По уголкам родного края

Сергей Губарев
В американских фильмах сельская глубинка зачастую показывается зрителям как страшное и неприютное место, где гостям совсем не рады, где в каждом чулане спрятана тайна, где царят недобрые нравы. Я в соединенных штатах не жил, поэтому не могу подтвердить или опровергнуть это клише, зато я часто посещаю родную матушку-деревню и могу с уверенностью сказать, что она пронизана светом и теплом людей, которые здесь живут. Вот и деревенька Петрунькино только укрепила мои представления о том, какими должны быть наши истоки…
Едем, встречая на пути местных жителей. Старичок-боровичок из-под руки, приставленной к глазам, смотрит против солнца на заезжих людей. А неподалёку старушка в тёплой кофте ведёт неспешную беседу о житейских делах. Пошутит и звонко, по-девичьи, рассмеётся. Глянет вдруг на мир её молодая душа, а морщинки вокруг глаз соберутся от смеха, как лучики солнца!
- Здесь будет стоять мой новый гараж, - делится со мной радостью житель деревни Петрунькино и мастер на все руки Виктор Смирнов. – Пока инструменты под дождём мокнут, но скоро я здесь порядок наведу.
- У вас полный сарай дров, - говорю я, заглядывая в деревянную постройку с колотой берёзой, сверкающей на солнце белой берестой. Вы их заготавливаете с запасом?
- Сухих дров в деревне ни у кого нет. Если кому-то понадобится берёза на растопку, то они ко мне обратятся, и я им помогу!
В деревне много домашней, хозяйственной, сельской работы, только вот где найти официальную, которая бы давала стабильный доход? Тем не менее, Виктор Анатольевич Смирнов выкручивается, как может: трудится на охранном предприятии, заготавливает и продаёт дрова, разводит скот. Шесть бычков, привольно гуляющих по выгону в несколько соток, требуют заботы и хорошего питания. А бычки у Виктора Смирнова крепкие! Один из них (вроде бы Мишкой звать) подвинул меня ласково тупыми рогами в сторону, как будто и не было во мне девяносто килограммов веса.
- Этот у меня смирный, - говорит хозяин, - а вон там гуляет бычок, который подраться любит.
На заработанные деньги Виктор Смирнов завершает строительство дома. Снаружи он кажется небольшим, но внутри дом просторный. На второй этаж ведёт красивая деревянная лестница, которую изготовил и установил друг семьи. Половина комнат «смотрит» на улицу, половина – на загон, где бродят, помахивая хвостами, упитанные быки.
- Всё сработано вот этими руками, - признаётся В. Смирнов, любовно осматривая свой дом и словно бы ещё раз оценивая проделанную работу. – Оттого и кажется ещё роднее.
Беседа с Виктором Анатольевичем Смирновым навела меня на размышления. Какие всё-таки огромные пустые пространства заключает в себе наша страна. Леса, болота, степи, горы, луга с полевыми цветами, поймы рек, озера… И всю эту территорию ещё предстоит обжить. Но, честно говоря, мне непонятны законы, которые создают столько препятствий для людей, желающих построить дом. Чтобы взять кусок земли, нужно обежать несколько инстанций, принять участие в аукционе, а потом платить каждый год за его аренду. Как было бы здорово, если бы эту землю давали бесплатно. И для государства выгодно. Построит человек дом, родит детей, они станут полноправными членами общества и включатся в процесс обжития наших территорий, наполнив землю новыми людьми и добрыми делами, а главное, будут платить налоги!
А ещё, бродя под вековыми ивами, я понял, что так нравится деревенским жителям в не самом простом и благоустроенном сельском быте. Это физическая и социальная свобода. Вот среднестатистический день горожанина. Встать под лязг будильника, совершить утренние процедуры. Потом километры и часы дорог на автобусе, в автомобиле или метро. Пыльные пробки, нервные люди…Зачастую скучная работа, которая, правда, приносит неплохой доход. Друзья, корпоративы, интернет, магазины, кредиты, реклама, сулящая рай на земле, сотни квитанций. Больше услуг – больше платежей. И мечется человек в этом замкнутом круге, как белка в колесе, которой обещали сладкую конфетку.
Другое дело – деревня. Встал, выпил рюмочку, закусил огурчиком. И никто над тобой не стоит, правда, и общества анонимных алкоголиков здесь тоже нет, как и фельдшера, клуба, детского сада, магазина одежды… Деревня – не идиллическое место. Здесь, чтобы хорошо жить, необходимо работать в поте лица, не гнушаясь самым тяжёлым трудом, не обращая внимания на бытовые трудности, а ещё обладать твёрдой волей, которая поможет мудро распорядиться такой притягательной и такой ответственной личной свободой.