Наши соседи. 2

Валерий Хатовский
               

   Видели мы в Бней-Браке людей самых разных, некоторых, как пишут литераторы, наблюдали со стороны,  но со многими  общались,  в разных жизненных ситуациях.  Я говорил уже , что люди нам встречались , как правило хорошие, отзывчивые и, по своему, интересные для нас.  Были и трудные ситуации,  попадались тупые бездушные бюрократы, я попробую рассказать и об этом. Мы с женой убедились за годы жизни в Израиле,  что ведь всё как в той притче: стакан наполовину полный или наполовину пустой - это зависит от твоего настроя. Не было у нас чрезмерных ожиданий, мы приехали жить в Стране, работать, растить детей - причём никто нам ничего не обязан, всего будем добиваться сами. И люди, вероятно, видели это, помогали нам, чем могли. Оглядываясь назад , понимаем - мы приехали в самом начале того потока из Союза,  что хлынул сюда, когда перекрыли относительно свободный въезд в Америку.  "Коренным израильтянам", тем кто здесь к тому времени жил уже лет 40 - 50 -60 мы были интересны, появлялось желание помочь евреям, только что вырвавшимся "из стран рассеяния", из-за железного занавеса.
   
    Жила на нашей улице очень милая женщина с татуированным на запястье номером - узница концлагеря. Было довольно много польских евреев, выселенных в Сибирь, в Казахстан при оккупации Красной армией восточной Польши. Трудно им там пришлось, кто-то и в лагерях оказался, но  воспоминания остались , в основном, хорошие. Все они в ссылке научились довольно свободно говорить по русски,  и быстро вспомнили язык, когда приехала "Алия 90-х", так называют таких, как мы. Общаться с ними было просто, не смотря на тяжелый польско-еврейский акцент. Помню, как один старик - он работал вахтером в большом магазине - говорил мне:
  - Почему же я должен быть в обиде на советскую власть?  Мне там дали комнату, дали дрова, дали работу.  Потом призвали на войну, я воевал, был ранен. Война...
   
  Такие вот пожилые люди  жили неподалеку,  их взрослые дети и внуки, конечно, "сабры" (так называют себя уроженцы страны*) , ничего русского не знают.
   На улицах  много "ешиботников" - учеников ешив  для взрослых . Их жены - дома, занимаются многочисленными детьми, но многие женщины работают - на фабриках, в прачечных, в столовых .  Когда уже появился у нас кое-какой иврит, смогли общаться и с такими соседями.  Они нам отдавали не нужную им посуду, постельное бельё ,  одежду для наших детей.  Помню, разговаривал с такой мамой пятерых мальчиков, спрашиваю : что изучают в ешиве?  Ответила, вздохнув: иврит, Тора, иврит, Тора...
   
   Есть и религиозные гимназии, там до обеда изучают религию, после обеда - обычные для нас предметы, математику, компьютеры. В такой школе,  дающей аттестат зрелости, судомойкой в столовой работала моя жена Соня. Но это уже отдельная история, как-нибудь расскажу и об этом.
 
   На главной улице Бней-Брака, в двух шагах от нас часто можно было видеть такую пару - два бородатых мужчины в черном, один с гитарой, в руках у второго жестяная коробка с монетами. Собирают подаяние, гитарист поёт молитвы, псалмы, второй отбивает ритм, встряхивает коробкой с деньгами, как маракасом.  Соня как-то разговорилась с ударником, оказалось - он из Литвы, после войны родители привезли его сюда.  Пригласил Соню в кафе по соседству,  рассказывал о своей жизни, о Бней-Браке, его людях. Вот такой персонаж.

   Ещё штрих. Большинство семей в Бней-Браке не богаты, скорее - бедные люди. Много детей, религиозные люди всерьёз выполняют заповедь: "Плодитесь и размножайтесь", детей рождается, буквально, сколько Б-г пошлёт. О планировании семьи с давних времён и до последних десятилетий не могло быть и речи. Но вот последние лет 30-40 некоторые женщины , как говорится, по гуманитарным соображениям,  и с разрешения раввина, стали принимать те самые таблетки. И всё же это - как исключение,  семьи с 8-10 детьми - в порядке вещей.
   
    По мере подрастания детей женщина может себе позволить поступить на какую-то работу, ведь некоторые религиозные девушки до замужества успеваю закончить профессиональные курсы, чаще всего учительские или бухгалтерские. Разница между старшим и младшим ребенком часто бывает 15 - 20 лет, старшие девочки  и мальчики берут на себя заботу о малышах.
 
   *сабра - это местный кактус, его плоды колючие снаружи, но нежные, сладкие внутри.
   
     Продолжение следует