Голубая Надежда. Корень Зла ч. 30

Анна Магасумова
Ценная бандероль стоимостью в один доллар
Blue Hope/Голубая Надежда
 Корень Зла
Нефамильные бриллианты
   "Великанша с добрым сердцем"
 
  Внимательный читатель задаст вопрос:
"Что стало с  бриллиантами графа Толстого?"
  На это голубой бриллиант Око Бхайравы не может дать определённый ответ. Или не хочет. Куда подевались драгоценности из тайника вдовы, пусть останется загадкой.
   Хотя шли разговоры, что после смерти Людмилы Ильиничны бриллианты достались водителю Алексея Толстого. Вместе с графом они прошли фронтовыми дорогами, при нём писались очерки, зарисовки о войне, разбирались дела о злодеяниях  фашистов, ведь Алексей Толстой был членом комиссии по расследованию зверств немецких захватчиков.
   После смерти Толстого его водитель так и остался  в семье писателя, помогал вдове по хозяйству, ездил за покупками,  ухаживал  за Людмилой  Ильиничной до последнего дня. Он был  не только водителем,  но и близким другом. Только ему доверяла она свои  секреты, только он знал, где  хранятся  драгоценности.  И не важно, что у него была семья, верность Алексею Толстому он перенёс на его жену.   
  Через два года после ограбления Людмила Ильинична умерла. Квартира, мебель, вся обстановка дома стали музеем писателя. (1)
  И поползли слухи:
"Скромный водитель и его супруга-учительница, завуч школы (!), стали после смерти  вдовы писателя Толстого миллионерами…"(2)
 Возможно  это  только предположения. Ведь бриллианты так и не  появились, их не продавали и не надевали. Если скромная учительница не наденет на себя бриллианты, то завуч, чтобы блеснуть перед своими коллегами и директорами школ обязательно на себя нацепила: на пальцы и в уши, будьте уверены!
 Бриллианты лежат где-нибудь в укромном местечке, на алой бархатной  подушечке, их изредка достают, чтобы полюбоваться, даже не думая о том, кому они раньше принадлежали.
"Великанша с добрым сердцем"
"Вот бриллиант лежит, чист как слеза,
Да, он красив...
...Быть хорошо богатым, говорят,
Но деньги к счастью дверь не отворят"
(Владимир Винников)(3)
  Да... к счастью  ни деньги, ни бриллианты двери  к счастью не откроют. А наоборот, могут привести к гибели. Слишком много завистливых глаз. И здоровье ни за какие деньги не купишь! И молодость не вернёшь! Бриллианты будут вносить и вносят раздор в семьи,  в отношения между людьми. Черствеют сердца, превращаясь в камень. А как хочется гармонии в жизни, как и в музыке!
"Гармония - это не большой бриллиант, а мозаика гармонично уложенных  мелких камушков"
(цитаты про бриллианты)
  Был один человек, который знал о гармонии не по наслышке. Это женщина - певица, Народная артистка СССР, Герой Социалистического Труда, художественный  руководитель и солистка государственного академического ансамбля "Россия". Она очень  любила бриллианты и бриллианты любили её. Ей их дарили и она не боялась их носить, выставляя на показ. "Великанша с большим добрым сердцем", - так охарактеризовали эту певицу  в Японии, где её песни были в почёте до самой смерти.
  Вы, наверное, поняли, о ком идёт речь.  10 июня 2009 года  80-летний  юбилей отметила  выдающаяся советская и российская певица, Людмила  Зыкина (4). В этот праздничный день  президент России Дмитрий Медведев наградил Людмилу Георгиевну орденом "За заслуги перед Отечеством" I степени за выдающийся вклад в развитие отечественной музыкальной культуры и многолетнюю творческую и общественную деятельность.
  В последние годы её песни не звучали на телевидении. Считали, что не формат. Только тогда Зыкина  поняла, что означает это слово.
- Значит, не подхожу...
Ей было обидно, ведь без песен она уже не представляла своей жизни. Они были не только смыслом, но и  кислородом, свежим глотком воздуха.    
 Поэтому  Зыкина  продолжала выступать, хотя  на сцену её уже выводили под руки.
 При вручении почётной награды Людмила Георгиевна призналась:
- Моя душа парит, просто летит ввысь!
  А  1 июля она умерла, её душа звездой устремилась вверх. И сейчас светит над нами, напоминая о себе своими песнями, проникновенным, задушевным голосом.
 "Крупные женщины любят крупные бриллианты"
(Элизабет Тэйлор)   
  Людмила Георгиевна, как женщина неординарная,  старалась  окружить  себя уникальными вещами.  Платья народная певица заказывала с непременным условием:
- Чтобы такого больше ни у кого не было !
  О нарядах Зыкиной ходили легенды. Ткани ей дарила легенда русского и мирового балета Майя Плисецкая (5), супруга композитора Родиона Щедрина.
 Вечерние платья  и повседневные ансамбли  Майе Плисецкой шил сам Пьер Карден, которые он всегда преподносил балерине в подарок. Майя Плисецкая была его  "музой".(6)
  Балерина на одной из встреч презентовала Зыкиной отрез ткани малахитового цвета с украшениями. Певица сшила себе прекрасное платье. В нём она долгое время выступала на торжественных концертах и вечерах. Кроме того, певица  всегда на ответственных мероприятиях выходила на люди с причёской, сделанной ей когда-то Плисецкой. (7)
 Зыкина познакомилась с Плисецкой 12 апреля 1964 года. В Кремле состоялся торжественный концерт в честь Дня космонавтики. По случаю праздника после концерта  был организован торжественный приём на высоком уровне, где присутствовали видные  партийные,  государственные деятели и  ведущие артисты кино, театра и балета.  Майя Плисецкая вела оживлённую беседу с Юрием  Гагариным, объясняя космонавту всю сложность профессии балерины.
- Что вынесла я за прожитую жизнь, какую философию? Самую простую. Простую - как кружка воды, как глоток воздуха. Люди не делятся на классы, расы, государственные системы. Люди делятся на плохих и хороших. На очень хороших и очень плохих. Плохих во все века было больше, много больше. Хорошие всегда исключение, подарок Неба.
   К разговору подключилась и Зыкина.  Они подружились, хотя встречи были не очень частыми. Людмилу Георгиевну привлекали  жизненные воззрения балерины, отдававшей дань уважения людям, отстаивающим свои принципы и убеждения, считавшей, что лучше говорить о неприятном, чем промолчать.
   Высказывания Майи Плисецкой, действительно,  заслуживают внимания. Вот, например:
"Человек, которому кажется, что он всего достиг, - несчастный. Из художника и творца он превращается в ремесленника, из создателя -  в потребителя. Он всё начинает делать с холодной черствостью, продиктованной сознанием своей непогрешимости".
"Порой необходимо иметь мужество попробовать себя в одном, другом, третьем, чтобы потом однажды с уверенностью выяснить, к чему же больше лежит душа. Выяснить для себя -  самое главное. Часто мешает проявить себя недостаточное упорство. Если человека легко сбить с какого-то пути, значит, он не был уверен в себе и своем деле. Порой даже хорошо, что его сбили: раз не умел настоять на своем, значит, не очень-то этого хотел".
"Наметив жизненный путь, постараться меньше наделать ошибок и доказать, что ты чего-то стоишь в самых тяжёлых жизненных ситуациях".
(Майя Плисецкая)
С  Родионом Щедриным у Зыкиной сложились творческие, дружеские отношения.
Плисецкая  говорила Зыкиной:
 - Щедрин дарил мне не бриллианты, а Балеты!
"Тоже мне, артистка..."
"У каждого свои проблемы, у кого-то хлеб чёрствый, у кого-то бриллианты мелкие"
(цитаты про бриллианты)
   Одно из последних платьев Зыкиной было  расшито жемчугом, который ей преподнесли  в дар кубанские казаки. На украшения  Людмила Георгиевна тратила все свои гонорары. Она вкладывала деньги в драгоценности, скупая их ещё в советские годы в комиссионках. Водила дружбу с директорами ювелирных магазинов, откуда получала информацию о появившихся в продаже новинках.
Людмила Георгиевна предпочитала бриллианты ручной огранки, выполненные мастерами XIX века. Она говорила:
- Лучше быть совсем без украшений, чем в бижутерии.
 И всегда следовала этому принципу, который у неё выработался ещё со времен дружбы с Галиной Брежневой, знающей толк в ювелирных изделиях.
   Откуда это в простой девчонке из рабочей семьи? Скорее, приобретённое, чем наследственное. Она была королевой русской песни, а королевы носят только бриллианты.
  Людмила Зыкина родилась 10 июня 1929 года в Москве в семье рабочего и санитарки. Был ещё брат, Александр. В семье все любили петь. Мама Екатерина Васильевна и бабушка Василиса Дмитриевна пели не только за столом в праздники,  но и днём, убирая, стирая, копаясь в огороде, отправляясь по воду, бельё на речке полоскать.
  Люся подпевала, сначала про себя, потом в полный голос. Вслушивалась и  вот что заметила: если у берёз пела шепотом, голос звучал звонко, а в еловом лесу - приглушённо.  Где травы высокие - голос звучал  мягко. Если сухо и дождей не было, то у песни звонкое  эхо. Но больше всего Люся любила петь, когда на улице лёгкий морозец. И настроение поднималось, и голос звучал звонко.(8) Дома её ласково называли Милуша, а на улице сурово Зыка.
  С песней шла Людмила по жизни. Песня помогала ей жить. Ведь судьба не баловала. Кино по выходным, платье, сшитое своими руками. Всё своими руками, своим трудом!  Через год после начала  Великой Отечественной войны  началась её   трудовая  деятельность. На Московском  станкостроительном   заводе им. Серго Орджоникидзе  шёл набор в ученики токаря. Люся  приписала к своим годам два года: ей было 12, а она написала 14 лет. Иначе бы не взяли.
   Работала, не покладая сил.  Перед глазами плакат: "Работать плохо - значит не любить Родину". И девочка старалась: освоила профессию, перевыполняла норму, работая сразу на  двух  станках.  Была удостоена почётного звания "Заслуженный орджоникидзовец". Премию получила - 75 рублей. А первую зарплату принесла маме.  Она для Людмилы была самым близким и дорогим человеком.
   После работы шла на занятия в школу рабочей молодёжи. Свободное время посвящала художественной самодеятельности – пела под гитару романсы, русские народные песни. Первыми её слушателями были раненые солдаты из хирургического госпиталя и больницы, где мама работала санитаркой. Именно там, в больничных палатах, Люся впервые узнала, какой силой обладает песня, что она способна и лечить, и радовать. Уже тогда девочка  поняла, что её голос - божий дар.
    О карьере певицы в детстве Зыкина и не помышляла.  Хотя изредка  в кинотеатре "Художественный" перед началом киносеансов  вместе с солисткой Московской филармонии Е.С. Вяземской  пела частушки, танцевала чечётку. Но всё же девочку  влекла романтика неба. Людмила бредила именами Чкалова, Байдукова, Расковой, Гризодубовой, Осипенко. - В то время, - признавалась Людмила, - моей мечтой было  стать лётчицей.
   А  для этого нужны были хорошие физические данные.  Людмила  играла с мальчишками  в футбол и в волейбол, носилась на мотоцикле по Черёмушкам,  хорошо разбиралась  в моторах. Даже прыгала с вышки  с парашютом и с гордостью носила значок ГТО первой ступени.(9) Ей всегда хотелось быть первой, лучшей, независимой. (10)
   В конце 1943 года  после тяжелого ранения  в Москву вернулся  отец. Увидев худую, бледную Людмилку, устроил её на хлебозавод, чтобы немного "подкормить". Но она, проработав всего две недели, сбежала и устроилась на работу в пошивочную мастерскую, где шили солдатское обмундирование.
- Мне  необходима работа, - заявила твёрдым голосом  Людмила, - на которой я  могу ощутить свою собственную полезность.
  Дух соревнования не давал ей покоя с детства. Предложила   сверстницам в пошивочной мастерской соревноваться: кто больше сошьёт? И  выиграла, получив грамоту ЦК комсомола.
   Когда закончилась война, Людмиле было уже 16 лет. Она устроилась на работу санитаркой в подмосковный  военно-клинический госпиталь, а затем швеёй в больницу имени Кащенко.  Одним из развлечений оставались  кино-концерты.
   В послевоенные годы в кинотеатре "Ударник" блистала Капитолина Лазаренко в сопровождении джазового ансамбля. Её-то и ходила слушать Зыкина. Какой же это был праздник! Нарядная певица, элегантные музыканты!
  Желание испытать это ощущение праздника привело Людмилу в Черемушкинский клуб, где она попробовала  себя в разных жанрах.  Девушка  пела и плясала,  занималась в драмкружке до 1947 года, когда в её жизни произошло самое важное событие.
  В 1947 году Людмила приняла участие во Всероссийском конкурсе молодых исполнителей, который  объявил знаменитый на всю страну хор русской песни имени М. Е. Пятницкого. Подруги подзадорили Людмилу:
- Слабо принять участие?
Это завело девушку.
- Спорим  на мороженое,  что конкурс пройду  успешно, .
Девчонки посмеялись, но согласились. 
Людмила пошла на прослушивание.
- Какие песни знаешь, девочка? – спросили её в комиссии.
- Да все, - не задумываясь, ответила Людмила.
Подошёл Владимир Григорьевич  Захаров, а потом  Пётр Михайлович Казьмин – один из  руководителей хора, племянник самого Пятницкого.(11)
-  В какой тональности будешь петь? - спросил Казьмин.
Что такое тональность, Людмила даже  не знала и страшно смутилась. Но тут черёмушкинский чертёнок словно подтолкнул девушку, и она запела:
Уж ты сад, ты мой сад,
Сад зелененький…
-  А повыше спеть можешь? – поинтересовался  Захаров.
- Могу.
-  А пониже? Тоже можешь?
Людмила  спела.
-  А где ты работаешь?
-  В швейной мастерской.
- Переходи к нам.
- А разве у вас есть пошивочная?
-  Да я не об этом, - махнул рукой Захаров. - Петь в хоре будешь?
-  А разве за это деньги платят? - удивилась Людмила.
Захаров улыбнулся, а члены приёмной комиссии рассмеялись.
  После конкурса Людмила Зыкина, узнала, что из четырёх тысяч претендентов в хор взяли всего четырех человек: троих парней и одну девушку, её. Домой она прибежала радостная  и с порога сообщила :
-  Мам! Я теперь артистка.
- Какая ещё артистка? - грубо ответила ей  Екатерина Васильевна . - Тебя стирка ждёт!
  Но потом, прочитав письмо из хора имени Пятницкого в пошивочную мастерскую, чтобы Людмилу откомандировали на новую работу, мама и бабушка долго не разделяли  радости Людмилы:
- Неужто это специальность -  петь? - удивилась Екатерина Васильевна.
Её поддержала бабушка:
- Разве что потеха, развлечение. Тоже мне, артистка! Лучше б стирать как следует научилась!

"Не по миру, а по Миру!"

   "Нужно пройти через пропасть, чтобы оказаться на другом берегу. Так начинается все новое"
(Эльчин Сафарли)
   У  Людмилы Зыкиной началась новая жизнь. Послевоенные годы были голодные, продукты выдавались по карточкам. Когда Людмила работала в пошивочной мастерской, у неё была "рабочая" карточка. В хоре она получила продовольственную карточку "инженерно-технического работника", что было намного лучше. А ещё хористам выдавали талоны на дополнительное питание! 
- Вот вам и "развлечение"! - радовались мама с бабушкой.
  По старым пластинкам Лидии Руслановой начинающая певица разучивала старинные страдания, частушки и плачи. У Руслановой она училась "разгадывать душу песни", находить что-то новое в исполнении,  новые актёрские краски.
     В 1947 году  Русланова и хор имени Пятницкого выступали на одном концерте: в первом отделении - Лидия Русланова, во втором – хор. Людмила Зыкина наблюдала за любимой певицей из-за кулис, ловила каждое её движение, стараясь повторить и запомнить. Именно тогда она, будущая народная артистка,  почувствовала неразделимость артиста, стоящего на сцене,  со зрительным залом и  возникающее между ними единение.
    Хоровое пение способствовало осознанию особого отношения к песне, в том числе и народной, умению отбирать выразительные средства для ее исполнения,  формированию навыков  владения голосом, интонацией.
"Народная песня - это же необычайная глубина чувства и мысли. Печальная, веселая или плясовая - колорит каждой богат и прекрасен. Недаром в основе творчества всех великих композиторов лежит народная музыка. Иная песня опаляет огнем, вырвавшимся из самого сердца, другая легка, как дыхание..."
(Иван Степанович Ключников-Палантай)
  В хоре Зыкина  училась сольному пению у прославленных певиц Александры Прокошиной (12) и сестер Клодниных, Софьи, Елизаветы и Валентины.
  Валентина Ефимовна наставляла Людмилу:
- Пой, как говоришь.
  И Зыкина продолжала работать над собой. Однажды Лидия Русланова ей сказала:
- Девочка, ты спела "Степь", а ямщик у тебя не замёрз. Пой так, чтобы у всех в зале от твоего пения мурашки побежали. Иначе на сцену лучше не выходить.
  Именно в хоре будущая певица поняла, что никогда не будет подражать в исполнении песен, а найдёт свою собственную манеру. В 1948 году вместе с хором Людмила Зыкина впервые побывали за границей, на фестивале "Пражская весна" в Чехословакии.
  Зыкина поставила для себя главную цель:
- Я буду лучшей солисткой прославленного хора!
   Но внезапное горе нарушило все планы Зыкиной. В 1949 году умерла мама Екатерина Васильевна. От нервного потрясения пропал голос. Два месяца врачи пытались его восстановить. Но ничего не помогло, ни сочувствие, ни доброжелательное отношение руководителей хора.
  Людмила не выдержала, подала заявление и вышла из знаменитого коллектива.
- Никакой артистки из меня не выйдет. Если петь в хоре – так запевать, а нет - так уж лучше вовсе не петь, - решила для себя Зыкина.
  Дома жить не стала.  Отец привёл новую жену, а у мачехи были свои дети. С отцом больше не виделась. Однажды, когда она уже была знаменитой певицей, на одном из концертов отец вручил ей цветы. Воссоединения не получилось, вскоре он умер. Для Зыкиной главным в жизни оставались песни.
"Для певца, который действительно поёт, одна уже мысль о потере голоса ужасна"
(Григорий Лепс)
  Не в  характере  Людмилы было сдаваться жизненным обстоятельствам. После ухода из хора она устроилась на работу в Первую образцовую типографию брошюровщицей. Жила то у маминой сестры, то у сестры отца.
  Всё у неё получалось. Ребята  в типографии подобрались энергичные, жизнерадостные.  Людмила понемногу отходила. Про мечты стать артисткой она не вспоминала. Тем более, что её избрали  секретарём комсомольского бюро.  А через год  голос вернулся.
"Поистине, род человеческий готов лишиться чего угодно, но не голоса и речи; в этом одном уже неизмеримое  его богатство"
(Дион Хрисостом (Златоуст)
 И надо же такое совпадение! В тот же день на улице Людмила встретила Владимира Захарова. Поздоровавшись, сообщила ему радостное известие:
- Я опять стала петь!
- Люсенька! Возвращайся в хор! - настойчиво предложил ей Захаров.
  Но вернуться обратно,  уже было  не суждено. В 1951 году Зыкина сама пошла  к Николаю Кутузову (13), руководителю   хора  русской народной песни Всесоюзного радио .
- Хочу петь в вашем хоре! Прошу вас, прослушайте меня!
  Вакантных мест в коллективе не было, но Кутузов согласился на прослушивание. Зыкина спела так, что он принял её в состав хора. Правда, другой руководитель,  Анна Васильевна Руднева  (14) сомневалась, что Людмила будет хорошо петь.
-  Не уверена, что Зыкина станет певицей. У неё страх после потери голоса.
  Но когда с хором приехала спеть Аргафена Глинкина, Руднева перестала сомневаться. Людмила, слушая, как поёт Глинкина, неожиданно заплакала. Руднева в тот день поняла, что человек, так сопереживающий  и чувствующий песню, не может перестать петь. (15)
 Наставницей молодой певицы становится Ольга Васильевна Ковалёва, известная исполнительница русских народных песен.(16)
"Нужно не кричать, не голосить - петь. Можно и силы меньше затратить, а голос будет лететь. Послушай больших актеров, - наставляла Ольга Васильевна. - Иногда они шёпотом говорят, а в ушах громом отдаётся. Если ты просто громко поешь, без отношения, без души, – неинтересно тебя слушать".
   В хоре радио Зыкиной пришлось переучиваться манере пения и, прежде всего учиться петь тихо, потому что в хоре имени Пятницкого от певиц требовалось петь очень громко,  так как микрофонами они не пользовались.
- Спойте так, чтобы милиционер на площади Маяковского услышал, – учил Захаров.
В хоре радио пели иначе.
"Громкий голос - признак пустоты"
(Финские пословицы и поговорки)
- На голос наденьте передничек,   – советовала Руднева. - Учитесь беречь голосовые связки.
  Для Зыкиной  Анны Васильевна  была непререкаемым авторитетом во всех вопросах исполнения русской народной песни. Именно  Руднева разглядела в Зыкиной солистку и научила петь перед микрофоном.
   В 1951 году отмечалось 50-летие Владимира Захарова. Руднева, словно читая мысли,  подошла к Зыкиной и объявила"
- Величальную Захарову будешь ты запевать!
"Величальная" стала для Людмилы   объяснением в любви к человеку, открывшему ей путь в прекрасное, в искусство.
Анна Васильевна, обычно скупая на похвалу, сказала Людмиле:
- Молодец, я знала, что ты справишься!
Многие годы спустя, став известной певицей, Людмила Георгиевна Зыкина с большим теплом вспоминала годы работы и в хоре имени Пятницкого, и в хоре Всесоюзного радио.
 В 1952 году она сольно исполняет первую песню "Глазки кари мне моргали".(17)
 И уже через три года появляются первые студийные записи   на пластинках с песнями в исполнении солистки Всесоюзного хора радио Людмилы Зыкиной.(18)
1957 год  стал знаменательным в жизни Людмилы Зыкиной.  Она принимает участие в  конкурсах песни, проводимых в честь IV Всемирного фестиваля молодежи и студентов. Она становится лауреатом фестиваля молодежи Московской области, лауреатом фестиваля молодежи Москвы, лауреатом Всесоюзного фестиваля молодежи.
    Начинающий композитор Александр Аверкин написал песню на слова Виктора Бокова "На побывку едет", которая сразу стала популярной, благодаря мастерскому исполнению певицы. Вскоре появились еще две песни молодого композитора на слова И. Лашкова (19).
  В этом же году молодая солистка знакомится с известным дуэтом баянистов А. Шалаевым и  Н. Крыловым. (20)
    В начале 1958 года в составе концертной бригады Людмила Зыкина принимает участие в поездке на Северный полюс(21)
   В марте этого же года  Зыкина становится лауреатом конкурса на лучшее исполнение произведений о Советской Армии и Флоте.
  Несмотря на участие в гастрольных поездках и сольный репертуар, Зыкиной становится тесно в хоре. Победы в вокальных конкурсах показывали, что она уже обладает достаточно высоким уровнем исполнительского мастерства. Ещё больше укрепляется желание работать самостоятельно.
  Окончательное решение возникло в 1960 году после Всероссийского конкурса артистов эстрады, на котором   Зыкина становится лауреатом.
- Я  решила уйти из хора и попробовать свои силы как солистка, - сказала  Людмила Георгиевна руководителю хора  Николаю  Кутузову.
 Он  не мог смириться с этим решением и в сердцах воскликнул:
- По миру пойдешь!
На что Зыкина, полушутя, полусерьезно парировала:
- Не по миру, а по Миру!
Кутузов имел в виду, что ничего не получится, но получилось, что напророчил.
     После победы на Всероссийском конкурсе артистов эстрады Людмила Зыкина становится солисткой Москонцерта  на условиях договора. Теперь ей самой предстояло решать не только проблемы выбора репертуара, но и пробивать себе дорогу в искусство, взвалив на себя все организационные вопросы -  от репетиций до пошива костюмов. Но самое главное – найти своего зрителя, завоевать его доверие и признательность.
   На эстраде того времени царила частушка. Зыкина частушек не пела – это был не её жанр. Было трудно.  Освоение песен современных композиторов было процессом мучительным. Людмила учится, работает  над своим сценическим образом, постепенно выстраивает свой репертуар и находит свою, особенную тему. По- новому начинают звучать русские народные песни, которых она знала множество благодаря работе в двух хоровых коллективах. Определяется её основная тема – судьба русской женщины. 
   В 1961 году Людмила Зыкина выступает в составе творческих групп артистов эстрады на различных концертных площадках Москвы, она принимает участие во второй своей поездке за Полярный круг на остров Шпицберген для концертного обслуживания горняков. (22)

 Бриллианты Людмилы  Зыкиной

"Чтобы хорошо петь, надо много работать"
 (Людмила Зыкина)   
   В 1977 году Зыкина создала свой ансамбль русских народных инструментов "Россия".  С этими музыкантами  она проехала всю страну, с запада на восток. Её голос звучал  даже на дрейфующей льдине на Северном полюсе.
   Людмила Георгиевна успевала вести педагогическую деятельность - преподавала в Московском государственном институте культуры и в Российской академии музыки имени Гнесиных.   
"Величайшая польза, которую можно извлечь из жизни  - потратить жизнь на дело, которое переживет нас".
(Уильям Джеймс)
  В  1989 году Госкомитет СССР по народному образованию присвоил Зыкиной ученое звание доцента кафедры "Народный хор". Многие из её учеников стали лауреатами международных и российских конкурсов, заслуженными артистами и педагогами.
"Если перестал работать, значит, перестал и жить"
(Людмила Зыкина)
   Людмила Георгиевна продолжала петь, несмотря на то, что  долго и тяжело страдала сахарным диабетом. В 2007 году перенесла тяжёлую операцию.  Через два года ей исполнилось 80-лет.  Поздравить любимую певицу пришли многие известные россияне. После юбилея планировалось гастрольное турне по стране в течение 2-х месяцев. Но гастроли были сорваны. 25 июня  Людмила Зыкина перенесла инфаркт и была доставлена в реанимацию в тяжёлом состоянии.
  1 июля 2009 года она скончалась в Москве  от сердечно-почечной недостаточности.

А где бриллианты?

"Не ищи, не найдёшь такого бриллианта"
(из Интернета)
  После смерти великой российской певицы разгорелись настоящие страсти: кому достанутся её бриллианты?
  Людмила Зыкина была замужем четыре раза.С последним мужем - Виктором Фёдоровичем Гридиным - прожила 17 лет. Он ушёл к другой певице, хотя от мужей Зыкина уходила сама. Последние годы жизни дружила с Михаилом Кизиным,  который был намного её младше. Говорили, что у них ро-ман. А вот детей у народной певицы не было.
- Я хотела иметь детей, - говорила она, вздыхая, -  но всегда считала, что ребёнок - это личность, требующая огромного внимания, которое я из-за постоянных гастролей дать не могла.(23)
  Завещания Людмила Георгиевна не оставила. С Гридиным расписаны не были. Кизин же ни на что не претендовал.  Когда Зыкину спрашивали:
- Кому достанутся ваши бриллианты?
 Он отвечала сразу:
- Не знаю.
О смерти не думала. После юбилея начались концерты. На одном из них голос дрогнул, стало плохо. Если  раньше постоянно возила с собой небольшой чемоданчик,  называя его "ларчик", то на этот раз его с Людмилой Георгиевной не было. Только то, что на ней.
  Зыкина была человеком широкой души, как её песни. Дарила свои драгоценности близким людям.  Два небольших бриллианта хранятся в офисе ", Международного фонда Людмилы Зыкиной".
"А ларчик просто открывался..."(24)
(И.А.Крылов)
   Только вот  бриллианты Зыкиной сразу не нашлись.  Во время прощания Людмила Свинкова блистала в бриллиантах, а на певице была бижутерия
- Людмила Георгиевна любила прятать украшения в тайниках, о которых никому не говорила, поэтому-то и неизвестно, где её бриллианты. Чуть ли не зарывала их в саду, - стали  рассказывать сотрудники ансамбля "Россия".
  Другие свидетели утверждали:
- Сразу же после смерти певицы её помощница Татьяна Свинкова собрала украшения, которые хранились на государственной даче, где жила певица, в коробку и пригласила нотариуса, сделавшего опись изделий. Затем коробку с украшениями люди из окружения Зыкиной отвезли в московский банк.
   Оперативники выяснили, в каком банке есть ячейка, открытая Зыкиной. Только у кого хранится ключ от ячейки, известно  не было.
 В расследовании уголовного дела о бриллиантах Зыкиной  появлялись всё новые обстоятельства. Оперативники МУРа УВД Москвы опросили друзей и бывших подчинённых Зыкиной.
- Если кто и посвящен в эту тайну, то это может быть только Татьяна Александровна Свинкова, - считают  из окружения певицы. -  Зыкина доверяла ей безоговорочно и выписала на  неё генеральную доверенность, которая дала  право ей распоряжаться всеми средствами.
 Помощница певицы на момент смерти Зыкиной была богаче своей хозяйки. Из "правой руки" Людмилы Зыкиной она превратилась в её "бриллиантовую руку". Племянник певицы стал для Татьяны Свинковой врагом номер один. Ведь Свинкова была убеждена,  что после смерти хозяйки она должна занять её место. Чужое место своим не бывает! Как только похоронили певицу, Свинкова надела шубы Людмилы Георгиевны, её бриллианты, стала ездить на её машине. Сотрудники Зыкиной при этом махали ей ручкой, как новой барыне.(25)
 На её имя также был оформлен дом площадью тысяча метров в поселке Михалёво, два автомобиля.
 Когда стали опрашивать Татьяну Савинкову, она, нисколько не смущаясь, заявила:
-  Я ничего не знаю ни про банк, ни про ячейку, ни про ключ от ячейки.
  Раз она об этом говорила, значит, несомненно, многое  знала о бриллиантах.
- Половина неразадаренных бриллиантов находятся в ячейке банка, их могут забрать доверенные лица, - сообщили сотрудники фонда Людмилы Зыкиной. - Другую, совсем малую часть, она хранила на даче в Воскресенском районе, в месте, известном ей одной.
 Многие задавались вопросом:
Как удалось бывшей домработнице стать самым близким человеком Людмилы Зыкиной и фактическим руководителем коллектива "Россия"?
  Рассматривалась такая  версия: "Свинкова обладает  сверхэнергетическими способностями и умеет подавлять волю людей".
  И не удивительно!  Последние годы  Свинкова распоряжалась, кому лечить Зыкину, кого пускать к ней в гости...
-  Я всё делала ради здоровья и благополучия великой Зыкиной, которой служила верой и правдой 20 лет! - оправдывалась  Свинкова. - Потому, и стала  её душеприказчицей...
  Надо же заявить такое! Душеприказчицей! О душе заговорила! Не стыдясь, прибрала к рукам всё имущество своей хозяйки.
"Бриллианты и жемчуга хорошо, но милее всего, когда женщину украшает скромность, если, конечно, это не рассуждения мужчины, скупого на бриллианты и жемчуга для любимой женщины"
(из Интернета)
- Мы разберёмся, как всё было на самом деле, - заявили представители следствия.
  Однако выяснить размеры наследства Зыкиной не так то просто.
- Специалисты оценили коллекцию драгоценностей певицы в $25 млн., - рассказали в администрации театра песни "Россия", где Зыкина проработала полжизни. - Часть из них она завещала Татьяне Свинковой, своей близкой (!) подруге и помощнице. Мы точно знаем, что ей достались три подвески: одна в два карата, остальные в один, и два перстня. Это только то, что она надевала в свет. 
 Татьяна Свинкова  отказывалась говорить о драгоценностях.
- Это бестактный вопрос. Обсуждение подобных вопросов недостойно памяти великой певицы.
  Хотя, задумавшись, пообещала:
-  Я расскажу о судьбе имущества Людмилы Георгиевны после 9 дней со дня её смерти.
Потом,  то же обещала после 40 дней. Но вопрос об уникальных украшениях так и остался под запретом.
   Вот что  Свинкова рассказала журналистам:
- Мы хотим создать Дом Зыкиной, в котором выставим  её пластинки, диски,  наряды,  её  вещи. Мы будем хранить память о великой народной певице!
  Тут же уточнила:
- Надеюсь, что никаких имущественных споров не будет, это недостойно её памяти.
  Но об украшениях ничего не сказала.
- Мы с Татьяной Александровной более-менее откровенны друг с другом, но она мне ничего не говорила про драгоценности. Вообще ничего! - призналась в одном из интервью Ксения Игоревна Рубцова, директор Московского фонда Зыкиной. - Вы поймите меня правильно: чем меньше знаешь, тем крепче спишь! И я её не распрашивала,  потому что эта тема её  крайне раздражает. Почему - не знаю. Мы сейчас создаём Дом имени Людмилы Зыкиной. И я была бы рада, чтобы какие-то вещи были переданы в этот музей. Но даже если эти драгоценности найдут и решат передать нам, мы не сможем обеспечить им надежную охрану.
  Так что, как и в басне Крылова, ларец с драгоценностями Зыкиной пока не был открыт, вернее скрылся. Замок оказался с секретом. Или кто-то не хотел, чтобы его открыли.
  Людмилу Зыкину всегда называли блистательной дамой, не только за украшения, но и за то, как она держалась. Роскошные манеры и блистательная женственность. У неё была  королевская осанка. Это у простой русской девчонки рабочих кровей!
- Зыкина очень сильно любила бриллианты. Она сама как бриллиант!  - откровенничал артист Михаил Кизин. - Знаю, драгоценностей у неё было много. Она всегда могла рассказать что угодно, но только не про место, где хранит украшения. Это было её священным Граалем. Она, кажется, получала неподдельное удовольствие от того, что никто не знает, где они. Если собрать все бриллианты Зыкиной, они превратятся в айсберг.
  Это, конечно, сказано образно. Но следствие установило:
"Сам факт наличия драгоценных украшений пока не доказан. Завещание Зыкиной предъявлено не было. Родные, по их словам, на наследство не претендуют. Они уверены, что распоряжаться всем будет "душеприказчица" певицы Свинкова. Но при отсутствии письменного завещания через полгода ценности должны перейти государству. От государства тоже никто никаких вопросов не задаёт".
 "А были ли драгоценности вообще?" - заявили в ближнем кругу Свинковой.
Личный доктор Зыкиной Владимир Константинов настаивал:
- Украшения, которые я видел у Зыкиной, - бижутерия. Похоронили звезду в колье в виде змеи, которое Зыкина давным-давно купила в... аэропорту Египта. Оно по карману даже обычному туристу. Настоящую ценность представляют не драгоценности Людмилы Георгиевны, а её 34 ордена и две картины.
  Вот только произведения искусства доктор Константинов их довольно дешёво оценил: одну в  25 тысяч долларов, а другую в 15.
- Как же так? - дала показания сотрудникам полиции ювелирный эксперт Юлия Пузырёва, владелица компании "Кристалл мечты". -  Драгоценности Зыкиной вполне реальные, эксклюзивные, очень дорогие.  Я сама их видела.
  И Пузырёва рассказала не только о украшениях певицы, но и о её безупречном, королевском вкусе.
-  Самыми  любимыми украшениями Людмилы Георгиевны  были классические модели, когда в середине - крупный камень в окружении небольших бриллиантов. Таким образом,  подчёркивается его красота и создаётся очень богатый вид. Подобные украшения любят королевские особы и все люди с безупречным вкусом, к каким относилась и Людмила Георгиевна.
Пузырёва продолжала:
- Одно из  любимых украшений Зыкиной - комплект с великолепными сапфирами огранки "кабошон",  добытые в индийском Кашмире. Каждый камень весом около 25 карат, ярко-синие и без дефектов. Я знаю, что такое украшение носила только принцесса Диана. Ориентировочная цена - пятнадцать миллионов рублей. Вторым по значимости камнем для Людмилы Георгиевны был изумруд. Видела её в серьгах с уральскими изумрудами из Малышевского месторождения, котороем сейчас заброшено, огранки "кушон", насыщенного цвета и практически без включений, общий вес камней - около 40 карат, стоимость - двадцать млн. руб. Таких прекрасных камней, какие были у Зыкиной, я больше нигде не встречала. Конечно, попадаются неплохие образцы из Колумбии, но у них нет такого неповторимого надцвета, присущего уральским камням.
"Не позволяй себе возненавидеть мужчину настолько, чтобы вернуть ему  перстень с бриллиантом"
(Сари Габор)
Пузырёва также упомянула о перстне Зыкиной с бриллиантом огранки "маркиз" весом 17 карат, стоимостью примерно 55 млн. руб. (26) И добавила:
- У певицы была действительно дорогая коллекция. Великолепная женщина, гениальная певица, умнейший человек - и драгоценности были ей под стать.
Между тем, она тоже, как и ранее Владимир Константинов, отметила:
- Похоронили певицу не в драгоценностях, а в... бижутерии.
  Но украшения надевала на покойную Татьяна Свинкова. И не бижутерию, а драгоценности.
 -  Мы похоронили нашу "маму" в золотом платье, в котором она была на юбилее. Надели на неё её любимые украшения, чтобы она была красивой! Но разве можно сейчас подсчитывать стоимость драгоценностей?! Это некрасиво и не достойно её! - рассказывала Свинкова по телефону журналистам.
 "Мама" - так в ансамбле "Россия" называли Людмилу Зыкину.
- Что вам в наследство оставила певица? - спросили на другом конце провода.
  Свинкова ответила сначала раздражённо, потом тут же взяла себя в руки.
- Самое большое материальное богатство, которое она мне оставила, - это иконка, которая была с ней в гробу и которая осталась сейчас у меня. Вот и  всё!
  О том, что Зыкина подарила ей лучшие алмазы, Свинкова промолчала.
"Самый огромный бриллиант - это Солнце. К счастью, оно сверкает для всех"
(Чарли Чаплин)
   Вопрос о драгоценностях, оставленных в наследство, всегда очень щепетильный и вызывает споры среди наследников, поэтому всегда возникает желание о них промолчать. Тем не менее, украшения Людмилы Зыкиной, среди которых и частички голубого бриллианта Око Бхайравы - не миф, а реальность. История с драгоценностями певицы получилась громкая. Ведь много людей видели роскошные драгоценности на Людмиле Зыкиной. Она их носила на себе и при себе и с любовью перебирала. В гримёрке перед выступлением всегда открывала коробочку и хвасталась, как бы советовалась:
- Скажи, какой кулон мне надеть? Какой больше нравится?
-  И так лукаво подмигивала, как Оксана из "Вечеров на хуторе близ Диканьки", когда просила у кузнеца царские черевички, – вспоминают артисты, которым посчастливилось выступать с Зыкиной на одной сцене во время сборных концертов. -  Кобзон видел больше других. Ему она особенно доверяла, хвалила его вкус. Но и ему не рассказывала всех секретов.
Драгоценности Зыкиной найдены!
  Был составлен каталог драгоценных изделий, которые видели у Зыкиной. Примерная стоимость ~ $7 млн.
  Следствие провело обыск у Татьяны Свинковой. Обнаружили  у неё часть украшений Людмилы Георгиевны. Куда делись остальные - до сих пор неизвестно. Драгоценности были переданы трём племянникам певицы.
  По данным следствия, почти вся ее коллекция - это украшения, купленные не за границей, а на Родине. Значительная часть - уральские бриллианты.
  Ещё одной загадкой осталась внезапная смерть личного психотерапевта певицы, Виктора Константинова, брата-близнеца другого личного доктора Людмилы Георгиевны - реаниматолога Владимира. Братья вместе опекали артистку в течение последних трех лет. Пригласила врачей на работу Татьяна Свинкова. Потому как верила в народную примету, будто братья-близнецы могут принести удачу.
Накануне сороковин великой артистки Виктор Константинов вдруг исчез. Тело врача не могли найти три дня. Стали даже распространяться слухи: убили, мол, человека "из-за Зыкинских бриллиантов". Но как сообщила Свинкова:
- У психотерапевта внезапно остановилось на улице сердце. 
 Между тем, у Людмилы Георгиевны объявилась... дочь. Во всяком случае, именно  так называют певицу Ольгу Чиркову, которая теперь стала основной солисткой "осиротевшего" ансамбля "Россия". Но в  ансамбле все назвали Зыкину "мамой". А у Чирковой есть настоящие родители. Они из Воронежа. Папа Юрий Владимирович - баянист,  мама Нина Михайловна работает в ансамбле "Воронежские девчата".(27)
  Чирковой дали титул: "и.о.голоса Людмилы Зыкиной". Как утверждают в окружении Людмилы Георгиевна, наращивая интригу вокруг драгоценностей певицы:
- Перед смертью Зыкина обрела приёмную дочь, о которой мечтала всю жизнь и которой оставила немалую часть своего наследства.
  Вопрос конечно интересный! Но  молодую певицу поселили вместе с отцом-баянистом в одной из квартир Зыкиной в Москве. (25)
 "Существуют воры, которых не наказывают, но которые крадут у людей самое ценное - время"
(Наполеон Бонапарт)
 Украшения Зыкиной ушли с аукциона
  Совершенно неожиданным в июле 2016 года стало появление на сайте аукционного дома "Гелос"  фото бриллиантов, принадлежащих великой русской певице, 29 лотов были выставлены на продажу.  А  в конце августа стало известно, что драгоценности Зыкиной ушли с молотка за 31 миллион 692 тысячи 500 рублей.
   Большинство лотов по телефону купил давний поклонник певицы, имя которого не названо.Эти торги уже за месяц до начала объявили главной сенсацией года.(28)
   Однако при жизни Людмила Георгиевна ни в одном из своих интервью не говорила о том, как бы хотела распорядиться бриллиантами.  И вдруг бриллианты, аметисты и изумруды, принадлежащие Зыкиной,  засверкали во всем великолепии на сайте аукционного дома "Гелос".  Именно с аукциона начинается 8-ми серийный сериал  "Людмила". Ещё в титрах мелькают украшения Зыкиной.  Основной сюжет посвящён  судьбе великой женщины, с самого её детства до преклонных лет. Это фильм  любви и сложной женской судьбе. В сериале также раскрывается история, связанная с исчезновением знаменитой коллекции драгоценностей певицы, которая разворачивалась уже после её смерти. (29)
  29 лотов, представляющих редкие драгоценности,  эксперты предварительно оценили в 500 тысяч долларов. Тем, кто внимательно следил за скандалом, история показалось странной - камни появились будто из под земли.
  Представитель аукционного дома  "Гелос" объяснил:
- Украшения были переданы на продажу "Фондом  Людмилы Зыкиной". Разрешение на аукцион от родственников и наследников (трое племянников) имеются. Украшения ООО НПО не, они упомянуты в свидетельстве о праве на наследство.
Вот они, самые-самые ценные:
- Колье с бриллиантами из белого и желтого золота.
Роскошное украшение со 127 драгоценными камнями - подарок Зыкиной от Гейдара Алиева. Стартовая цена - 1 миллион 400 тысяч рублей.
- Кольцо с бриллиантами и гранатами.
Это кольцо представляет собой не только историческую, но и художественную ценность, оно было сделано на заказ для Людмилы Георгиевны. Одно из её любимых колец, которое она носила с разными сценическими костюмами. Стартовая цена - 1 миллион 500 тысяч рублей
- Подвеска и серьги с природными изумрудами, бриллиантами и алмазами огранки "роза".
Стартовая цена - 1 миллион 100 тысяч рублей.
- Золотые серьги с природными алмазами и бриллиантами и голубой эмалью. Западная Европа, конец XIX в. Стартовая цена - 270 тысяч рублей.
- Золотые серьги с природными бриллиантами.
Общая масса бриллиантов 18.3 карата, стартовая цена - 8 миллионов рублей.
 Полученные от аукциона деньги наследники планируют потратить на увековечивание памяти Людмилы Георгиевны. Возможно, наконец-то поставят памятник на Новодевичьем кладбище.
"Существует только один грех. Воровство. Оно - основа всех прочих грехов. Убийца крадёт жизнь. Похищает у жены право на мужа, отбирает у детей отца. Лгун отнимает у других право на правду. Жулик забирает право на справедливость"
(Халед Хоссейни "Бегущий за ветром")
   Бриллианты вписаны в историю певицы на пунктире бланков: 20 мая 1999 года правительство России присвоило имя Людмилы Зыкиной бриллианту размером в 55,02 карата, который находится в Алмазном фонде Кремля.
 Зыкина  при жизни  часто говорила:
- Я хотела бы, чтобы бриллианты  просто пропали. У них - своя история.(30)
Бриллианты Зыкиной так и не стали фамильными...
"Чувство, что я приношу людям радость, меня никогда не покидало"
(Людмила Зыкина)
Таинственные истории Галины Брежневой и Людмилы Зыкиной, связанные с драгоценными камнями, не правда ли? Дочь генсека Галину Брежневу называли бриллиантовой королевой Кремля. Но жизнь свою она окончила в психиатрической клинике в полном одиночестве. В одиночестве умирала и Людмила Зыкина, а ведь ее коллекции драгоценностей могла бы позавидовать и королева.
"Так вот что такое слава: одиночество"
 (Коко Шанель)
Быть может, бриллианты взимают страшную плату за любовь к ним?(31)

Не жалейте о прошлом! Но и не забывайте!

"Разве можно забыть нам с тобой 43?" - первая строчка одной из песен Зыкиной. Забыть о ней и её песни невозможно!
  Людмила Зыкина пела о России, о красоте родной земли, о ивушке, склонившейся над рекой, о белоствольных березках, о рябине, о калине, о любви!
"Очень жаль, что на Земле
Мы живём не вечно,
Но останется живой
Вечная любовь!"
(из песни Л.Зыкиной "Раздумье")
 * * *
Возможно, что это всем давно известно,
Но главные бриллианты певицы - песни.
Не расставайтесь  с надеждой, -
Бриллианты радуют нас как прежде!
Они не во сне,
Не исчезнут, когда проснёмся,
С песнями Зыкиной не расстанёмся!
Земля опустеет, настанет рассвет,
Калина подарит красный свой цвет.
Издалека и по-прежнему долго
По просторам родным течёт Волга
И снег седины блестит в волосах,
И мамина ласка не тает в глазах.
На плечи накинь Оренбургский платок,
Пусть до Оренбурга путь очень далёк.
Где степь кругом и рябины куст,
От песен с души спадёт тяжкий груз.
Ивушка всё также стоит над водой,
Зыкина будет всегда молодой!
Словно как прежде ей восемнадцать,
Времени просто не надо сдаваться!
Пусть годы летят, а мы не стареем,
О прошлом своём  не пожалеем!
(стихи автора)
 
 
 
(1)  Дом на улице Спиридоновка, в котором расположился музей-квартира Алексея Толстого, является частью усадьбы купцов Рябушинских и входит в единый ансамбль, построенный в начале XX века по проекту Федора Шехтеля и считается шедевром архитектуры русского модерн. Входит в сеть музеев "Литературный музей"
+7 (495) 690 09 56, Спиридоновка, 2/6   проезд Метро Арбатская, Пушкинская
Режим работы: вт, ср, вс 11.00–18.00, пт-сб 13.00–20.00, чт 14.00–21.00
Вход 100-350 руб, для детей до 18 лет вход свободный. В третье воскресенье  месяца вход свободный
(2) с сайта: tayni.info/Тайны и загадки "Бриллианты вдовы Алексея Толстого достались ее водителю"
(3) "Изба-читальня" "Вот бриллиант лежит, чист как слеза" Владимир Винников
(4) Людмила Георгиевна Зыкина (10.06.1929-1.07.2009)   -  советская и российская певица, исполнительница русских народных песен, русских романсов, эстрадных песен, ученица. Художественный руководитель и солистка Государственного академического русского народного ансамбля "Россия»"(1977-2009). Народная артистка СССР (1973)
(5) Майя Михайловна Плисецкая (20.11.1925-2.05. 2015) - одна из величайших балерин XX века, "великий Лебедь" классического балета, прима-балерина Большого театра СССР в 1948-1990 годах. Герой Социалистического Труда (1985), народная артистка СССР (1959). Снималась в кино, работала как балетмейстер и как педагог-репетитор; автор нескольких мемуаров.
Кому интересно: Меню диеты Майи Плисецкой.
 Примерное меню на 15 дней выглядит следующим образом: Завтрак: овсяная каша. Обед: овощной суп, строго на овощном бульоне, салат из зеленых овощей или тушеные некрахмалистые овощи. Ужин: чередуйте небольшую тарелку чечевицы, с половиной порции риса с 100 г белой рыбы и овощным салатом. Перекусы – только зеленые овощи.
Источник: your-diet.ru
 Плисецкая говорила:
"Я больше люблю пиво с сосисками, чем сладкое… А вообще, люди не придумали ничего вкуснее, чем обычный хлеб с маслом".
http://www.like-a.ru/?p=21702
(6) Пьер Карден ( род. 2.07. 1922) - французский модельер итальянского происхождения. Владелец ресторана "Максим" и одноимённой торговой марки, один из самых крупных собственников во Франции.
 Специально для Майи Плисецкая Карден создал костюмы  к балетам на музыку Родиона Щедрина, к партиям  Анны ( по роман Л.Н.Толстого "Анна Каренина", 1972), Марьи Николаевны Полозовой ("Фантазия", телефильм по мотивам повести  И.С.Тургенева "Вешние воды"), Нины Заречной (пьеса А.П.Чехова "Чайка", 1980), Анны Сергеевны ( рассказ А.П.Чехова "Дама с собачкой", 1985), а также различные вечерние платья.  После того, как Плисецкая начала работать в Германии и стала хорошо зарабатывать, она по собственному желанию оплатила модельеру все его подношения.  Но первое платье всё же осталось  подарком…
читайте: http://www.aif.ru/tvgid/article/59511
(7) читайте Юрий Беспалов  "Людмила Зыкина. На перекрёстке наших встреч" с сайта:iknigi.net
(8) из книги А.Пистуновой о Л.Г.Зыкиной "Про себя", М.1974
(9) "Готов к труду и обороне СССР" (ГТО) - программа физкультурной подготовки в общеобразовательных, профессиональных и спортивных организациях в СССР.  Охватывала население в возрасте от 10 до 60 лет, нормы  предусматривали возрастные 5 ступней.  1 ступень - мальчики и девочки 10-11 и 12-13 лет. Нормы ГТО советский народ сдавал 60 лет - с 1931 года до развала Союза (1991) В 2014 году Президент Российской Федерации Владимир Путин подписал  указ о возвращении системы ГТО
 (10) с сайта: http://vladimirnow.ru/p/?id=18569
(11) Родоначальником народного хорового пения на профессиональной сцене и организатором первого в России народного хора стал Митрофан Ефимович Пятницкий (1864-1927), знаток певческого искусства, знаменитый "собиратель" русских песен. Первый концерт  состоялся 2 марта 1911 года в Москве на сцене Благородного собрания. Перед публикой предстали 18  поющих крестьян.
После смерти Пятницкого в 1927 году руководителем хора стал Пётр Михайлович Казьмин (1892-1964). В 1931 году с приходом Владимира Григорьевича Захарова (1901-1956) - композитора, хорового  дирижёра,  хор впервые запел авторские песни, в которых находила отражение переживаемая тогда эпоха - коллективизация, индустриализация. Среди них были и песни "Ой, туманы мои", "Песня о России". В 1936 году коллективу присвоен статус Государственного.
(12) Александра Васильевна Прокошина (1918-2005) - советская певица, хормейстр, педагог. В 1934-1963 - солистка хора им.Пятницкого, 1963-1970 - педагог хора
(13) Кутузов Николай Васильевич (род. 7.04. 1926) -  Композитор. Народный  артист РСФСР (1975). В 1950-1954 хормейстер Хора русской  песни Всесоюзного  радио. С 1954 художественный  руководитель  и главный  дирижер Академического хора русской  песни Всесоюзного радио и Центрального телевидения. С 1975 доцент, зав. кафедрой хорового  дирижирования Института им. Гнесиных.
(14) Анна Васильевна Руднева (1903-1983) - художественный руководитель  хора русской народной песни Всесоюзного радио (1949-1954), профессор
(15) сайт "Чтобы помнили"  Людмила Зыкина 
(16) Ольга Васильевна Ковалёва (1881-1962) - русская и советская певица, исполнительница русских народных песен, с 1924 года солистка, позже консультант хора русской народной песни Всесоюзного радио. Автор текста и мелодий многих популярных песен, среди них: "Ой цветёт кудрявая рябина", "Волга-реченька глубока". В репертуаре более 200 песен.
(17) песня "Глазки кари мне моргали" слова А. Гадалова, музыка Н. Поликарпова
(18) На пластинках  записи русских народных песен: "Ой, я вечор то ли девушка", "Ты, сосна моя", "Уж ты, гуленька", «Ой, да на горе калина стояла», "Ай да уж вы, ночи", "Ах, что же ты, мой сизый голубочек", "Не велят Маше на реченьку ходить", "Ах, кабы на цветы да не мороз".
Среди авторских песен, которые впервые были исполнены Зыкиной: "Нечетное число" (слова В. Пухначева, музыка В. Лаптева), "Кукует кукушечка" (сл. и муз. Н. Поликарпова), "Шуми, шуми, дубравушка" (слова Н. Герасимова, музыка А. Абрамского).
(19)  Песни И.Лашкова,  долгие годы исполнявшиеся Зыкиной: "Отрастил солдат усы" и "Милая мама".
 (20) вместе с дуэтом баянистов А. Шалаевым и  Н. Крыловыми Зыкина  записывает "Кубеноозерские частушки" в обработке А.Абрамского.
 (21) Артисты выступают в Игарке, Дудинке, Тикси, Хатанге, Амдерме и на станции СП-6.
За участие в этой поездке Зыкина награждена Почетной грамотой ЦК профсоюза работников культуры "За патриотический поступок и большую работу по культурному обслуживанию полярников в Арктике и на Северном полюсе в 1958 году".
(22) с сайта: "Мой город Владимир" Зыкина  Людмила Георгиевна (1929–2009)
(23) по материалам Википедии
(24) "Ларчик" - одна из первых басен Крылова, повествующей об опытном механике, который, несмотря ни на что не мог открыть ларец, а всё просто потому, что замка у ларца не было.
(25) с сайта: persona.rin.ru/Знаменитости "Драгоценности Зыкиной спрятаны в банковском сейфе"
(26) огранку "кабашон" - камень подвергается сфероидальной шлифовке, гладкой овальной формы с одной стороны плоской.
Огранка "кушон" -  камень в форме подушки, с четырьмя закруглёнными углами,  широкими гранями и выпуклыми сторонами. Называют ещё подушковидной огранкой, используется в течение столетия
Огранка "маркиз" или "маркиза" - клиньевидной формы. При огранке камень теряет начальный вес
 (27) руководитель ансамбля "Воронежские девчата" Анна Ковригина.
 (28)  "Московский комсомолец" 26 марта 2012 г.
(29) смотрите сериал "Людмила" на сайте: http://bigcinema.to/series/lyudmila-serial.html
(30)  с сайта: http://3vozrast.ru/article/otnosheniya/dela_semeynye/1714/
(31) Елена Кириченко, "Женский журнал" http://obozrevatel.com/news/2006/12/19/149397.htm.
 "Дело Х" О мистике бриллиантов Зыкиной и Брежневой  с сайта: 
посмотреть украшения можно на