Как был убит атаман Кавказской линии Круковский

Кучин Владимир
В 1852 году наказным атаманом Кавказской линии русского войска, воевавшего с отрядами Шамиля на Кавказе, был 47-летний генерал-майор Феликс Круковский – поляк по национальности и католик по вероисповеданию.

В январе 1852 года атаман Круковский выступил с отрядом князя Барятинского в свою последнюю экспедицию к верховьям реки Гойты.

18 января 1852 года русская колонна подошла к лесным хуторам близ аула Дуба и укреплению Урус-Мартан. Казаки были высланы вперед, с ними отправился и сам атаман Круковский.

Выбив чеченцев из завалов, казаки ворвались в аул и рассыпались по саклям. Опасаясь, что при этих условиях казаки будут перебиты поодиночке, Круковский, сопровождаемый всего лишь 20 казаками и майором Полозовым, подскакал к аулу и, остановившись близ мечети, приказал трубить сбор. В это время из окон мечети грянул залп, которым Круковский был смертельно ранен, а затем из ближайшего оврага выскочили горцы и в шашки бросились на растерявшийся конвой.

Ординарец Круковского, казак Толчаинов, по легенде пытался вынести раненого атамана из сечи. «Брось меня и спасайся сам», — успел только сказать Круковский, но Толчаинов не оставил его и был изрублен горцами вместе со всем конвоем и майором Полозовым. Круковский также был добит шашками.

Прискакавшие на помощь драгуны из Нижегородского полка (того самого в который в 1837 году был сослан на Кавказ поэт Михаил Лермонтов) нашли труп своего бывшего командиpa обобранным донага.

Князю Барятинскому впоследствии удалось за очень дорогую цену выкупить Георгиевский крест и орден святого Станислава 1-й степени, принадлежавшие наказному атаману Круковскому. 

Шашку же и кинжал наказного атамана Круковского Шамиль не согласился уступить ни за какие деньги.