Сквозь дождь и годы с Бессмертным полком

Свеана
Сквозь дождь и годы с Бессмертным полком


Время всё дальше относит нас от праздника Победы, но желание вспомнить о нём не проходит, потому что Бессмертный полк стал для меня жизненной вехой и временем переосмысления укоренившихся стереотипов.
Мы с дочей начали готовиться заранее. Расспросили бабушку о нашей родне, участвовавшей в Великой Отечественной войне. Рылись в старых фотографиях, списывались с теми немногими родственниками, которых знаем. Результатом стали два портрета военных лет и список из пяти фамилий. Дочь, пользуясь своим дизайнерским талантом, слегка подчистила, подновила фотографии, распечатала их большим форматом и вставила в рамки со стёклами. Два дня любовались. А вечером 8 мая спохватились: как же нести эту красоту? Надо же древко какое-то сделать… Поздно вечером дочь нашла штакетник от нашего старого забора и умелыми ручками прикрутила к рамкам. Удобная получилась конструкция!
Утром 9 мая, часов с восьми, начал накрапывать небольшой дождь, который всё усиливался и усиливался.
Интересное наблюдение. На Пасху всегда светит солнце. А на 9 мая льёт сильный дождь. Прошлый год, когда мы ходили смотреть парад, хоть и были с зонтами, но ухитрились вымокнуть до трусов. В этот год надели непромокаемые плащи. Ура! Трусы будут спасены!
Глядя в окошко, я начала переживать, что из-за дождя люди не придут. Мероприятие сорвётся. Себе я дала твёрдую установку: пойду по любой погоде. Даже если не придёт ни один человек, пойду одна.
В маршрутке люди, видя портреты у нас в руках, поздравляли нас с дочерью с праздником Победы. Потом мы пересели в троллейбус. Ехать было две или три остановки. По хорошей погоде можно было бы и пешком прогуляться. Но по дождю, уже основательно усилившемуся, народ, как и мы, предпочёл транспорт. В салоне собралось много участников шествия с портретами ветеранов. Здесь мы начали удивляться изобретательности народа и продолжали это делать ещё несколько ближайших часов. Каких только портретов ни встретишь!
В парке, где было назначено место сбора, народу набралось - тьма! И люди всё прибывали и прибывали. Прибывал и дождь. Почти все прятались под зонтиками. Но были и такие, кто пришли до дождя, и не озаботились даже спасительными кусочками полиэтилена. Один мужчина стоял с портретом в руках и орденами и медалями, прикреплёнными в ряд, как одежда к бельевой к верёвочке. На нём не было даже куртки. Потоки дождя стекали по волосам, лицу и прилипшей к телу одежде. Потом, когда мы уже дошли до Вечного огня, я снова увидела этого человека. Значит, он прошёл-таки под дождём через весь город! Видать, он, как и я, дал себе установку: идти любой ценой.
Мы ходили, рассматривая портреты солдат великой войны.
Как ни странно, не смотря на дождище, настроение у всех было приподнятое, радостное. Небольшая группа молодёжи в форме военных лет пела песни. Смеялись спецназовцы, человек 15 крепких дядек лет 50, увешанных орденами и медалями.  Худенькая седовласая благообразная бабушка, у которой только и всего - файл с вложенным листом с написанным ручкой именем ветерана, улыбалась, глядя нам в глаза.
Я, помня советские времена, думала, что появится какая-нибудь машина с громкоговорителями и песнями в тему. За ней тронется колонна. Но, удивительно, ничего такого мы так и не увидели.
Предполагалось, что шествие начнётся в 9 часов и пройдёт 2,5 км по центральной улице города до Вечного огня. Но не тут-то было. Кто уж там махал стартовым флажком, не знаю. У меня такое ощущение, что организаторы ждали чего-то или кого-то. Мне показалось, что люди, просто ошалевшие от ожидания, в 9-45 просто попёрли по проезжей части. И как ни старались бравые милиционеры, доселе успешно сгонявшие почтенную публику на газоны и тротуары, на дорогу  выплеснулась людская река. Селевый поток, сметающий всё на своём пути. Штормовой девятый вал. И наша семья – в первых рядах. Нам было уже всё равно: встречные машины, запертые людским напором, вода, затекавшая бодрыми потоками в обувь. 
Когда прошло это ощущение прорывного напора, движение перешло в спокойно-размеренную фазу. Люди шли, как идётся. Кто хотел выскочить вперёд, мчался с зонтиками и портретами по тротуару. Кто-то, наверное, отставал. Довольно скоро пришло ощущение праздника. То в одном, то в другом месте чьи-то голоса выкрикивал «ура», и люди дружно подхватывали. Кого только ни вспомнили: и воинов, и советский народ, и земляков-панфиловцев, и фрунзенцев.
Рядом идущая компания обсуждала фразу: «По Советской улице идут потомки советской победы».
Минут через 40 в начало колонны побежали человек 100 суворовцев в своей форме с фотографиями ветеранов, явно, изготовленных массовым тиражом. Красиво, конечно, сработано. В центре, вырезанного по контуру ордена Победы, – фотография участника войны. Всё закреплено на аккуратной палочке. Именно это единообразие, пусть даже красивое, наводило на мысль, что мальчишки пришли сюда не по зову души. Думаю, что движущей силой была какая-нибудь страшилка, известная студентам с давних времён: «Не пойдёшь на демонстрацию, не получишь зачёт». А потом деканы и ректоры  дружно отрапортуют в вышестоящие инстанции: «Задание партии выполнено. Обеспечена стопроцентная явка».
Я поглядывала на свою дочь. Она сохраняла серьёзность и строгость. После очередного «ура» я, сияя улыбкой,  сказала: «Прими этот день, как возможность беззаботно поорать и побыть бесшабашной, невзирая на общественное мнение».  После этого у дочери, должно быть, отрылась форточка души и туда вошла радость.
Людская река текла спокойно и мощно. Всё время то тут, то там слышались военные песни. Хитом, конечно, были «Катюша» и «День победы». Да и эти песни молодёжь преимущественно знала не больше одного куплета. Зато у старшего поколения репертуар был обширный.  Возле нас два пенсионера-запевалы хорошими голосами выводили одну песню за другой, не повторяясь.  Не было никаких стычек или переругиваний, как всегда случается при большом скоплении народа. Очень доброжелательная светлая, чистая атмосфера при максимально неподходящей для этого погоде.
Суворовцы стали немного удерживать колонну, когда гаишники не успевали разгонять встречный-поперечный транспорт.  Правда, в самом центре города пришлось всё же пробираться через строй не уехавших машин. Пока мы протискивались, идущий рядом мальчик лет семи после каждой машины спрашивал своих родителей: «Почему они мешают нам идти? Почему они не дают нам дорогу?». К словам этого ребёнка молча присоединялись все окружающие.
Организационное мероприятие всё-таки было на нашем пути. И встретили мы его с большим энтузиазмом. На второй трети маршрута мэрия украсила тротуар шестью биотуалетами, пользовавшихся большой популярностью. Поскольку мы были в начале колонны, то успели ловко проскочить до очереди страждущих. Через 5 минут собралась приличная толпа. А-то мы к этому времени уже, было, начали подумывать сходе с дистанции в поисках кабинетов уединения. Видать, не только мы.
В колонне шли люди разных возрастов. От бабушек до лялек на руках у мам. Было много молодёжи, встречались казаки в форме. Впереди нас шёл православный батюшка в рясе.
Люди подготовились кто как мог. Одна бабушка написала фамилию на крышке от обувной коробки и радостно шла с подружкой такого же. Кто-то сделал целый стенд.  Некоторые люди просто несли маленькие фотки из семейных альбомов. Вот им-то было хуже всего. Дождь наверняка привёл в негодность семейные реликвии.
По улице, где проходило шествие, под козырьками остановок стояли плохоходящие бабушки с палочками с фотографиями своих родственников. Это было так трогательно! Эти бабушки мысленно шли с колонной, они тоже были участниками Бессмертного полка. Во всех окнах окружающих домов красовались зрители. Иногда это было полное заполнение лицами оконных проёмов. Некоторые махали руками – приветствовали проходящих. Возле дверей кафешек и магазинов стояли повара и официанты в форме. Они, по сути, тоже были участниками Бессмертного полка. Дочь встретила своего знакомого. Он просто шёл в колонне. Без фотки, без ничего. Просто шёл. Наверняка у него тоже есть какие-то родственники. Но нет фоток. И шедший впереди нас батюшка тоже шёл без фотки, с пустыми руками. Но они шли с нами. А с ними – их ушедшие родичи.
Когда дождь кончился, по улице еще долго текли потоки воды. Мы уже не обращали внимания на такие мелочи, как мокрые ноги. Конечно, непромокаемый плащ помог, но остальные вещи напитались водой настолько, что туфли и сумка за ночь так и не успели просохнуть. Пришлось отправляться на работу в мокром. Ну, да ладно. Главное – это полученное впечатление.
Идя в рядах 20-титысячной колонны Бессмертного полка, я чувствовала вдохновение, моральный подъём и энтузиазм. В этот момент проснулось новое чувство сопричастности с Родом! Начинаешь ощущать себя НАРОДОМ! Сильным НАРОДОМ! Большим! Осязаемо чувствуешь связь поколений. Наши Предки действительно были рядом!
Бессмертный полк – это место переоценки ценностей. Со времён перестройки, после 90-х годов, такого энтузиазма я никогда не чувствовала. Духовная СИЛА! Такой НАРОД и такая СИЛА, закреплённая генетически в потомках, действительно может победить! У нас пытаются разорвать семейные, родственные связи, а в рядах полка мы их, будто, создаём заново. Я почувствовала ВОЗРОЖДЕНИЕ НАРОДА. Именно с большой буквы! Народ ещё сам, должно быть не осознал, что он уже, как птица феникс, рождается из пепла.
В советские времена я всячески отлынивала от демонстраций. Обязаловка претила моей свободолюбивой натуре. А ныне я поняла, что Бессмертный полк нужен и мне, и моему Роду, и моему Народу, и нашей огромной стране, какой она была ранее и ещё явит себя во всей мощи.
А чуть позже праздника, пребывая на волне вдохновения, со слов бабушки мы составили генеалогическое древо нашего Рода до четвёртого колена. И я с радостью осознала: у нас много родни! Наша семья не лист, улетевший от неведомого дерева, как я раньше думала. Мы – Иваны, помнящие родство!