Несахарный Робинзон

Старый Ирвин Эллисон
В зависимости от уровня нарушения действия вазопрессина различают несколько типов несахарного диабета: при центральном (нейрогенном) несахарном диабете нарушение возникает на уровне синтеза вазопрессина, либо на уровне секреции антидиуретического гормона гипофизом в кровь (проба с сухоядением приводит к быстрому развитию обезвоживания); при почечном (нефрогенном) — нарушение (тубулопатия) происходит на уровне восприятия антидиуретического гормона клетками дистальных отделов канальцев нефрона (проба с сухоядением приводит к быстрому развитию обезвоживания).

Халимова З. Ю., Урманова Ю. М., Алиева Д. А., Каримова М. М., Насырова Х. К., Ходжаева Ф. С., Бобоходжаева Ш. А. Распространенность, факторы риска и осложения несахарного диабета в Республике Узбекистан // Международный эндокринологический журнал. — 2013. — № 7 (55). — С. 21.

 

 

Солнце было высоко, как всегда в полдень на этом безвестном, всеми забытом островке. Пекло очень сильно, и даже сильный ветер с открытого океана лишь усиливал ощущение печки с раскрытой дверцей. Обрывки надувной лодки, которая понабралась воды при позавчерашним шторме, очень пригодились на крышу для шалаша. Да, именно я под ударами волн был выброшен на этот дикий пляж из колкого вулканического песка, и от участи лодки спасло лишь наличие спасательного жилета и костюма в целом. Он принял на себя острые обломки рифа, и сам я отделался лишь шрамом на лице. Но шрамы украшают, а шмары укрощают, говорят многие, так что не беда. Саму рану я обработал антисептиком из аптечки, которую нашёл в своём спасательном ободранном в хлам костюме. Заживёт, хоть и очень, до неприятного медленно. Лишь бы за это время не подхватить заразу и не умереть от заражения, вот это меня тревожило больше всего.

 

Почему не тревожили типовые для ждущих поисковой команды «робинзонов» проблемы с водой и пищей на островке длиной с севера на юг в километр, а шириной в 700 метров, где-то, без рек и прудов? Я забыл вам сказать, что давно страдаю одним нехорошим заболеванием, а именно несахарным диабетом 2-го типа, нефрогенным. Это, когда твои почки не могут удерживать соль и часто кальций, и он вымывается в разы сильнее, чем у здорового человека. Итог: чтобы просто нормально жить, надо пить втрое больше средней нормы. И да, подсаливать воду, даже добавлять извести иногда пару крупинок. Иначе мучительная смерть от нехватки соли в организме, а от соли зависим мы так же сильно, как от… воды!

 

Но сахарный и несахарный диабет — вещи взаимоисключающие, один вид диабета спасает от другого надёжно, правда оба имеют побочный эффект. Очень низкую заживляемость ран и повышенный воспалительный процесс с нагноением при слабом иммунитете. Так что шансов выжить с одной стороны было очень немного, меньше среднего, а с другой — совсем наоборот. Нет привычной для попавших в такую беду проблемы жажды. Я с удовольствием сделал из угла лодки как бы чашку, фильтровал через рубашку прямо в неё солёную океанскую воду и пил её без риска «убить» почки, как было бы у обычного человека в такой ситуации, хахаха!

 

Босиком по пляжу, как в фильмах показывают, я не ходил ни разу из-за колкости песка и, самое главное, риска напороться на зарывшегося в песок противного морского дракончика со смертельно ядовитым спинным плавником, а яд из него причиняет не снимаемую даже морфием страшную боль. Противоядие или смерть, одно из двух. Также в песке — сплавали по путёвке в Австралию на Барьерный риф, называется, именно около этого континента я и попал с ребятами в шторм, так что ареал обитания совпадает, — мог по неприятному обыкновению во время отлива прятаться — во влажном его слое, конечно же, — незаметный до поры до времени синекольчатый осьминог. Сам он размером меньше ладони, но яд его при укусе убивает за минуты три-четыре, не больше. Так что волей-неволей пришлось обрезать куски лодки и сделать обмотки, плотная резина спасает от таких оказий.

 

Вопрос третий, еда. Если не знаешь, что есть, можно отравиться насмерть тем же кузовком, она же рыба фугу. Тут это семейство рыбок, похожих на пучеглазые сундуки с плавниками, водится в изобилии, глаз да глаз за ними надо. Но не есть диабетику нельзя, часов более 5 без еды — уже плохо и мутит. А я без еды часов 10, не меньше. Сказки, что человек может прожить на своём жире больше недели при активном выживании, оставьте другим, а диабетик умрёт ещё раньше. Запруду из осколков камней сделал, чтобы в отлив ловить хоть что-то. Да, жизнь — не реклама, кокосов тут нет, так что временно морепродукты — наше всё. Водоросли я насобирал и посушил, но это лишь от всякой цинги, а есть что-то надо.

 

Проблема решилась просто на первое время: к берегу прибило остатки явно съеденной кем-то синей акулы, голова и плавник один грудной. Тем хороша эта находка, что её зубы были острее моей домашней бритвы, и я ножом отделил челюсти от головы, посушил на солнце и получил первоклассные пилы для разделки мяса и рыбы. А шероховатая шкура — прекрасный скребок! От глистов из пойманного избавлялся относительно просто: резал всякое очищенное от плёнок и жира с жилами мясо на тончайшие кусочки и промывал, сушил на солнце и так ел. Солить не требовалось, хахаха!

 

Почему я не жарил и не варил, как было бы логично для читавших приключенческие романы? Это в кино только на островках везде есть сухое дерево с трутом для розжига, но на мелком острове были одни пальмы. Так вот, они очень плохо горят и вообще почти не ломались, так что мои попытки сделать сигнальный огонь увенчались провалом, и поранил руку, а мне раниться нельзя! Что-то на лице рана беспокоит, однако, ещё и рука, до кучи, так что с яростью промыл обе раны в море много раз и обеззаразил драгоценным в таких случаях антисептиком. Вообще, при себе у меня были лишь спасательный костюм, куски лодки, побитая аптечка и набор инструментов для дайвера. Нож-пила из титанового сплава спасал, но я чаще использовал акульи зубы, они острее титанового ножа. Титановый сплав вопреки предрассудкам не так прочен, как нержавеющая сталь, но не ржавеет в солёной океанской воде, как сталь, и легче стали, потому в разной технике используют его. Побочный эффект меньшей прочности титанового сплава: нож из титана толще стального, и потому он тупее стального ножа того же веса. Принцип: лучше туповатый, чем в хлам ржавый! И всё, плюс средних размеров чечевица, линза такая, для розжига огня на получилось лишь припекать раны и мясо рыб немного, и всё. Дров-то нисколечко нет!

 

Как видите, романтики в реальном выживании в природе — круглый ноль, а опасностей полно. Ещё и раны загноились, обе! Я уж думал, что помру, но боролся до последнего. Нельзя выполнять за врагов и падальщиков их работу.

 

Меня через неполную неделю спасли, привезли обратно. Прокололи всем, чем только можно: я заболел тропической лихорадкой, и у меня уже начинался сепсис, как оказалось. Через неделю без лечения болячка проявилась бы, и я погиб в жутких мучениях и бреду при температуре в 40-42 по Цельсию! Заразился от пойманной в приливную запруду рыбы, что с отвращением ел! Морепротухты не моё. Впрочем, синекольчатых я намеренно ловил с особым рвением, сушил и ел именно из мести за обоснованный страх перед ними. Это в кино и книгах «робинзоны» живут на островах много лет, но они здоровые, если допустим мизерную вероятность их выживания, а я бы помер ещё страшнее и быстрее обычного человека в таком же положении!

 

К другим новостям, как говорится. Погибли все, кроме меня, на той лодке. Это было неприятно, со многими я сдружился, а семьи ихние бухтели на тему «что ж ты, сволочь больная, не сдох с остальными?». Очень неприятно это, очень, а раз мне морду чуть не набили, словно шрамов через пол-лица и руке мало мне! По тыкве этим идиотам я настучал хорошо, но осадочек остался. Вообще, я психологически не сразу оправился от этого, как и от прочих последствий страданий на острове. ПТСР, знаете ли! Одно осталось: очень долго я на просьбы жены поехать на море вредничал и одно отвечал: «Меня оно и так уже впечатлило, моя красавица Авлар, на все сто процентов, на всю оставшуюся жизнь! Бе-бе-бе».