Наши соседи. 2
Видели мы в Бней-Браке людей самых разных, некоторых, как пишут литераторы, наблюдали со стороны, но со многими общались, в разных жизненных ситуациях. Я говорил уже , что люди нам встречались , как правило хорошие, отзывчивые и, по своему, интересные для нас. Были и трудные ситуации, попадались тупые бездушные бюрократы, я попробую рассказать и об этом. Мы с женой убедились за годы жизни в Израиле, что ведь всё как в той притче: стакан наполовину полный или наполовину пустой - это зависит от твоего настроя. Не было у нас чрезмерных ожиданий, мы приехали жить в Стране, работать, растить детей - причём никто нам ничего не обязан, всего будем добиваться сами. И люди, вероятно, видели это, помогали нам, чем могли. Оглядываясь назад , понимаем - мы приехали в самом начале того потока из Союза, что хлынул сюда, когда перекрыли относительно свободный въезд в Америку. "Коренным израильтянам", тем кто здесь к тому времени жил уже лет 40 - 50 -60 мы были интересны, появлялось желание помочь евреям, только что вырвавшимся "из стран рассеяния", из-за железного занавеса.
Жила на нашей улице очень милая женщина с татуированным на запястье номером - узница концлагеря. Было довольно много польских евреев, выселенных в Сибирь, в Казахстан при оккупации Красной армией восточной Польши. Трудно им там пришлось, кто-то и в лагерях оказался, но воспоминания остались , в основном, хорошие. Все они в ссылке научились довольно свободно говорить по русски, и быстро вспомнили язык, когда приехала "Алия 90-х", так называют таких, как мы. Общаться с ними было просто, не смотря на тяжелый польско-еврейский акцент. Помню, как один старик - он работал вахтером в большом магазине - говорил мне:
- Почему же я должен быть в обиде на советскую власть? Мне там дали комнату, дали дрова, дали работу. Потом призвали на войну, я воевал, был ранен. Война...
Такие вот пожилые люди жили неподалеку, их взрослые дети и внуки, конечно, "сабры" (так называют себя уроженцы страны*) , ничего русского не знают.
На улицах много "ешиботников" - учеников ешив для взрослых . Их жены - дома, занимаются многочисленными детьми, но многие женщины работают - на фабриках, в прачечных, в столовых . Когда уже появился у нас кое-какой иврит, смогли общаться и с такими соседями. Они нам отдавали не нужную им посуду, постельное бельё , одежду для наших детей. Помню, разговаривал с такой мамой пятерых мальчиков, спрашиваю : что изучают в ешиве? Ответила, вздохнув: иврит, Тора, иврит, Тора...
Есть и религиозные гимназии, там до обеда изучают религию, после обеда - обычные для нас предметы, математику, компьютеры. В такой школе, дающей аттестат зрелости, судомойкой в столовой работала моя жена Соня. Но это уже отдельная история, как-нибудь расскажу и об этом.
На главной улице Бней-Брака, в двух шагах от нас часто можно было видеть такую пару - два бородатых мужчины в черном, один с гитарой, в руках у второго жестяная коробка с монетами. Собирают подаяние, гитарист поёт молитвы, псалмы, второй отбивает ритм, встряхивает коробкой с деньгами, как маракасом. Соня как-то разговорилась с ударником, оказалось - он из Литвы, после войны родители привезли его сюда. Пригласил Соню в кафе по соседству, рассказывал о своей жизни, о Бней-Браке, его людях. Вот такой персонаж.
Ещё штрих. Большинство семей в Бней-Браке не богаты, скорее - бедные люди. Много детей, религиозные люди всерьёз выполняют заповедь: "Плодитесь и размножайтесь", детей рождается, буквально, сколько Б-г пошлёт. О планировании семьи с давних времён и до последних десятилетий не могло быть и речи. Но вот последние лет 30-40 некоторые женщины , как говорится, по гуманитарным соображениям, и с разрешения раввина, стали принимать те самые таблетки. И всё же это - как исключение, семьи с 8-10 детьми - в порядке вещей.
По мере подрастания детей женщина может себе позволить поступить на какую-то работу, ведь некоторые религиозные девушки до замужества успеваю закончить профессиональные курсы, чаще всего учительские или бухгалтерские. Разница между старшим и младшим ребенком часто бывает 15 - 20 лет, старшие девочки и мальчики берут на себя заботу о малышах.
*сабра - это местный кактус, его плоды колючие снаружи, но нежные, сладкие внутри.
Продолжение следует