Сердце друга 96

Гунаев Иса
* * *
Утром следующего дня, Сулиман проснулся, чувствуя себя уже намного лучше.
Он был безмерно рад увидеть рядом брата.
- С добрым утром тебя, Сулиман, – радостно приветствовал его брат. – Как прошла ночь?
- Да продлит Аллах твои дни, Денилбек. Как мне приятно проснувшись утром, видеть не людей в белых халатах, а своих родственников. Как ты?
- Понимаю тебя. Устал, наверное, от всего больничного. Все нормально. Как прошла ночь?
- Просто замечательно. Сегодня чувствую себя стократ лучше.
Денилбек засуетился вокруг стола.
- Не буду спрашивать, что ты хочешь на завтрак, – сказал он. – Он расписан врачами, так что, тебе придется есть только то, что рекомендуют врачи.
- И что у меня на завтрак?
- Манная каша и теплый чай.
- М-да, не богат рацион.
- Каша уже остыла. Я сбегаю за теплой?
- Подожди. Дени, что с Хасаном? Что с моими товарищами? Я не стал вчера спрашивать об этом маму.
Некоторое время Денилбек простоял молча. Конечно, он ждал этого вопроса, но не хотел, чтобы он прозвучал. Ему запретили говорить о том, что произошло с его отрядом. Сулиман еще не готов принять такие ужасные новости.
- Мне сказали, не о чем лишнем с тобой не говорить. Кроме как о твоем здоровье, ни о чем не спрашивать, не беспокоить.
- Да ладно тебе. Я что, ребенок что ли маленький? Что с ребятами?
Денилбек не хотел говорить, он пытался сменить тему, но понимал, что это бесполезно.
- Погибли твои товарищи, – после небольшой паузы прямо сказал он.
Сулиман чуть не поперхнулся от услышанного, закашлял и на глазах выступили слезы. Он конечно понимал, что хорошей новости не стоит ждать после такого ожесточенного боя. Но все равно, сердцу было тяжело это принять. Но находиться в неведении, было еще невыносимее.
- Все погибли? – наконец спросил он.
- Да. Кроме Ислама. Он вытащил тебя раненого с поля боя. По приказу Хасана.
- А где он сейчас?
- Не знаю. Наверное, на службе.
- Приведи его ко мне.
- Ты что? Я не могу. Подожди, пока меня не сменят.
- Мне нужно поговорить с Исламом!
- Я понимаю тебя. Но и ты меня пойми. Я не могу тебя одного оставить. Поговоришь еще. Я и так много лишнего сказал. Дядя накажет меня уже за это, если узнает. Ты же знаешь.
- Меня одного и медперсонал не оставит. А за дядю не переживай. Приведи Ислама ко мне.
- Не торопись ты, Сулиман. Слава Аллаху, ты выжил, уже идешь на поправку. Вдоволь еще наговоришься. Ты сейчас прежде всего, о своем здоровье должен заботиться.
В этот момент в палату постучались, вошли дядя Сулимана и молодой мулла, в сопровождении медсестры.
Медсестра бегло осмотрела пациента и покинула палату.
- Как ты себя чувствуешь, Сулиман? – после приветствия спросил дядя.
- Уже лучше. Намного лучше.
- Слава Аллаху! Я пока оставлю вас, сюда зайдет еще Асланбек, поговорите с муллой.
Дядя вышел. Через минуту в палату вошел Асланбек, тоже троюродный брат Сулимана, и встал рядом с ним.
- Я слышал о твоем горе, – начал мулла, когда в палате остались только Сулиман и его братья. – Да вернет тебе Аллах силы и здоровье.
- Спасибо, – поблагодарил его Сулиман. – Мне хотелось бы больше! Но похоже, на большее рассчитывать не приходится.
Мулла понял, что Сулиман говорит о своих погибших товарищах.
- Я тебя понимаю, – сказал он. – Но нам придется довольствоваться тем, что имеем. Я здесь с другой миссией. Это не значит, что мне безразличны твои проблемы. Все мы люди, все мы братья. Но у каждого из нас, своя миссия на земле. Иногда мы выбираем сами. Но, на все воля Аллаха! Сулиман, ты готов выслушать меня? Как ты себя чувствуешь?
- Да, готов. Нормально все.
- Спасибо. Мы живем под тремя законами, – начал мулла. – Мы мусульмане, наш закон - Шариат. Мы чеченцы, наши законы – Адат. Мы россияне, и должны соблюдать Конституцию России. Чтобы не пришло в наш дом, зло или добро, мы должны исходить из этих трех законов. Не всегда можно соблюсти все три закона одновременно. Где-то, хотим мы нарушить или нет, бывают моменты, что приходится выбирать. Искать золотую середину в этих трех законах. Но, на первом месте, для нас должен быть Шариат. Потому что судный день неизбежен. Так как все мы смертны, и каждый из нас предстанет пред судом Всевышнего. Сегодня в твоем доме проживает девушка, которая еще не является твоей законной женой. Не являясь твоей женой или родственницей, не имея никакого статуса, даже прислуги, не являясь членом вашей семьи, по закону Шариата, она не имеет права находиться под крышей твоего дома. Но ее родственники, пошли нам навстречу, вошли в положение, здраво и мудро оценив сложившуюся ситуацию. Итак. Ты благословляешь меня соединить ваши жизненные пути?
- Да, – после небольшой паузы ответил Сулиман.
- Спасибо. Итак, с твоего благословения, во имя Аллаха, Милостивого и Милосердного, в присутствии свидетелей, – мулла назвал имена троюродных братьев Сулимана, что стояли рядом, и их отцов, – ты, сын Салмана, Сулиман, согласен взять в жены дочь Абдуллы, Айшат?
Сулиман желал и боялся этого момента одинаково. Сейчас, как он считал, он должен был предать или друзей, или невесту. В случае отказа, он возвращал Айшат домой с несмываемым позором для нее, и не делающим чести ему. Но до женитьбы ли ему сейчас? Когда еще не обросли травой могилы его друзей? И есть ли у него выбор, отменить или отложить на время эту церемонию?
Он мысленно попросил прощения у друзей. Сейчас он никак не мог поступить иначе.
- Да, – наконец ответил Сулиман.
- Во имя Аллаха, Милостивого и Милосердного, – продолжил мулла, – с этого момента и до судного дня, я объявляю Айшат, твоей законной женой.
Мулла еще долго и подробно объяснял Сулиману об обязанностях и роли мужа в семье, по законам Шариата.
Но Сулиман слушал его без особого внимания. Ничего нового, неизвестного для него, мулла не мог сказать, как считал Сулиман. Но все равно, он должен был довести процедуру до конца, потому Сулиман с братьями, терпеливо слушали его.
По завершении церемонии, мулла поздравил Сулимана, и в сопровождении Асланбека, покинул палату. Сулиман с Денилбеком снова остались одни.
- Денилбек! Найди и приведи мне сюда Ислама, – напомнил о своей убедительной просьбе Сулиман.
- Ну не могу я этого сделать. Пойми ты меня, наконец. Мне вообще запретили с тобой даже говорить на эту тему.
В этот момент в палату вошел дядя Сулимана.
- Дядя! – обратился к нему Сулиман. – Я уже не маленький ребенок, и чувствую себя намного лучше. Я хочу поговорить с Исламом. Насколько мне известно, он один выжил из моего отряда.
Сначала дядя хотел отругать Денилбека за то, что тот рассказал ему об этом. Но потом понял, что Сулиман вынудил его.
- Ты уверен, что готов принять и выслушать его? – спросил дядя.
- Да, конечно.
- Хорошо, я постараюсь привести его. Он завтракал? – спросил дядя Денилбека.
- Нет. Как только мы собирались позавтракать, вы с муллой пришли.
- Так чего же ты ждешь? Беги за свежим завтраком.
Денилбек вышел. Дядя взял стул и присел рядом с Сулиманом.
- Сулиман, – тихо сказал дядя. – Ничего хорошего Ислам не сможет тебе рассказать. Ты взрослый человек. Ты многих потерял в этих проклятых войнах. Тебя трудно будет чем-либо удивить. Много горя ты нахлебался за свою не долгую жизнь. Да и этим, в принципе, здесь мало кого можно удивить. Но, ты сильный человек. Сильный духом, но физически и психологически, ты пока еще очень слаб. Но, судя по словам врачей, ты с фантастической скоростью идешь на поправку. И это радует. Конечно, Ислам рассказал нам в подробностях о том бое и ты, наверное, захочешь услышать это от него лично.
- Да, конечно.
- И к тому же, он единственный, кто выжил из твоего отряда. Не буду сейчас тебя лишний раз тревожить. Но знай, ты ничего не исправишь. Что случилось, то уже случилось. Ты, прежде всего, думай о своем здоровье. Хотя бы ради матери.
- Хорошо дядя, я понимаю. Спасибо!
Вернулся Денилбек со свежей порцией манной каши.
Сулиман был еще слаб. Не мог самостоятельно подняться и сесть. Ему помог дядя, и они вместе с Денилбеком начали кормить Сулимана.
В палату вошла медсестра. Она наблюдала за ними. Это был первый прием пищи Сулимана с момента ранения.
- Я больше ничего в жизни не буду есть, – слабо пошутил Сулиман, – кроме манной каши.
- Понравилась? – улыбнулся дядя.
- Не давайте ему много, – предупредила медсестра. – Его желудок еще очень слаб. Не сможет переварить большое количество пищи. Будем кормить как можно чаще, но понемногу.
* * *