Вряд ли я найду понимание: активные молодые бьются в мышьей суете в центре жизни, не обращая внимания на таксистов, уборщиц, официантов, дворников...
Старые видят повседневность лишь через экраны телевизоров.
Простые люди не сильно парятся растягивать души до всего, не вписывающегося в их простую жизнь.
Извилистые, сложные мало совпадают. Отношение к ним общества, позиция в естественном отборе достаточно амбивалентны.
Доктор наук Савельев, изучающий мозг, утверждает, что эволюция бракует нестандарт и человечество заметно упрощается, что необходимо для его выживания. Однако интересует его мозг гениев, который он исследует всю жизнь, не делая выводов о том, сколь нужны они.
Владимир Станиславович Елистратов, профессор лингвистики, культуролог, - напротив заявляет, что человек должен быть сложным и многомерным: “А если ты примитивен, парень, - это твои проблемы”.
Теория пассионарности миновала пик моды, и Гумилева уже не цитируют. Да и где бы и кому его цитировать? Наверняка не тем, кто с первого памперса мечтает перебраться поближе к их первоисточнику.
Цитирование, вообще, вещь забавнее “Камеди клаба”: стоят друг против друга две своры и стараются переорать друг друга, цитируя одного и того же Достоевского:
- Вы – Бесы!!!
- Это вы – Бесы!!!
Забыт и не цитируем Пушкин, не поминаема его позиция: он был явным лузером, ни разу даже не съездившим на шоппинг в Европу, - “Если ты такой умный, то почему же такой бедный?” Ах, простите: есть у нас пока ещё Пушкин! Это же люкс-постановка “Сказок Пушкина” с бриллиантовыми и золотыми билетами для олигархов и богатых звезд с ТВ. Еще выручает “Борис Годунов”, которого вот-вот поставят в бикини и с коксом, который бояре будут втягивать со спин голых чернокожих сенных девок, а юродивый будет протестным трансвеститом в радужном трико.
Кто такие Лермонтов, Блок скоро будут вспоминать с трудом. Они выпали из тренда. Как тоже не сумевшие построить карьеры?
В конце восьмидесятых подвыпивший Отар Иоселиани, в то время уже переселившийся в Париж и признававший лишь одно периодическое издание “Кайе дю синема”, ошарашил меня:
- Ваш Грибоедов – ничтожество, мразь, испортившее нашу благородную княжну. По заслугам получил! У русских нет культуры. Великая культура – у грузин!
Я не сочла необходимым отвечать выдающемуся представителю великой культуры. Как говорят: “Вечность подтвердит или опровергнет”, - и это утверждение, и место его собственного творчества в мировой культуре.
“Жил певчий дрозд” – разумеется, жемчужина мирового кино, что смогли оценить лишь дикие, но непосредственные русские да холодные коллекционеры экзотики французы.
Сын бескультурной России Лев Толстой тем временем вдруг резко попал в мировой тренд, переплюнув Достоевского по числу коммерческих сериалов в разных частях света. Это – почти дурной ярлык, как Оскар. Что перепадет от этого музею в Ясной Поляне? Что попало в музеи Чехова, нещадно препарируемого современным театром?
Что культуре-то от этого?