18. Возвращение на лодку. Кому бы ты послал листок

Наталия Пащенко
Я почувствовал, как мощный саргус приземлился. Находясь в его теплой сумке, я слышал разговор, который доносился снаружи. Это Ирбрус общался со своим другом. Их голоса меня разбудили. Находясь под животом этого непонятного сумчатого чудовища, я слышал его голос так, как будто на меня надели большой ковш. Всем телом я чувствовал, как он вдыхал и выдыхал, заканчивая фразу, как бурчало у него в животе, а самое интересное, я понимал, о чем он говорит с Ирбрусом. И говорил он без акцента. А значит, не на моем, а на своем языке. «Неужели за столь короткое время я освоил его язык? Во сне? Благодаря чудо-карману?» Наверное, этот меховой мешок специально у них задуман небесами, чтобы каждый мог понимать их речь. Так я себе объяснил скорое осваивание языка саргусов. Мама и Маар спали. Сколько прошло времени с того момента, как я попал сюда, я не знал.
– Как там дела на родине? — вопрос этот был задан голосом Ирбруса.
– Всё как всегда, — ответил Ортрист. — Твои родители ждут, когда же ты, наконец, вернешься, мои — когда я найду себе пару. Они даже присмотрели мне жену! Ну ты представляешь! — с насмешкой в голосе проговорил Ортрист.
– Ну и женись, — видимо, в хорошем настроении добавил Ирбрус.
– Сам сначала женись, у меня-то времени побольше, чем у тебя. Ты зачем их с собой таскаешь? Лодка эта? Осел бы уже где-то и жил себе в удовольствие. Нет же, нужно тебе быть не как все.
– Ты стареешь быстрее, чем я, хоть у тебя еще впереди тысяча лет. А как же жажда приключений, торжество жизни, радость новых ощущений? Да и ты бы перестал дружить со мной, если бы я начал жить как все и искать легкие пути!
– Я серьезно, это же очень тяжело постоянно быть в пути. Почему не жить на одном месте? Выбрал бы деревню поспокойней и обосновался в ней с твоими попутчиками. Воровал бы сны потихоньку. А потом летали бы их продавать в Артер. Ведь так же проще.
– Да, но скучно. И нет такой деревни, в которой бы я хотел жить, кроме своей.
– Ха, так и вези их в свою деревню.
– Ортрист, ты в своем уме? — почти серьезно поинтересовался Ирбрус. — После того, как я их приведу, и отец, и мать мне не разрешат и шагу ступить за порог дома. Всё, приключениям конец. Они же решат, что это теперь моя семья, а я привел в деревню жену. Ты же знаешь отца, ему что-то доказать будет трудно. Я не хочу ссор по мелочам.
– Вообще-то это не мелочи, а твоя жизнь. Ты уже решил, что будешь делать дальше? — без шуток в голосе поинтересовался саргус.
– Пока нет. Посмотрим, что нас ждет на реке. Потом решу.
– Я тебе и так скажу. Вниз по течению находится поселок Миис. Он располагается у подножья скал в гротах. А высоко в этих скалах, друг мой, я заметил то, что тебя должно порадовать и заинтересовать.
– Что же это?
Ортрист, видимо, разбудил дремлющее любопытство всегда всезнающего друга.
– В эту зиму я там видел двух бергеров. Скорее всего, они высиживают яйцо в этих местах. Или пару, — заговорщически протянул саргус.
– Ты уверен? — насторожился Ирбрус, его эта новость явно заинтересовала.
– Точно.
– А подлететь мы туда сможем?
– Да. Но бергеры были синими, может, не стоит?
– Сначала ты мне о них говоришь, а потом отговариваешь лезть в гнездо? — Ирбрус немного рассердился.
– Они агрессивнее всех, тебе ли не знать.
– Но они и самые мощные!
– Не хочу тебе напоминать, но Такир…
– Не нужно начинать этот разговор, — совсем разозлившись, прервал саргуса друг.
– Как скажешь. Что планируешь делать? — не желая ссор, саргус сменил тему.
– Думаю, выгрузить всё на лодку с рассветом, раньше нельзя, мальчишка светится ночью, а на реке уже правила деревни Сокол не действуют. Неприятностей не хочу, могут ловцы заметить, да и не видно ничего.
– А после? — настаивал Ортрист.
– А пока я всё устрою для их комфорта, ты меня немного подождешь. Мне нужно дать несколько указаний Тану по управлению лодкой. И всё, ты меня заберешь, и полетим за драгоценным яйцом.
– Угу, а что будет потом? — донимал вопросами Ортрист.
«Ох уж эти тысячелетние жители, всё им нужно знать наперед», — думал я. — «Ирбрус, наверное, и сам не знает, живет себе одним днем, ничего не планируя». Но я ошибся.
– Думаю, мальчишка справится с управлением лодкой и сам приведет ее к берегу поселения Миис. Оно, как я понял, находится недалеко отсюда.
– Нет, с вашим парусом плыть всего полдня, — утвердительно покачал головой Ортрист.
Я это понял по тому, что меня начало раскачивать и трусить в теплой колыбели под его сердцем.
– Отлично, так и решим, а потом положим яйцо в твой карман, и будешь целый год примерным папашей.
– Не начинай, — взмолился Ортрист. — Тебя только мне не хватало. После охоты на яйцо, что собираешься делать? — опять взялся за свое саргус.
– Жизнь покажет, ты же знаешь, она меня никогда не оставит без приключений.
Вот в этих словах узнавался Ирбрус, как я и думал, он не планировал своего будущего.
– Это да, это надо было так метко свалиться тогда на эту пристань. И разбогатели вроде за это время, но и скукота же была. Только и всего, что летал к тебе за ее снами. Но теперь начнется новая жизнь с приключениями.
Видимо, Ортрист начал прыгать на четырех лапах от удовольствия, потому что меня подбросило и опустило несколько раз в кармане. «Главное, чтобы он не решил лечь на живот, забыв про нас», — подумал я.
– Хорошо, что я не в воду свалился, а то бы наши приключения еще тогда закончились, я пошел бы ко дну, а ты бы женился со скуки.
– Да, — печально сказал саргус. — Родители думают, что это ты на меня плохо влияешь.
Оба замолчали. Но тишина оказалась непродолжительной.
– Рассвет, — сказал Ирбрус. — Можно начинать разгружать тебя и загружать лодку. Сумеешь сесть на крышу?
– Попробую. Мачту, конечно, ты там не к месту придумал.
– Без нее никак, я люблю скорость, ты же знаешь, и не люблю когда картинка вокруг меня меняется слишком медленно. Подожди только, я сейчас позову Веруда. Он скрывает наш дом от любопытных глаз уже вторые сутки. Нужно ему дать время для охоты. А то ослабнет.
– Ах, бедная птичка, — произнес саргус с издевкой. — Вчера, отрывая меня от ужина, ты не думал, что я могу ослабнуть, — сердясь и как бы ревнуя к бергеру проговорил протяжно Ортрист.
– Пасись, кто тебе не дает, вон сколько травы зеленой, я ж не отрываю тебя сейчас, — весело сказал Ирбрус. И громко закричал — Веруууд!
Наверное, звал птицу таким образом.
– Ну, всё, теперь можно и на лодку возвращаться, — добавил он.
И я почувствовал, как дыхание саргуса изменилось, услышал звук взмаха крыльев и ощутил падение. Этот страх я не забуду никогда. Падать в мохнатом мешке неизвестно куда было страшно. Таких ощущений не пожелаешь никому. И вот мы остановились, наконец, приземлившись на крыше лодки, по-видимому. После остановки я услышал очень громкий всплеск воды под лодкой, на крышу которой сел огромный саргус. Я возблагодарил небеса за то, что еще жив. И тут голос Ирбруса скомандовал:
– Просыпайтесь, сони, солнце давно встало.
Мы с трудом выползли из кармана Ортриста, служившего нам убежищем всю ночь. Маму Ирбрус немедленно отправил с Маар на нашу часть лодки. Сам же быстро сходил к себе и принес для сестры коробку с лекарством. Маар спала, и у нее всё еще держалась температура. Оставив маме заботу о дочери, хозяин лодки вернулся и залез на крышу к Ортристу, на спине которого находилось много странных вещей. Я стоял снизу и смотрел, как Ирбрус тащит, что-то металлическое со своего друга. Они продолжали разговаривать, но после того, как мы вылезли из сумки, я перестал понимать их речь. «Значит это не обучающий языкам карман, а просто переводчик», — расстроился я.  Разгрузка проходила недолго. И вскоре наш спаситель улетел, стараясь не сильно отталкиваться от крыши лодки, чтобы не потопить ее, а подняться только силой крыльев.
– Отлично, Тан, это печь для твоей мамы, ею можно пользоваться только на открытом воздухе, – и он указал на очень тяжелую и большую круглую посудину из железа, всю в заклепках, с решеткой сверху и на ножках.
– Это на растопку, — продолжил Ирбрус, указав на большие вязанки дров. — Это — лист железа под печь, чтобы раскаленные угли, выпадающие из нее, не прожгли палубу. А это — якорь.
Я не понимал, когда он успел купить всё это . И по моим удивленным глазам Ирбрус понял, что я нуждаюсь в разъяснении хронологии событий прошлой ночи.
– После того, как твоей маме захотелось печку, я подумал, что это неплохая идея вернуться обратно, ведь якорь необходим, но пешком бы мы его не унесли, а если выдался такой случай лететь, почему бы им не воспользоваться? Вы уже, видимо, спали, когда мы у жилья Луд загружали всё это Ортристу на спину, — объяснил мне Ирбрус.
– Что это за поселение Миис? — спросил я.
Хозяин лодки немного помолчал, как будто что-то вспоминая, а потом спросил:
– А как ты понял, о чем мы говорили? — я не успел открыть рта для пояснений, как он снова заговорил: — Ах да, точно, в сумке же всё понятно. Не знаю, что за поселение, я там никогда не был, там разберемся, по ходу дела.
– А почему Ортристу не нравится говорить про его сумку и высиживание бергеров? — полюбопытствовал я.
– Да он стесняется, — улыбнулся себе в усы рыжий великан. — Не все саргусы сумчатые. Некоторые, и их большинство, живут без сумок. Она предназначена для ношения малышей, по ней саргусы женского пола определяют, будет ли ее муж хорошим отцом. Именно в сумке папы малыши учатся понимать язык родителей. Такая сумка редкость в наши дни, вернее, в их дни, как говорят сами саргусы. Несколько сот зим назад таких сумок у мужчин их вида было гораздо больше. Вот дамы и не дают ему прохода. А он жениться не хочет. Когда у Ортриста начала появляться сумка, родители отправили его на поиски невесты, думая, что его быстренько окрутит какая-нибудь длинношерстная красотка. Но к их великому сожалению, он встретил меня.
– А что это за синий бергер, почему он так опасен?
Я торопился задавать вопросы, потому что знал, что скоро прилетит Ортрист и заберет того, кто знает всё, как мне тогда казалось. Разговор происходил во время работы. Мы крепили якорь к лодке, привязывая его к грубой и толстой веревке, купленной Ирбрусом на торговом острове. Несли на корму печку и дрова, Ирбрус оставил нам кресало для разведения огня в печи.
– Бергеры все опасны, — не шутя проговорил Ирбрус. — Любой может сбросит тебя со скалы, видя, что ты вытаскиваешь из гнезда его детеныша. Они — родители, их можно понять, — вздохнул он. — Но просто именно с синим связана особенно печальная история в моей семье.
– С Верудом?
– Да, именно. — Ирбрус был особенно разговорчив сегодня, видимо, предстоящий полет будоражил его воображение и щекотал нервишки. Для того чтобы отвлечься, он много говорил. Но про печальную историю я спрашивать не стал, мало ли как он отреагирует, лучше спросить после удачной охоты. Я начинал угадывать его настроения. В отличие от мамы, которая постоянно говорила не то и не тогда. Хотя вполне могла бы с помощью интуиции прощупывать все подводные камни его характера и настроя.
– А кто такой Такир? — полюбопытствовал я.
– Мой брат, — сказал Ирбрус коротко.
– А как твой друг саргус узнал, что нам нужна его помощь?
– Я вызвал его.
Ирбрус отвечал ровно и односложно, не углубляясь в детали, это значило, что я на правильном пути. Ведь меня интересовали не эмоции, а факты.
– Как? — удивился я.
– Есть такие лепестки дерева Пайтэ. В переводе это лепестки дерева дружбы. Дерево редкое, но найти можно. Имея такой лепесток, ты отпускаешь его в небо с мыслью о том, кто тебе необходим, и если тот, кому был направлен лепесток, твой искренний друг, он узнает о том, что ты в нем нуждаешься и где тебя искать. В тот вечер я подумал об Ортристе, и он прилетел. Вот ты бы кому направил такой листок, зная, что он у тебя один и нет права на ошибку?
Лучше бы Ирбрус отвечал коротко, как и раньше. Ведь после этой тирады он меня поставил в тупиковое положение.
– Не знаю, трудно думать, когда у меня в руках ничего подобного не было никогда, — замялся с ответом я, чтобы не сразу дать ему понять, что за десять зим жизни не имею такого друга, какой есть у него. И в деревне, которую мы оставили, не было никого, кому бы я был нужен. Только враги, как выяснилось.
Ирбрус, видя мое замешательство, вытащил из какого-то мешочка на своем поясе сухой лепесток и протянул мне.
– Вот, теперь он у тебя есть, так кому бы ты его послал?
– Маме, наверное, — задумчиво протянул я. — Или сестрам, но Иды нет, а Маар слишком мала.
– Да ты прав, настоящих друзей еще найти нужно. Хорошо, когда есть кому послать такой листок, с уверенностью, что он будет получен.
Время шло, мы закончили приготовления к отплытию, я получил инструкции хозяина лодки, как рулить и где причаливать, а Гея — быть осторожной, не ходить на часть лодки Ирбруса, ничего не брать, заниматься детьми и никому не верить из посторонних. После этого саргус забрал Ирбруса, и настоящие друзья отправились навстречу приключениям. Мы отплыли по сужающейся реке, проплыли под мостом, соединявшим два берега, и, раскрыв парус, отправились к тому месту, где начинается поселение Миис. Я его должен был узнать по гротам в скалах, бросить якорь посреди реки и, не сходя на землю, ждать возвращения Ирбруса.