Ч. 18 На Северном полюсе

Владимир Врубель
Предыдущая страница  http://www.proza.ru/2017/09/22/783

3-го августа после полуночи пересекли широту 84°. Зарядили торпедные аппараты на случай, если придётся взрывать лёд при необходимости всплыть. Каждую полынью тщательно наносили на карту по той же причине, чтобы можно было её отыскать. Но пока плавание проходило без отказов материальной части.

Все маневры приходилось совершать очень плавно, например, уменьшение глубины погружения «Наутилуса» для очистки мусоропровода, чтобы уменьшить давление воды на крышку. Андерсон опасался, что при резком движении подводной лодки может быть нарушена работа гирокомпасов.

В десять часов утра пересекли широту 87°.

Когда до Северного полюса оставалось два часа хода, весь экипаж охватило возбуждение, никто не спал. Андерсон и штурман не сводили глаз с навигационных приборов. В этом, самом холодном месте планеты, с них ручьём лил пот из-за напряжения.

Фрэнк Адамс, глядя на показания прибора произнёс слова, которые потом любили повторять члены экипажа: «Фан-проклятье-тастически!». Подводная лодка шла со скоростью 20 узлов на глубине сто двадцать метров. Приборы доктора Лайена показывали, что толщина пакового льда колеблется от восьми до восьмидесяти футов толщины.

Моряки могли только представлять себе, что делается на поверхности: вой ветра, грохот  громоздящихся льдин…. Шестьдесят два часа шли они подо льдом. Штурманы вели корабль по счислению, не имея возможности определить его место по светилам.
Показания счетчика пройденного расстояния быстро менялись.

 До Северного полюса оставалось совсем немного. Весь экипаж собрался в кают-компании и в центральном посту. Андерсон объявил по корабельной сети:

 «Экипажу! Говорит командир. Через несколько секунд «Наутилус» воплотит в жизнь давнюю мечту человечества — корабль достигнет Северного географического полюса. С божьей помощью мы поставим менее чем за два дня ещё более значимый рекорд – завершим быстрый трансполярный переход из Тихого в Атлантический океан.

До полюса осталось ровно четыре десятых мили. Когда мы приблизимся, давайте молча помолимся за наш замечательный поход и молча помянем тех, кто победил или проиграл на этом пути».

Андерсон выключил микрофон, и в лодке наступила тишина, нарушаемая только щелчками приборов наблюдения за ледовой поверхностью, дном и окружающей средой.
Командир подводной лодки снова включил микрофон, объявил готовность и начал обратный отсчёт с десяти.

 Когда он произнёс «ноль!», то объявил: «Соединённым Штатам и Военно-Морскому флоту Соединённых штатов - Северный полюс!». Из кают-компании раздались восторженные крики.

Штурман сказал Андерсону: «Как и следовало ожидать, капитан, «Наутилус» проткнул Северный полюс». Аппаратура на подводной лодке позволила собрать ценнейшую информацию о подводной и надводной Арктике.

 На самом полюсе температура воды была 32,4 градуса по Фаренгейту, глубина океана – 13 410 футов, на 1927 футов глубже, чем сообщал Иван Дмитриевич Папанин в 1937 году. Адмирал Роберт Пири в 1909 году обнаружил, что глубина «свыше 9000 футов». Глубина погружения льда в воду на самом полюсе  составила 25 футов.

Андерсон вспоминал, что он молча стоял, поражённый достигнутым успехом. Он думал о том, что переход атомных подводных лодок из одного океана в другой теперь возможен даже в случае перекрытия Панамского канала, а путь из Европы в Японию уменьшится на 4900 миль.

Он надеялся на то, что это достижение затмит по своей значимости запуск советского спутника. Но Андерсон не испытывал чувства личного триумфа или достижения, а просто испытал чувство облегчения, будто гора свалилась с плеч. Успеха достигли после двух неудачных попыток, и он был результатом работы огромного числа людей.

Событие отметили в большой кают-компании, в которой к экипажу присоединился командир. Потом Андерсон написал письмо президенту и отдельное письмо жене Эйзенхауэра, которая была «крёстной матерью» подводной лодки, о нос которой она разбила бутылку шампанского.
 
Команда получила разрядку, устроив шутливую церемонию покорения полюса и выпустив свою юмористическую настенную газету. Хотя Северный полюс достигли, перед экипажем ещё стояла задача совершения трансполярного перехода в другой океан.

Начальник военно-морских операций приказал Андерсону сообщить о пересечении полюса. Но для этого требовалось всплыть, что оказалось невозможным из-за плотного льда. Коммандер сунул в карман подготовленное совершенно секретное донесение. Экипаж «Наутилуса» вернулся к обычной рутинной службе.

В семь часов утра  4-го августа убедились,  что главный гирокомпас вышел на режим, теперь Андерсон  и штурманы были спокойны за курс подводной лодки.

Командир приказал следовать в пролив между Шпицбергеном и Гренландией. Но чтобы держать такое направление, из-за близости меридианов штурманам приходилось через каждые двадцать минуть корректировать курс.

Окончание http://www.proza.ru/2017/09/26/830