Дорога на запад

Геннадий Рубанович
  Ноябрь 1968 года. После успешного окончания школы младших командиров в Харькове, я был направлен служить в ГСВГ*. Честно сказать, я был рад такому назначению. Когда еще представится случай побывать за рубежом, хотя была реальная возможность остаться в учебке, в составе хозвзвода, и заниматься ремонтом радиотехники.
  На правах отличника боевой и политической подготовки Октябрьские праздники встретил дома, правда увольнительную получил после участия в параде, который состоялся на площади Дзержинского. Кстати, была когда-то вторая по величине площадь в Европе в центре которой стоял самый большой памятник В.И.Ленину на Украине. Из всех войск, участвующих в параде наша часть, вч 10142 была единственная, состоящая из срочников. В параде участвовали Харьковские академии, училища и только мы были воинами срочной службы. Тренировались месяца два у себя на плацу и два раза ночью непосредственно на площади. На наши кирзовые сапоги прибили по две стальные подковы, чтобы громче звучали шаги по камням мощенной мостовой. Зрелище, конечно было впечатляющее и для нас незабываемое.
Вскоре после моего возвращения из краткосрочного отпуска, был сформирован эшелон на Германию, и в путь... По Союзу нас везли в общих пассажирских вагонах, а перед Польской границей перегрузили в товарные. Вагоны были оборудованы четырьмя фанерными настилами в виде полок. Спальных мест было сорок, но нас разместили по шестьдесят человек. В центре вагона была закреплена печь буржуйка с трубой, выходящей наружу через отверстие в крыше. В каждом вагоне был угольный ящик, содержимое которого дневальный расходовал для отопления. По Польше пополнили запасы брикетами бурого угля « RECORD », который горел как порох, но быстро заканчивался.
  Днем все как-то двигались и было не холодно. Даже раздвинули большие двери, перегороженные мощным брусом, держась за который можно было созерцать по сторонам. На одной из остановок дневальный обнаружил, стоящий на соседнем пути вагон с битумом, и заполнил им почти пустой угольный ящик.
Вечерело. После ужина двери закрыли, растопили печь и стали укладываться на ночлег. Кое-как разместились на полках. Мне досталось место внизу. Рюкзаки под голову и боком. Было очень тесно, и для того, чтобы перевернуться на другой бок, приходилось почти вставать, а потом опять втискиваться на свое место.
Под мерный стук колес все уснули, и только дневальный бодрствовал, поддерживая огонь в печи. Брикеты быстро закончились и он стал подбрасывать в топку куски битума, припасенные днем. Сначала все шло хорошо. В топке загудело пламя, поддерживаемое хорошей тягой на ходу поезда. Плита и дымовая труба стали не только излучать тепло, но и свет. Расплавленная смола стала медленно выползать из печи и гореть на полу, заполняя вагон черной копотью.
  Проснулся я когда верхняя полка с треском обрушилась на нас, не выдержав нагрузки. В вагоне было темно и душно, и только сквозь копоть, на фоне печки, можно было разглядеть перепуганного дневального, который мужественно сражался с разбушевавшемся огнем.  Опомнившись от падения и оценив обстановку все стали кричать на него и угрожать расправой. Средств для тушения пожара он не нашел, и пользуясь неизменной солдатской смекалкой, расстегнул ширинку и стал поливать на плиту и раскаленную трубу. Пары окончательно задушили весь личный состав. Гурьбой огонь потушили, проветрили вагон, но смех, ирония и солдатские приколы не умолкали уже до утра.


ГСВГ* - группа Советских войск в Германии.