163. Пауль Хиндемит – выразитель идеологии немецкого бюргерства в музыке.
Хиндемит в музыке – добропорядочный бюргер, весёлый и радостный, сентиментальный или философствующий о смысле жизни. Нет, он – не холодный композитор доктор Ливеркюн, прототип додекафонного Шёнберга, а скорее всего гуманист Цейтблом из «Доктора Фаустуса» Томаса Манна.
Музыка Хиндемита отличается здоровым оптимизмом.
Музыка Пауля Хиндемита воплощает средневековое тевтонство. Оно проявляется также и в сознании национал-социалистов 30-х годов XX века.
Музыка Хиндемита имеет два полюса: тевтонское глубокомыслие и уленшпигелевская жизнерадостность.
Не раз Хиндемит в собственной музыке предстаёт весельчаком Тилем Уленшпигелем.
Герои опер Хиндемита – творческие люди, в частности – ювелир, художник, астроном, в том числе исторические лица.
Музыканты вспоминают, что у Хиндемита-дирижёра был «холодный», «колючий» взгляд. Такая же у него и музыка – раздирающий душу экспрессионизм.
У Хиндемита острый ум и кровоточащее сердце: его жёсткий экспрессионизм непереносим!
Своё неприятие мира Хиндемит утрамбовывает камнедробительным интеллектом. Такого рода музыка выматывает нервы!
Пауль Хиндемит – композитор неясных эмоций. Выраженные им чувства неконкретны, трудно определяемы словами. Его лирика – нелирична, экспрессия – неэкспрессивна, сарказм – несаркастичен, если в ней возникает механическое движение, то не понятно чего – времени, прогресса, машины. Кажется, что Хиндемит взирает на предметы сквозь мутное стекло, их контуры размыты.
В музыке Хиндемита есть интонации, но нет мелодий, есть эмоции, но нет конкретных чувств. Он создаёт музыку общих мест и невнятных ощущений.
Хиндемит – выдающийся композитор с широким взглядом на мир и потоком тусклых эмоций. Перед нами - «разбалансированный» гений, вполне сопоставимый с писателем Джеймсом Джойсом!
Хиндемит – композитор-мудрец. Он воссоздаёт в звуках жизнь во всём её многообразии: от пошлого шлягера до музыки сфер!
Хиндемит – и философ, и обыватель в музыкальном искусстве.
Музыка в понимании Пауля Хиндемита – добротно сделанная вещь. Творчество для него – повседневная работа.
Хиндемит – гениальный ремесленник: он отлично «делает» музыку.
«Чистая музыка» Хиндемита не имеет конкретных чувств и переживаний. Порой творческий процесс у него оборачивается композиторским мудрствованием.
Нередко Хиндемит выглядит, как учёная посредственность в музыке.
Нити предельно напряжённого экспрессионизма соединяют Пауля Хиндемита с Рихардом Вагнером, Густавом Малером, Арнольдом Шёнбергом.
У Хиндемита приземлённая музыка, у Артюра Онеггера – приподнятая над землёй.
В фортепианной полифонии Хиндемит – живой и образный, Родион Щедрин – застывший, абстрактный.
164. Ганс Эйслер – знаменосец в колонне деятелей социалистической культуры.
165. Джордж Гершвин – джазовый ковбой с меланхолической душой!
166. В музыке Франсиса Пуленка цветёт весна.
Пуленк – романтик Елисейских полей.
Пуленк – композитор-гедонист с мелодическим талантом.
Музыка Пуленка кинематографична. Она «рассказывает» о буднях и праздниках жителей Парижа.
Пуленк заключает лёгкую музыку в классические формы.
Религиозная музыка Пуленка по духу и характеру – светская. Её красота – возвышенная, но в основном земная!
Некоторая «рыхлость» формы лирико-драматических произведений Пуленка не разрушает их поэзию.
Пуленк мелодически привлекателен и в лирике, и в героике.
Пуленк – современный Франц Шуберт.
Музыка Пуленка – это шубертовский ручей, бегущий между завалами цивилизации.
Хоровые произведения Габриэля Форе строгие, сдержанные, интеллектуально выверенные по форме и фактуре, у них тёмный колорит. Напротив, хоры Пуленка эмоционально открытые, светлые, по-шубертовски мелодические. Они устремляются к небу, к Богородице. Этим они привлекают людей нашего столетия.
167. Исаак Дунаевский – свободолюбивая птица, окольцованная сталинским режимом.
168. Курт Вайль – яркий представитель музыки социального протеста.
169. В фортепианной музыке Александра Мосолова пульсирует напряжённый ритм.
Ритм в произведениях Мосолова по-цветаевски упруг и напорист.
Мосолов – гений производственной музыки.
Симфонический эпизод «Завод» Мосолова живёт напряжённой внутренней жизнью. В нём бьётся пульс времени и созидания нового общества.
Музыкальный конструктивизм Мосолова воплощает две образные сферы: грохот машин и тихое мерцание звёзд.
Мосолов переносит музыку Александра Скрябина в индустриальное общество.
170. Эрнст Кшенек – многопрофильный экспрессионист.
171. «Аранхуэсский концерт» для гитары с оркестром Хоакина Родриго – музыкальный символ Испании.
Родриго – благородный рыцарь в испанской музыке.
Родриго – вдохновенный поэт гитары.
Родриго облагораживает гитару, придаёт ей черты античной лиры – любимицы поэтов.
В знаменитом «Аранхуэсском концерте» Родриго Испания предстаёт в голубой дымке минувших веков.
Гитарная музыка Родриго повествует о славной и трагической истории испанского народа.
Родриго воплощает в музыке свободолюбивую Испанию.
Величие Хоакина Родриго – в простоте и ясности его музыки.
Родриго – мастер чистого и светлого музыкального письма.
Над музыкой Родриго простирается лазурное небо!
Живописная палитра музыки Родриго исключительно богата. Она волнует слушателей земным разноцветьем звуков!
Музыка Родриго – это окна, распахнутые навстречу весне, ликующей природе, отчего на душе становится легко и радостно!
Музыка Родриго – красива, ибо озарена духовным светом.
Мастер, наделённый ясным складом ума, на чьей музыке лежит печать благородства и деликатности, – это и есть Родриго.
Творческая цель Родриго проста: дарить миру светлое, праздничное искусство.
Родриго обладает редкой искренностью чувств, что делает его музыку сердечной.
Музыка Родриго – это особый мир, исполненный новизной и поэтичностью образов. Она отражает всё богатство жизни и стремление людей к идеалу.
172. Арам Ильич Хачатурян – певец счастливой Армении.
Музыка Хачатуряна отображает красоту солнечной Армении.
Музыка Хачатуряна – это роскошный ковёр звукового многоцветия.
Хачатурян увлекает яркой, праздничной, жизнеутверждающей музыкой.
Хачатурян воплощает в музыке праздник жизни и красоту земного мира.
Хачатурян создаёт торжественную, величественную музыку, словно накладывает густые слои красок на живописное полотно.
Оркестр Хачатуряна богатый, терпкий, сочный, как грозди спелого винограда.
В эпико-лирических произведениях Хачатуряна жизнь бьёт ключом.
В солнечной музыке Хачатуряна бурная радость сменяется счастливым упоением жизнью.
Хачатурян виртуозно владеет скрипкой, чья радость льётся через край.
Хачатурян – мастер оперно-балетного и театрального искусства.
Хачатурян – гений армянской музыки.
Хачатурян делает армянский мелос достоянием всего человечества.
Хачатурян совершает для армянской музыки то, что Джордже Энеску – для румынской. Эти композиторы создают музыку, обладающую ярким национальным колоритом.
Арам Хачатурян и живописец Мартирос Сарьян с непревзойдённым мастерством запечатлевают пейзажи цветущей Армении.
173. Русско-американский композитор Владимир Дукельский двулик: он преуспевает и в классической, и в джазовой музыке.
174. Гавриил Попов – горячий патриот России.
175. Дмитрий Кабалевский – учитель молодёжи.
Кабалевский – друг детей и юношества.
Музыка Кабалевского брызжет молодым счастьем.
Музыка Кабалевского переносит в мир безоблачного детства и романтической юности.
Инструментальные пьесы Кабалевского отличаются юношеским задором и кипучей энергией.
Какой бы радостной ни была бы музыка Кабалевского, изнутри она – хрупкая и нежная.
Кабалевский – скрытый мудрец: его сердце защищено от внешнего мира неизменной весёлостью.
Кабалевский застёгнут на все пуговицы мундира: его душа ограждена от жизни интеллектом, не позволяющим эмоциям беспрепятственно выплёскиваться наружу.
Светлая, жизнерадостная музыка Кабалевского – это музыка взрослого ребёнка!
Оптимистические произведения Дмитрия Кабалевского позволяют сравнивать их с жизнерадостной музыкой Феликса Мендельсона-Бартольди.
Кабалевский – «буферный» композитор: он находится между двумя гениями: упругим Сергеем Прокофьевым и острым Дмитрием Шостаковичем.