Сердце друга 99

Гунаев Иса
* * *
Сулиман медленно шел на поправку.
Физическое состояние его здоровья заметно улучшалось. Что нельзя было сказать о состоянии морально-психологическом.
Его по прежнему навещали друзья и родственники. Как только появлялось свободное время, Сулиман сам навещал своих старых друзей и далеких родственников.
В общении с ними, Сулиман начал понимать причину столь массового оттока населения из республики.
Руководство республики, щедро вознаграждало силовиков за поимку или ликвидацию террористов. Дарили квартиры, машины, поощряли денежно и продвигали по служебной лестнице.
Так же щедро вознаграждались певцы и артисты театров что восхваляли власть. Спортсмены, что доставляли удовольствие своими боями власть имущим.
Силовики, представители культуры и спорта, ослепленные и одурманенные желанием поправить свое служебное и материальное положение, лезли из кожи вон, чтобы понравиться власти.
Силовики подвергали пыткам и насилию задержанных под различными предлогами молодых ребят, заставляя их подписывать бумаги о их причастности к тем или иным преступлениям или группировкам.
Певцы и артисты надрывали свои голосовые связки пытаясь перекричать друг друга в своих дифирамбах и одах.
На все это, невозможно было смотреть без отвращения.
В этом была причина начала оттока граждан. Это был социальный протест населения. По другому, они не могли выразить свое недовольство политикой. Так как в этом случае, рисковали стать жертвами результата силовиков и подвергали опасности жизнь и здоровье своих близких.
Хоть Сулиман и не был причастен к этому бедствию своего народа, он чувствовал и за собой вину за происходящее. Пока они с реальными террористами воевали в горах, за их спинами, народ вели к рабскому существованию и безнравственному образу жизни.
Чтобы побороть в себе эти душевные муки, и чтобы их не видели родные, Сулиман часто уходил в лес что находился рядом с их домом, и прогуливался в одиночестве. Борясь с этими удручающими мыслями, вспоминая своих товарищей, что сложили головы ради счастья и благополучия, а не страдания своего народа.
Так прошла зима, и подходила к концу весна в жизни Сулимана.
Он уже достаточно окреп, чтобы вернуться к службе. Но стоит ли ему туда возвращаться? Когда население видит в силовиках не защитников, а тиранов. Сам он конечно же, не хотел возвращаться. Он не хотел служить в органах и с самого начала. Хасан жаждал найти и наказать убийцу своего брата, а Сулиман, счел своим долгом, находиться рядом с другом. Хасана уже нет в живых. Но и убийца не найден и не наказан. Это единственная причина которая не позволяла Сулиману уволиться из органов. Он понимал, что силовики, подвергающие пыткам и насилию граждан, и их поддельники, будут вечно проклинаемы в народе, и что народ никогда не простит им этого. Но будет ли с его стороны предательством по отношению к погибшему другу, на закончить начатое им дело?
Политика наплодила в рядах силовиков столько тиранов и садистов, что найти среди них виновника горя семьи Хасана, было практически не реально.
Сулиман решил повременить с увольнением. Но не возвращаться к службе, он решил окончательно.
В один из свободных дней, Сулиман решил поехать в Грозный, просто прогуляться с приятелем по городским паркам и скверам. Здесь он случайно встретил старого товарища, Супьяна. Они вместе воевали в первую войну. Где и познакомились. А теперь, бывший соратник и товарищ по оружию, занимался торговлей. Супьян был одним из амнистированных ополченцев. Он открыл собственный продовольственный магазин в Грозном.
Супьян пригласил друга на свадьбу своего единственного родного брата, в одно из горных сел республики. Свадьба была назначена на воскресенье.
Сулиман с удовольствием принял приглашение, и обещал что обязательно приедет.
Наступил день свадьбы.
Свадебный кортеж, к назначенному времени прибыл в село из Грозного, где продолжалось веселье. Сулиман не любил строгие костюмы и почти никогда их не носил. Хоть его шифоньер и был ими забит. Но сегодня, по такому случаю, он решил примерить один из них.
Боковым зрением, в толпе собравшихся на свадьбе мужчин, Сулиман заметил человека, который пристально смотрел на него. Сулиман внимательно присмотрелся к этому человеку.
Это был очень худой и обросший молодой человек. Сулиман не сразу узнал его, а когда узнал - у него чуть не подкосились ноги.
Это был Муса! Один из бывших его братьев по оружию на первой войне. Они вместе воевали против федеральных войск. Затем их пути разошлись. После, они еще не раз встречались, но это были короткие, просто товарищеские встречи, приветствия.
Наслушавшись проповедей эмиров, Муса поначалу перешел на их сторону. Они с Сулиманом долго спорили после этого. Муса убеждал Сулимана, что эти эмиры, находящиеся в Чечне, являются истинными мусульманами, что они, и только они принесли в Чечню истинную религию. Сулиман пытался убедить его в обратном. Так и не найдя общего языка, друзья расставались.
Правда, Муса, потом уже понял, что путь, по которому их вели эмиры, антиисламский. Но обратную дорогу из их секты, он не мог найти. И ему не давали покинуть ее.
Узнав Сулимана, Муса попытался раствориться в толпе. Но Сулиман пошел за ним, и уже у выхода со двора, почти догнал его и хотел схватить за рукав.
- Муса, постой! – сказал Сулиман. – Я узнал тебя. Нам нужно поговорить.
- Не прикасайся ко мне! – одернул руку Муса. – Нам не о чем с тобой говорить.
- Ты не уйдешь просто так!
- А что ты сделаешь? Пристрелишь меня? Давай. Может, тебе орден за это дадут.
- Я не собираюсь стрелять в тебя. Нам нужно с тобой поговорить.
- О чем? О том, чтобы и я предал своих товарищей и перешел на сторону врага? Убийц своих братьев?
- Это не то место, где мы можем поговорить.
Обнаружив отсутствие Сулимана, Супьян побежал искать его.
Увидев за воротами дома Сулимана с Мусой, он быстрыми шагами приблизился к ним.
Муса был троюродным братом Супьяна, а Сулиман - другом. Супьян понимал, что они находятся по разные стороны баррикад, и должны быть непримиримыми врагами. Но было в их жизни то, что объединяло их.
В первую войну, небольшой отряд ополченцев, в числе которых были и Муса с Сулиманом, наткнулся на группу десантников в лесу. В ходе перестрелки погибло пятеро бойцов из их отряда. В живых остались только трое! Сулиман, Муса и Ахмед. Ахмед был тяжело ранен, и Сулиману с Мусой очень долго пришлось нести его на себе. Было очень тяжело нести товарища по горным тропам, но друзья не могли бросить раненого друга.
Сулиману тогда было двадцать три года, Ахмед был его ровесником, а Мусе, всего лишь, семнадцать лет. Ахмед сегодня являлся одним из подчиненных Сулимана.
- Вы что здесь делаете? – спросил Супьян.
- Супьян, – обратился к нему Сулиман. – Нам с Мусой нужно поговорить. Дай мне с ним поговорить без свидетелей. Мы выедем из села.
- Никуда я с тобой не поеду, – стоял на своем Муса. – И нам с тобой не о чем говорить.
- Ты обещаешь, что все пройдет по справедливости? …
- С моей стороны, да, – не дал договорить Супьяну Сулиман.
- Хорошо, – согласился Супьян. – Может, это даже и к лучшему, что эта встреча состоялась. Езжай за нами. Мусу я возьму с собой.
- Я никуда не поеду, – сказал Муса.
- Клянусь, поедешь, – заскрежетал зубами Супьян. – Или я прострелю тебе башку. Я уже устал ждать, когда ты, наконец, образумишься. Езжай за нами, Сулиман.
Супьян отвел Мусу к своей машине, а Сулиман побежал к своей.
Когда машины выехали за село, Супьян остановился, съехав на обочину. Сулиман поставил машину рядом и вышел из нее. Братья тоже вышли из машины, и подошли к Сулиману.
- Ладно, – наконец, сдался Муса. – Дай нам поговорить с глазу на глаз. Отойди в сторону.
- Хорошо, – согласился Супьян. – Но знайте! Один из вас - мой друг, второй - брат. Вы оба отсюда уедете живыми, или не уедет никто. Сулиман, может хоть ты сможешь объяснить этому придурку, что он идет по ложному пути.
- Я попытаюсь, – ответил Сулиман.
Супьян отошел в сторону.
- Ну и, о чем ты хотел со мной поговорить? – спросил Муса.
- О том, что ты должен сложить оружие и вернуться к мирной жизни.
- Да? И почему это?
- Муса, почему ты прикидываешься дураком? Ты же знаешь, что ты запутался так, что не можешь выпутаться! Чего вы добиваетесь?
- Мы очищаем землю от врагов Аллаха.
- И каким это, интересно, образом? Себя хоть не пытайся обмануть. Тем, что вы вводите в заблуждение молодежь? Будоражите их умы? Заставляя их взрывать и взрываться? Тем, что приносите горе в дома людей? Тем, что оставляете после себя кровавый след, плачущих матерей, вдов, сирот, калек? Разве к этому призывает нас Аллах?
- Не надо на меня вешать то, к чему я не причастен. Ты же знаешь, что я никогда не подниму руку на чеченца, который не перешел мне дорогу. И тем более, не буду прятаться за спины товарищей. Я воюю с безбожниками.
- Я знаю тебя, Муса. Знаю, что в твоей груди бьется сердце настоящего чеченца. И поэтому, хочу чтобы ты вернулся к мирной жизни. Ты ведь не тот, за кого пытаешься выдать себя. Ты же знаешь, что эти эмиры не правы. Что они враги Аллаха, не меньше самих безбожников.
- Почему это они враги Аллаха?
- Да хотя бы потому, что они отвращают людей от истинного Ислама. Передают его в искаженной форме. Ислам - это религия мира и добра, но никак не религия зла и насилия. Ответь мне на один простой вопрос. За что Аллах тебе воздаст больше? За то, что ты убьешь неверного, или если ты объяснишь этому же неверному, что такое истинный Ислам, и приведешь его к вере?
- Я не собираюсь никого учить или воспитывать.
- Вот видишь? Ты же прекрасно знаешь, что я прав, а ты нет. Ты говоришь, что вы совершаете Джихад, что идете по прямому пути в рай. Ты считаешь, что путь в рай - это легкий путь? Ты считаешь, что этот путь нужно пройти по трупам, крови и слезам людским? Не может ваш путь привести вас к вратам рая. Не является он путем в рай. Вернись к мирной жизни. Помогай строить дома, дороги, мосты. Живи, как все нормальные люди и поклоняйся Аллаху. Вот где путь в рай.
- Я не предам своих товарищей.
- А мы, по-твоему, значит предатели? Хочешь совершить Джихад? Хочешь попасть в рай? Иди, устройся куда-нибудь на работу. Найди какого-нибудь сироту, накорми его, обуй, одень, дай образование, выведи в люди. Клянусь, за это тебе Всевышний воздаст больше, нежели ты убьешь кучу неверных. И ты прекрасно знаешь, что я прав. Я знаю, ты считаешь нас предателями. Но кого мы предали?
- Я не называл тебя предателем. Но ты на их стороне.
- А ты? Ты, на чьей стороне? Как раз ты сейчас и защищаешь тех, кто убивает твой народ. Признаюсь. Я не на лучшей стороне. Но готов поклясться, что от моих личных действий, лично от моих рук, не пострадал и не пострадает ни один невинный человек. Не заплачет ни одна мать. Под предлогом что ведут борьбу с вами, они ведь издеваются над невинными людьми. Материально обогащаются и продвигаются по служебной лестнице. То что вы не возвращаетесь к мирной жизни, это на руку нашим недругам. Вы им помогаете больше чем своему народу. Не давай им этого повода. Я так поступил, и тебя к этому призываю. По крайней мере, меня сейчас хоть не мучает совесть, что из-за меня, страдают невинные люди. Пусть я не приношу пользу своему народу. Но я и вреда ему не причиняю.
Друзья прекрасно знали, кто прав, а кто - нет. В глубине души Муса понимал, что он среди заблудших во власти тех, кто сознательно повел его по ложному пути, и что путь по которому он идет, ведет в «никуда». Но что-то мешало ему в этом признаться даже самому себе.
* * *