Этот Смешной Мир - 14

Альтаф Гюльахмедов
Этот Смешной Мир.
Кинотеатр

***

''Чтобы случайно дважды не пройти
  Одной и той же неверною дорогой.''
          ''Давайте делать паузы в словах''


***

Пришлось съездить в ''Асан''... это такая контора где можно централизованно решить вопросы с разными справками, пропиской, справками с мечта жительства и тому подобное. Очень мне понравилось... не нужно больше ходить в ЖЭК и часами ждать управдома и его...ммм... сотрудницу, которая собственно  и занимается выдачей справок за небольшое... по ее меркам... вознаграждение.

В общем нужное мне сделал... еще раз отмечу, что порадовался как все чинно и благородно... немного смутило что пришлось переспрашивать некоторые из незнакомых мне слов... я в общем-то родился и вырос в азербайджаноязычной среде, и вполне себе могу объясниться в ресторане, базаре или в спорах, но наверное это тенденция такая в последнее время применять в разговоре самые диковинные литературные и специфичные термины. ФИО родителей было спрошено не как ''ата, ана исем... ады дейин'', а так заковыристо, что даже товарищу азербайджанцу вовремя подошедшему на помощь пришлось переспрашивать.

Век живи – век учись... учтем на будущее... хотя в принципе не  получается... каждый раз стоит ответить на один такой вопрос сразу же следует новый... еще более энциклопедический.

Приехали на такси... вернуться решили с супругой на автобусе... не так уж и далеко ведь... пенсию хорошо бы и экономить.

На остановке возле мединститута две девушки приличного вида... разговор...

- Ну, я совсем Брэда Питта не понимаю... кто такая, в принципе, Анджелина... тем более после такой операции!

Супруга подходит к ним и спрашивает

-Не подскажете какой автобус идет до кинотеатра ''Низами''?

Они пару секунд смотрят на нее и потом переглянувшись...

-Ми урюсский не понимай.

Я оказываюсь рядом и переспрашиваю

-Хансы номря автобус Низами кинотетр'а гедир.

Только начавшие улыбаться девушки... а вернее ханум, несколько обескуражено молчат и тогда я переспрашиваю

-Яхцы... урус дилинде баша дюшмюрсян, бяс азери... тюрк дилиндэ нийэ джаваб вермирсиз?(Хорошо – по-русски не понимаете, а почему по азербайджански... по-тюркски не отвечаете на вопрос?

Поскольку они с застывшими улыбками хранят глубокое молчание переспрашиваю их последовательно на английском, польском и испанском.

Они, не переставая сиять окаменевшими улыбками, отворачиваются и смотрят куда-то вдаль немного нервно оглаживая джинсы с модными сейчас дырами и виднеющимися в их прорывах следами небрежной эпиляции..

-Пойдем... – говорит супруга пока я усиленно вспоминаю на каком из языков слова "'автобус"', ''кинотеатр'' и ''Низами"' более удобоваримы. – Дело не в том на каком ты спрашиваешь.

На прощание я все же не выдерживаю и в тысячный проклятый раз начинаю говорить, что я баш лейтенант... Гарабах элили... ай эм секонд офисер бай спешиал форсис энд...

Обстановку несколько разряжает нашего возраста женщина в хиджабе...

-Отсюда автобус к ''Низами'' кажется не идет... вам придется или пешком спуститься или... лучше спуститься до бывшего парка Юннатов.

-Давайте подвезу! – говорит таксист...

-Сколько? – спрашиваю я.

-Беш(Пять).

-Йох да!(Нет- да!) – отвечаю я по привычке... в Баку и вообще на Востоке не принято соглашаться сразу... какой базар без торга. – Дёрд!(Четыре)

-Яхшы, - соглашается он.

По дороге он молчит и потом его пробивает.

-Я тоже добровольцем был... кёнуллю... в Агдаме.

Поскольку я молчу он добавляет после паузы:

-Не обращайте внимания.

-Я тоже был, - отвечаю я запоздало.

Не обращать... я в принципе могу очень многое... спать в снегу... голодать... не впадать в безумие после многодневного обезвоживания... но все это получается только когда делаешь это ради чего-то большого и понятного... ради кого-то близкого и родного.

И еще я пытался вспомнить... когда рядовой Рашад Амиров... кодовое имя ''Зомби''... когда ему оторвало обе ноги на серпантине в Касапет... я после разрыва тогда все пытался понять, что за железка у меня в руках и где я собственно нахожусь... так вот в себя я пришел как раз когда ''Зомби'' стал меня хватать за штанины и тянуть вниз... и все повторял:

-Йолдаш баш лейтенант(Товарищ старший лейтенант)... йолдаш баш лейтенант... атмыйин мяни(Не бросайте меня)... атмыйин мяни...

... так вот я все пытался вспомнить... просто для себя... для понимания вещей которые... в которых может и не сознаешься никому... я пытался вспомнить... возникла ли у меня хоть на самый... самый кратчайший... самый мельчайший миг... мысль... ответить ему:

-Я азербажански язык не понимай!

От такого предположения мне стало смешно... не совсем подходяще по времени... я вдруг представил как воспринял бы такой ответ ''Зомби''.

Смешно... только вот смеяться сразу расхотелось... короче моя дорога в Ад как видно еще не кончилась.

Видно много я согрешил и много вещей делал не так как их надо было делать...

Или не делать вовсе.

А в памяти все крутится... ноги Рашада болтаются как красно – зеленые ... потому что их-то оторвало, а вот штанины оказались местами покрепче... потом не хватает воздуха... кто-то из легко раненных перехватывает... я прикрываю... асфальт искрится... потом скалы рядом взрываются кустом горячих камней... потом помощник падает в бессилии и тогда снова тащу я... а он прикрывает не целясь стреляя по противоположной стороне ущелья...

Наверное я опять начал стонать... супруга с заднего сиденья протягивает таблетку и заставляет меня проглотить ее.

Я улыбаюсь... я рад что все еще помню то ради чего я жил и ради чего стоило жить.

Но не смешно.

https://www.youtube.com/watch?v=AF4lvmANuw0