играли, видимо были выброшены местной детворой, Сулиман чуть не заплакал.
Он даже не смог подойти к ним. Быстро побежал обратно, с трудом сдерживая себя в руках.
Проходя мимо Малики с Супьяном, Сулиман вытащил из кармана всю наличность. Передав на ходу женщине деньги, он продолжал шагать к машине.
- А ну-ка, быстро садись в машину, – бросил он на ходу Супьяну.
Друзья сели в машину и, быстро развернувшись, поехали обратно.
- Супьян, я тебя убью, – крикнул на него Сулиман, доставая телефон.
- За что?
- За что? Ты видел, во что одеты дети? Ты видел игрушки, в которые они играют?
- И что? Условия у них такие.
- Условия? В Африке дети лучше живут. Я сам больше десяти лет в сарае жил. Но такого, извини, я не видел. Алло, Ахмед! Ты где? – сказал в трубку Сулиман. – Срочно хватай деньги и лети сюда. Вообще-то, пока ты доедешь, будет уже темно. Завтра утром вместе приедем.
- Какие деньги? Куда лететь? – спросил Ахмед.
- Завтра утром вместе приедем.
- Ты можешь мне объяснить, в чем дело?
- Ты знаешь, кого я сегодня встретил? – не смог не поделиться приятной новостью Сулиман. – Рядом нет никого?
- Да в чем дело, черт возьми? Ты толком можешь объяснить? Кого ты там встретил?
- Мусу помнишь? Кучерявого. Ну, мы вдвоем тебя, ну, помнишь в первой, тащили?
Наступила пауза.
Сулиман понял, что Ахмед не может поверить в эту новость.
Муса с Ахмедом были очень близкими друзьями. Дружили и были знакомы еще до знакомства с Сулиманом.
Сулиман улыбнулся и посмотрел на Супьяна.
- Он не может поверить, – шепнул он ему. – Прожевывает новость.
- Подожди, – послышался в трубке резко изменившийся голос Ахмеда. – Ты хочешь сказать, что кучерявый жив?
- Не хочу, а говорю. Но теперь ты его не узнаешь. Совсем одичал и исхудал твой друг.
- Ты где? Вы где? Где он? – автоматом обрушился на него вопросами Ахмед.
- Я еду в город. Там встретимся и поговорим. Все, здесь связь очень слабая и прерывистая.
Сулиман выключил телефон.
- Супьян, – обратился он к другу. – Не вздумай помешать мне. Лучше помоги. Помоги вернуть Мусу к нормальной, человеческой жизни. Тем более, у него дети. Я сейчас высажу тебя дома и поеду в город. Завтра с Ахмедом мы вернемся сюда. Привезем продукты и игрушки детям. Мы должны вытащить их из этой грязи. Ты понял?
- О чем речь, Сулиман? Я сделаю все, что в моих силах. Я этого хочу не меньше тебя. Конечно, не только я, мы все тебе будем благодарны.
Зазвонил телефон Сулимана.
- Ну, все. Теперь он не успокоится, – Сулиман взял трубку. – Ахмед, здесь нет нормальной связи. Подожди, пока я не приеду в город. Черт! Опять прервалась. Ну, ладно. Короче, Супьян, мы договорились? У тебя и у Мусы тоже, есть мой телефон.
* * *