Мысли в ночном такси

Галина Коревых
   Вряд ли я найду понимание: активные молодые бьются в мышьей суете в центре жизни, не обращая внимания на таксистов, уборщиц, официантов, дворников...
   Старые видят повседневность лишь через экраны телевизоров.
   Простые люди не сильно парятся растягивать души до всего, не вписывающегося  в их простую жизнь.
   Извилистые, сложные мало совпадают.  Отношение к ним общества, позиция в естественном отборе достаточно амбивалентны. 

     Доктор наук Савельев, изучающий мозг, утверждает, что эволюция бракует нестандарт и человечество заметно упрощается, что необходимо для его выживания. Однако интересует его мозг гениев, который он исследует всю жизнь, не делая выводов о том, сколь нужны они.

     Владимир Станиславович Елистратов, профессор лингвистики, культуролог,  - напротив заявляет, что человек должен быть сложным и многомерным: “А если ты  примитивен, парень, - это твои проблемы”.
 
     Теория пассионарности  миновала пик моды, и Гумилева уже не цитируют. Да и где бы и кому его цитировать?  Наверняка не тем, кто с первого памперса мечтает перебраться поближе к их первоисточнику.
    Цитирование, вообще, вещь забавнее “Камеди клаба”: стоят друг против друга две своры и стараются переорать друг друга, цитируя одного и того же Достоевского:
     - Вы – Бесы!!!
     - Это вы – Бесы!!!

     Забыт  и не цитируем Пушкин, не поминаема его позиция: он был явным лузером, ни разу даже не съездившим на шоппинг в Европу,  - “Если ты такой умный, то почему же такой бедный?” Ах, простите: есть у нас пока ещё Пушкин! Это же люкс-постановка “Сказок Пушкина” с бриллиантовыми и золотыми билетами для олигархов и богатых звезд с ТВ. Еще выручает “Борис Годунов”, которого вот-вот поставят в бикини и с коксом, который бояре будут втягивать со спин голых чернокожих сенных девок, а юродивый будет протестным трансвеститом в радужном трико.   
   
     Кто такие Лермонтов, Блок скоро будут вспоминать с трудом.  Они выпали из тренда. Как тоже не сумевшие построить карьеры?

     В конце восьмидесятых подвыпивший Отар Иоселиани, в то время уже переселившийся в Париж и признававший лишь одно периодическое издание “Кайе дю синема”, ошарашил меня:

     - Ваш Грибоедов – ничтожество, мразь, испортившее нашу благородную княжну. По заслугам получил!  У русских нет культуры.  Великая культура – у грузин!

Я не сочла необходимым отвечать выдающемуся представителю великой культуры.  Как говорят: “Вечность подтвердит или опровергнет”, - и это утверждение,  и  место его собственного творчества в мировой культуре.
“Жил певчий дрозд” – разумеется, жемчужина мирового кино, что смогли оценить лишь дикие, но непосредственные русские да холодные коллекционеры экзотики французы.
 
      Сын бескультурной России Лев Толстой тем временем вдруг резко попал в мировой тренд, переплюнув Достоевского по числу коммерческих сериалов в разных частях света.  Это – почти дурной ярлык, как Оскар.  Что перепадет от этого музею в Ясной Поляне?  Что попало в музеи Чехова, нещадно препарируемого современным театром?

     Что культуре-то от этого?