5. Подарок небес десятилетней давности

Наталия Пащенко
Голос, позвавший маму, принадлежал Ирбрусу. Я, например, его видел в своей жизни всего несколько раз. И встречаться с ним не хотел. Какие могут быть дела у него с мамой? Он из торговцев. Если она будет с ним общаться, я никогда не буду принят в лодки к рыбакам, и так и останусь с удочкой. Разве этого хотел Великий Сома? Что Ирбрус делает около нашего дома? Мужчины вообще редко появлялись на территории женщин и детей. Только в случае ремонта лодок.
Этот огромный, как мне тогда казалось, рыжий мужчина был человеком со странной историей. Он появился в нашей деревне в тот же год, что и я. Но в ту зиму он был уже очень взрослым. Свою первую отметку на спине он получил, имея рыжую бороду и густые усы. Если бы Ирбрус пришел с земли, его бы не приняли в нашем поселке, да и что делать здесь тому, кто не приспособлен качаться на понтонных причалах, а привык ходить по твердой земле? Я, кстати, никогда не понимал эту фразу. Что может быть тверже деревянной пристани? Если бы он пришел с воды, его приняли бы, будь он на своей лодке, как моя прабабушка. Но у него не было своей лодки. Если бы он добрался вплавь, его бы не вытащили на пристань, а наоборот, отталкивали гарпунами, как рыбу, которая хочет выброситься на берег, а ей даруют жизнь. Ирбрус же упал с неба!
Никто не мог понять, что произошло. Но десять зим тому назад мальчишки, встречающие рассвет и провожающие лодки рыбаков, выбегая из своих домов-лодок, наткнулись на тело рыжего человека, абсолютно сухого. Это означало, что он не выполз из воды. Тело было всё исцарапано, одежда на нем разорвана, около головы замерзала красная лужица крови. Мужчина в странной одежде и обуви точно не был выходцем из рыбацкой деревни. Мы носим тряпичную, в несколько слоев сложенную обмотку на ногах. А вместо подошвы пришивается пузырь речной рыбы. Мамы очень ругаются, когда видят, что дети катаются по пристаням в обуви. Потому что пошить новую — дорогое удовольствие.
Всё было непонятно. И дети в первый раз видели лежащего на пристани человека. Быстро был призван караул. А молодцы из караула, не зная сами, что делать, окружили рыжего человека, послав гонца за Ушия из рода Мир. Тогда, кстати, он еще не был Великим. Эта приставка появилась как раз после этого случая с рыжим чужаком.
Как самый старый человек нашего селения, он должен был знать, что делать дальше. К тому времени, как пришел Ушия, вся деревня собралась уже на этой пристани — и любопытные женщины, и не менее любопытные мужчины. Все были озабочены судьбою лежащего на тонком снегу человека. Вокруг стояли караульные. Но никто не помог бедняге. Никто даже не поинтересовался, жив ли он. Все ждали вердикта Ушия Мир. Никто не думал, что может сам проявить сострадание или просто инициативу. Все боялись, что любые действия могут навредить им. Ведь есть правила! «А если я их нарушу?» — думал каждый. — «Зачем мне быть не как все?».
Вот так все жители деревни Гай стояли и не двигались. И даже сам Рок Хэм не двигался. «Мне что, больше всех надо?» — думал он.
Появление Ушия Мир было встречено одобрительным вздохом толпы. «Ну вот, наконец, нам скажут, что нужно думать по этому поводу». «Не нужно будет ломать голову над тем, правы мы или нет. И должна ли нас мучить совесть за бездействие, или так и надо этому странному рыжему человеку. Поделом, стало быть»!
Ушия с трудом пробился сквозь толпу и подошел к лежащему на деревянном настиле телу. Низко нагнувшись, над незваным гостем, Ушия послушал дыхание незнакомца, пощупал его спину не с целью узнать, жив ли, а чтобы оценить, насколько тот иначе одет, выпрямился и приказал караульным:
– Переверните его!
Пока караул возился со странным человеком, Ушия думал о чем-то своем. Старейшина думал так:
– Он не из воды и не с земли, это понятно. Торговцы бы меня предупредили, они охраняют вход в деревню как зеницу ока, чтобы никто не мог их самих ограбить. Он так изодран, как будто бы его несла огромная птица, он разбит, как будто упал с высоты. Я могу его объявить врагом. Но зачем мне это? Я могу его принять, но зачем мне это? Я могу его оставить не принимая. Быть может, меня назовут после этого Ушия из рода Мир Великодушный или Добрый…
Это было шансом прославить свой род. В веках оставить напоминание о себе.
В имени Ушия и так было четыре буквы, но ему этого было недостаточно. Старейшине оно было дано его отцом, а это значит, не куплено, а подарено, то есть даром досталось обладателю. У него было высокое положение в обществе, но это положение перешло ему по наследству, еще до того, как Ушия начал говорить, а значит просто решено кем-то, Ушия не сам добился этого положения. А ему хотелось достичь уважения не путем наследования, а путем личных заслуг. И вот, как ни странно, зимним утром, когда у него много дел и нужно поставить клеймо всем жителям крайней пристани, случилось что-то особенное. О, как долго просил этого Ушия у небес!
И вот незваный гость перевернут. Все жители деревни ропщут в ожидании вердикта Ушия, но сам-то он его уже знает. По лицу рыжего человека струится красная жидкость, и на него падает снег, сразу же тая и каплями скатываясь вниз.
– Люди! — воскликнул Ушия. — Перед вами тот, кто не должен быть здесь. Перед вами тот, кто не должен жить. Но он здесь и он жив!
Как в подтверждение своей жизни рыжий человек издал стон. Ушия посмотрел вниз на него и заговорил смелее. Не река Сома и не земля дала нам этого человека, а небеса! Разве можем мы отвергнуть дар небес?!
Толпа начала проговаривать, что-то невнятное. Ушия видел, что жители деревни, «закованные» в правила, небыстро делают выводы, и подталкивал их именно к тому решению, которое было нужно ему.
– Жители моей деревни, неужели вы сможете быть глухими к воле небес?! Как еще могло нам послать небо то, что оно хотело послать?! Именно так выглядит дар небес! Упавший и разбитый! Разве это не правильно!?
Толпа зашевелилась, послышались одобрительные возгласы. Ушия понял, дело идет к нужному завершению.
– Разве мы бросим на произвол того, кого даровали нам свыше?
И тут все жители закричали в один голос:
– Не-е-е-т! Конечно, не-е-ет!
Этого было достаточно, чтобы сохранить пришельцу жизнь, но этого было мало для Ушия из рода Мир. Он не хотел нести ответственность за это решение.
– Вы считаете, что этого человека нужно оставить у нас?
– Да! — завопила толпа.
– А где же, по-вашему, он будет жить?
И снова воцарилось молчание. Ушия ходил, раздумывая, пока и сам не зная, где же он пристроит пришельца. И тут рыжий мужчина что-то проговорил. И всем стало понятно, что этот язык никто не знает в деревне. Ушия засиял. У него родился план. Старейшина громко крикнул:
– Торговцы! Торговцы! Подойдите ко мне! — И толпа начала расступаться, выпуская из себя людей, проживающих около берегов.
Ушия повторил слова, произнесенные пришельцем, значения которых сам не понял, в надежде услышать, что торговцы знают этот язык. Но они сказали, что в первый раз слышат его.
– Но мой отец, — заговорил Идар из рода Шин, мужчина сорока зим, — скорее всего, знает этот язык.
Всем было известно, что род Шин давно ведет торговлю с различными селениями из-за камней. Их женщины знают по несколько языков и наравне с мужчинами ведут дела. Их дети учат язык земельных народов не по слухам в деревне, а именно на земле. Их туда отправляют родители постигать тонкости торговых наук.
– Хорошо, — сказал недовольно Ушия, в его планы, конечно, не входило повышать значимость торговцев в глазах односельчан, но для общего блага, а точнее, для личного блага, это было допустимо.
– Но мой отец стар, — добавил Идар из рода Шин. — Все знают, что я семнадцатый ребенок в его семье, и отцу не подняться со своей перины. Он не сможет прийти на пристань. Тем более в такой холод.
Это был именно тот ответ, какому мог обрадоваться Ушия.
– Конечно, — сказал он понимающе. И обводя взглядом всю толпу прокричал:
– Жители моей доброй и великодушной деревни, давайте не будем губить то, что не создавали, давайте будем милосердны и терпеливы! Примем же этого рыжего человека у себя до тех пор, пока отец рода Шин не переведет то, что говорит нам пришелец! Его устами говорит небо! Давайте же послушаем!
И все люди, собравшиеся на пристани, как один, кричали, одобряя решение Ушия. Но старейшина рода Мир был гораздо мудрее и, прощаясь с толпой, сказал:
– Спасибо мой народ. Я рад, что живу среди тех, кто так добр. Спасибо каждому, кто решил быть сегодня добрее, чем всегда. Спасибо вам за то, что позволили мне остаться добрым по отношению к этому бедняге. Небеса вас видят. Вы творцы нашего общего будущего, спасибо вам, мои мудрые соседи.
С этим словами Ушия ушел в толпу, чуть сгорбленный и невероятно счастливый. Собственное величие, хитрость и мудрость давали пищу его гордыне.
После ухода Ушия на пристани остались одни вопросы. Караул не знал, что делать дальше. Люди еще не понимали, помогать пришельцу или нет, торговцы не понимали, зачем этого рыжего бродягу им нужно тащить к отцу, которого никто из семьи лишний раз не беспокоит, а тут чужой человек из непонятного рода-племени.
И тут пришло время прославиться Року Хэму. «Как много людей», — думал он, — «нужно проявить себя. Когда еще такая возможность случится»!
Он вышел в центр поближе к лежащему и еле дышащему человеку и сказал:
– Ушия из рода Мир как всегда прав! Мы не можем бросить того, кто пришел к нам. Это закон! Закон, которого еще нет, но я хочу, чтоб он был! Нет такого закона делиться рыбой, но я делюсь с вами, нет такого закона быть честными, но торговцы честны с нами, нет такого закона каждый день приходить к пристани с рыбой, но мы это делаем! И нет такого закона помогать, но мы поможем!
Толпа ликовала. Возбужденные зеваки выкрикивали: «Ура!», и были готовы помочь. Рок Хэм понял, что он удачно сказал. И поднял вверх правую руку, в которой он держал гарпун, прихваченный с собой на всякий случай, для безопасности.
А торговец из рода Шин нервно скривился. Только он знал цену этим словам. Никогда Рок не делился рыбой, если этого не видит хотя бы пять-семь человек. Ведь он это делал не для сытости того, с кем делился, а для того, чтобы его поступок увидели. Никогда он не был честен с торговцами, на дне мешка всегда можно было найти задохнувшуюся рыбину, и тем более, торговцы и менялы никогда не были честны с ним. Это было сказано, скорее, для смягчения торговцев и улучшения их репутации в глазах соседей. И, конечно же, нет такого закона приходить к пристани с рыбой, но что ты будешь делать, если не будешь рыбачить? Умрешь с голоду? И если тебе удача сует в руки рыбу, не выкинешь же ты ее за борт лодки. Ведь всё то, что ты ловишь, ты меняешь на хлеб и удовольствия. Он не мог всего этого возразить вслух. Идар понимал, что после столь пламенных речей этого рыжего и бородатого дылду нужно тащить к отцу на лодку, а всё это только из-за того, что пришелец говорит не на языке поселения Гай. «Да где вообще гарантии, что отец знает этот язык. Ведь сколько раз он сам вел торговлю, не зная языка. Но с Роком нужно считаться. Он главный поставщик рыбы и любимец публики, а толпа уже неуправляема».
– Хорошо, — сказал Рок. — Значит, решим так: мы этого здоровяка тащим к лодке уважаемого Уда Шин. А он там нам переведет всё, что хотят небеса нам передать с этим человеком!
Толпа ликовала, и в этой толпе где-то далеко стояла Гея, двадцати зим от роду. И тоже имела на этот счет мысли именно те, которые ей разрешили иметь, которые она, без разрешения Ушия, не осмелилась бы пустить в свою голову.
Она думала так:
– Хорошо, что рядом со мной живут добрые люди. Мы не выкинули этого бедолагу, мы сохранили ему жизнь. Очень хорошо, что Ушия мудрый и добрый человек. Жаль, что только торговцы могут понять слова этого бедняги. Ведь они обязательно его сделают таким же лживым, как сами, если он останется у них. Вот если бы Рок Хэм забрал его к себе в лодку.
Так думала мама тогда, а за руку ее держала маленькая Ида Ра, получившая совсем недавно четвертую отметку в форме рыбы на спину. Через десять дней после этого происшествия у мамы появился я.
* * *
Сошел снег с пристаней, и рыжий человек стал появляться на людях. Ему никто не был рад. Вот странно, Ушия теперь называли Великим, с Роком из рода Хэм здоровались так, как будто он лучший друг небес, а этого человека сторонились.       
Всё, что знали о нем в деревне на воде, это то, что у него получилось найти общий язык с Уда из рода Шин. Что после знакомства с рыжим мужчиной древний торговец нашей деревни, встал с перины и даже иногда сам вел торговлю с рыбаками, чего не делал уже очень давно. Кстати сказать, это были худшие дни для наших рыбаков, ничего не получалось продать выгодно. И рыбаки ненавидели выздоровевшего «знатока торговли». И его целителя тоже, а вот весь род Шин, наоборот, был рад появлению этого рыжего великана: он был силен, и, как говорили, умен. Знал язык земных обитателей и пригодился в новом для него деле — торговле. Но к его имени не добавили  «из рода Шин», он так и остался без рода. Его длинное и странное имя Ирбрус давало всем понять, что он  чужак в этих краях.