Джамадан

Виктор Афсари
       Отгремели Революция и Гражданская война. Не стало более страны с патриархальным укладом. Всё население России стало мотать по городам и весям огромной страны. То стройки, то переселения. Укоренилось новомодное словечко «командировка». Кому-то приходилось срываться и ехать куда пошлют. А посылали в разные далёкие места часто, помногу и надолго.

       Оно, конечно, и раньше на Руси народ колесил туда-сюда, но основная масса людей жила оседло. В ХХ веке Россию захватил шторм различных перемещений. Приложили к этому руку и профсоюзы. То людей в здравницы пошлют или санатории какие, а то и прямо на курорт. Кто-то пристрастился путешествовать. Разные туристы, альпинисты, водники обходились рюкзаками. А вот остальным подавай Чемодан. Звучит по-новому. Как-то хорошо, культурно. Да и слово не наше. Она как бы приобщает к чему-то иностранному.  В любой стране поймут, что ты не просто так, а с чемоданом.

       Никому и невдомёк было, что слово это происходит от персидского «джамадан» - джама – одежда, дан – хранитель. Слово-то восточное, а появился чемодан в середине XIX века во Франции. Раньше у предшественников чемодана стенки были выпуклыми. Только Луи Виттон догадался сделать стенки плоскими, что не давало аккуратно уложенной одежде мяться, да и хранить чемоданы стало проще. А то и вообще можно было сложить их один на другой. Каркас придавал прочности и можно было перетянуть ремнями. У нас бы дали пятак на водку такому изобретателю за сообразительность и всё. А Луи Виттон в 1853 году стал личным упаковщиком императрицы Евгении, жены хоть и третьего, но Наполеона.

       Чемодан – вещь удобная. Устал? Так на него можно и присесть, а то и перекусить, как на столике или в картишки перекинуться. Появилось новое выражение: «чемоданное настроение». Увидел человека с чемоданом, сразу понятно, что тот куда-то собрался. Дома весной, например, в чемодан можно сложить зимние вещи. Даже песни сочиняли о чемоданах такие, как «Поезд тихо ехал на Бердичев»... Не было, наверное, фильма о переездах куда-нибудь без чемоданов. Были и прозвища у чемоданов: старенький и потёртый - "прощай молодость!", а после войны с Германией самые большие чемоданы ещё долго звали - "прощай Берлин"! В общем: с чемоданом по жизни и в счастье и в горе.

       Годы идут, да пожалуй, что и летят. Появляются новые материалы, новая мода, новые запросы. Так чемоданы становятся пластмассовыми. В разных отелях на них приноровились делать наклейки - реклама! Кто-то приспособил колёсики, и стало удобнее. Эволюция. Можно чемодан катить, а не тащить на себе. Дело за малым. Добавить мотор, поставить кабинку, ну и руль, конечно. Хотя нет. Машины уже давно изобрели.

       Новое всегда себе дорогу пробьёт, а вот куда старое девать? Вот и пылятся в старых домах по чердакам, гаражам, дачам старые чемоданы. Кому-то хорошо хранить в них всякий хлам, а кому-то память. В селе Бураново художник-дизайнер Александр Пилин собрал старые чемоданы и поместил их в своём музее войлока. Увидишь такое и сразу вспомнишь свою первую поездку по железной дороге. Всё же, думаю, что надо хранить подобные вещи в музеях. Хотя бы ради таких воспоминаний.