Философия музыки 163-175

Родионов Виталий Константинович
163. Пауль Хиндемит – выразитель идеологии немецкого бюргерства в музыке.

Хиндемит в музыке – добропорядочный бюргер, весёлый и радостный, сентиментальный или философствующий о смысле жизни. Нет, он – не холодный композитор доктор Ливеркюн, прототип додекафонного Шёнберга, а скорее всего гуманист Цейтблом из «Доктора Фаустуса» Томаса Манна.

Музыка Хиндемита отличается здоровым оптимизмом.

Музыка Пауля Хиндемита воплощает средневековое тевтонство. Оно проявляется также и в сознании национал-социалистов 30-х годов XX века.

Музыка Хиндемита имеет два полюса: тевтонское глубокомыслие и уленшпигелевская жизнерадостность.

Не раз Хиндемит в собственной музыке предстаёт весельчаком Тилем Уленшпигелем.

Герои опер Хиндемита – творческие люди, в частности – ювелир, художник, астроном, в том числе исторические лица.

Музыканты вспоминают, что у Хиндемита-дирижёра был «холодный», «колючий» взгляд. Такая же у него и музыка – раздирающий душу экспрессионизм.

У Хиндемита острый ум и кровоточащее сердце: его жёсткий экспрессионизм непереносим!

Своё неприятие мира Хиндемит утрамбовывает камнедробительным интеллектом. Такого рода музыка выматывает нервы!

Пауль Хиндемит – композитор неясных эмоций. Выраженные им чувства неконкретны, трудно определяемы словами. Его лирика – нелирична, экспрессия – неэкспрессивна, сарказм – несаркастичен, если в ней возникает механическое движение, то не понятно чего – времени, прогресса, машины. Кажется, что Хиндемит взирает на предметы сквозь мутное стекло, их контуры размыты.

В музыке Хиндемита есть интонации, но нет мелодий, есть эмоции, но нет конкретных чувств. Он создаёт музыку общих мест и невнятных ощущений.

Хиндемит – выдающийся композитор с широким взглядом на мир и потоком тусклых эмоций. Перед нами - «разбалансированный» гений, вполне сопоставимый с писателем Джеймсом Джойсом!

Хиндемит – композитор-мудрец. Он воссоздаёт в звуках жизнь во всём её многообразии: от пошлого шлягера до музыки сфер!

Хиндемит – и философ, и обыватель в музыкальном искусстве.

Музыка в понимании Пауля Хиндемита – добротно сделанная вещь. Творчество для него – повседневная работа.

Хиндемит – гениальный ремесленник: он отлично «делает» музыку.

«Чистая музыка» Хиндемита не имеет конкретных чувств и переживаний. Порой творческий процесс у него оборачивается композиторским мудрствованием.

Нередко Хиндемит выглядит, как учёная посредственность в музыке.

Нити предельно напряжённого экспрессионизма соединяют Пауля Хиндемита с Рихардом Вагнером, Густавом Малером, Арнольдом Шёнбергом.

У Хиндемита приземлённая музыка, у Артюра Онеггера – приподнятая над землёй.

В фортепианной полифонии Хиндемит – живой и образный, Родион Щедрин – застывший, абстрактный.

164. Ганс Эйслер – знаменосец в колонне деятелей социалистической культуры.

165. Джордж Гершвин – джазовый ковбой с меланхолической душой!

166. В музыке Франсиса Пуленка цветёт весна.
 
Пуленк – романтик Елисейских полей.

Пуленк – композитор-гедонист с мелодическим талантом.

Музыка Пуленка кинематографична. Она «рассказывает» о буднях и праздниках жителей Парижа.

Пуленк заключает лёгкую музыку в классические формы.

Религиозная музыка Пуленка по духу и характеру – светская. Её красота – возвышенная, но в основном земная!

Некоторая «рыхлость» формы лирико-драматических произведений Пуленка не разрушает их поэзию.

Пуленк мелодически привлекателен и в лирике, и в героике.

Пуленк – современный Франц Шуберт.

Музыка Пуленка – это шубертовский ручей, бегущий между завалами цивилизации.

Хоровые произведения Габриэля Форе строгие, сдержанные, интеллектуально выверенные по форме и фактуре, у них тёмный колорит. Напротив, хоры Пуленка эмоционально открытые, светлые, по-шубертовски мелодические. Они устремляются к небу, к Богородице. Этим они привлекают людей нашего столетия.

167. Исаак Дунаевский – свободолюбивая птица, окольцованная сталинским режимом.

168. Курт Вайль – яркий представитель музыки социального протеста.

169. В фортепианной музыке Александра Мосолова пульсирует напряжённый ритм.

Ритм в произведениях Мосолова по-цветаевски упруг и напорист.

Мосолов – гений производственной музыки.

Симфонический эпизод «Завод» Мосолова живёт напряжённой внутренней жизнью. В нём бьётся пульс времени и созидания нового общества.

Музыкальный конструктивизм Мосолова воплощает две образные сферы: грохот машин и тихое мерцание звёзд.

Мосолов переносит музыку Александра Скрябина в индустриальное общество.

170. Эрнст Кшенек – многопрофильный экспрессионист.
 
171. «Аранхуэсский концерт» для гитары с оркестром Хоакина Родриго – музыкальный символ Испании.

Родриго – благородный рыцарь в испанской музыке.

Родриго – вдохновенный поэт гитары.

Родриго облагораживает гитару, придаёт ей черты античной лиры – любимицы поэтов.

В знаменитом «Аранхуэсском концерте» Родриго Испания предстаёт в голубой дымке минувших веков.

Гитарная музыка Родриго повествует о славной и трагической истории испанского народа.

Родриго воплощает в музыке свободолюбивую Испанию.

Величие Хоакина Родриго – в простоте и ясности его музыки.

Родриго – мастер чистого и светлого музыкального письма.

Над музыкой Родриго простирается лазурное небо!

Живописная палитра музыки Родриго исключительно богата. Она волнует слушателей земным разноцветьем звуков!

Музыка Родриго – это окна, распахнутые навстречу весне, ликующей природе, отчего на душе становится легко и радостно!

Музыка Родриго – красива, ибо озарена духовным светом.

Мастер, наделённый ясным складом ума, на чьей музыке лежит печать благородства и деликатности, – это и есть Родриго.

Творческая цель Родриго проста: дарить миру светлое, праздничное искусство.

Родриго обладает редкой искренностью чувств, что делает его музыку сердечной.

Музыка Родриго – это особый мир, исполненный новизной и поэтичностью образов. Она отражает всё богатство жизни и стремление людей к идеалу.

172. Арам Ильич Хачатурян – певец счастливой Армении.

Музыка Хачатуряна отображает красоту солнечной Армении.

Музыка Хачатуряна – это роскошный ковёр звукового многоцветия.

Хачатурян увлекает яркой, праздничной, жизнеутверждающей музыкой.

Хачатурян воплощает в музыке праздник жизни и красоту земного мира.

Хачатурян создаёт торжественную, величественную музыку, словно накладывает густые слои красок на живописное полотно.

Оркестр Хачатуряна богатый, терпкий, сочный, как грозди спелого винограда.

В эпико-лирических произведениях Хачатуряна жизнь бьёт ключом.

В солнечной музыке Хачатуряна бурная радость сменяется счастливым упоением жизнью.

Хачатурян виртуозно владеет скрипкой, чья радость льётся через край.

Хачатурян – мастер оперно-балетного и театрального искусства.

Хачатурян – гений армянской музыки.

Хачатурян делает армянский мелос достоянием всего человечества.

Хачатурян совершает для армянской музыки то, что Джордже Энеску – для румынской. Эти композиторы создают музыку, обладающую ярким национальным колоритом.

Арам Хачатурян и живописец Мартирос Сарьян с непревзойдённым мастерством запечатлевают пейзажи цветущей Армении.

173. Русско-американский композитор Владимир Дукельский двулик: он преуспевает и в классической, и в джазовой музыке.

174. Гавриил Попов – горячий патриот России.

175. Дмитрий Кабалевский – учитель молодёжи.

Кабалевский – друг детей и юношества.

Музыка Кабалевского брызжет молодым счастьем.

Музыка Кабалевского переносит в мир безоблачного детства и романтической юности.

Инструментальные пьесы Кабалевского отличаются юношеским задором и кипучей энергией.

Какой бы радостной ни была бы музыка Кабалевского, изнутри она – хрупкая и нежная.

Кабалевский – скрытый мудрец: его сердце защищено от внешнего мира неизменной весёлостью.

Кабалевский застёгнут на все пуговицы мундира: его душа ограждена от жизни интеллектом, не позволяющим эмоциям беспрепятственно выплёскиваться наружу.

Светлая, жизнерадостная музыка Кабалевского – это музыка взрослого ребёнка!

Оптимистические произведения Дмитрия Кабалевского позволяют сравнивать их с жизнерадостной музыкой Феликса Мендельсона-Бартольди.

Кабалевский – «буферный» композитор: он находится между двумя гениями: упругим Сергеем Прокофьевым и острым Дмитрием Шостаковичем.