Анталия с нестандартного ракурса

Барабанов Виктор
Анталия на российском рынке морских курортов занимает примерно такое же место, как универмаги типа «К-mart» в Штатах или «С&A» в Европе (разумеется, есть и другие дешевые сетевые универмаги). Большинство именно в них покупает себе трусы и носки, но предпочитает об этом не распространяться. В советское время наших туристов даже инструктировали люди в неброских костюмах мышиного цвета, примерно так: «В Париже за покупками идите в «Tati», но с пакетами из «Тати» в отель не приходите». Разрешали обменивать тогда советским туристам валюты - сущие крохи, а вот селили в приличных и даже дорогих отелях. Поэтому показаться там с пакетами дешевого универмага, это как сейчас заявиться в ресторан со своей сковородкой жареной картошки… Вообще-то, ширпотреб в таких магазинах - вполне приемлемого качества, а цены - заметно ниже, чем в мультибрэндовых аналогах. Так что разница, главным образом, в престижности и комфорте шопинга.Но ни то, ни другое, на потребительские свойства товара почти не влияет. Вот и с Анталией похожая история. Редкий россиянин, имеющий деньги для отдыха на морском курорте, не посещал Анталии или ее окрестностей, многие делали это неоднократно и собираются делать впредь. Но, если их спросить, где они предпочитают отдыхать, то многие ответят правду, но расплывчато: «На Средиземноморье». Замечу, что те, кто отдыхает в Ницце или Марбелье, всегда отвечают конкретно. Получается, что Анталия, и вообще турецкое побережье, у россиян считаются местами непрестижными. То, что эта непрестижность основывается на заблуждениях - стереотипах, которые русские сформировали сами себе, благодаря массовому невежеству и умственной лености, может убедиться любой непредвзятый и любознательный турист.

Стереотип № 1. Анталия это город прилета, из которого отдыхающего отвезут в прибрежный отель для шикарного пляжного отдыха по системе all inclusive. Сама Анталия, как морской курорт, интереса почти не представляет.
Стереотип № 2 . В город (собственно Анталию) можно съездить на шопинг в крупные торговые центры, а заодно посмотреть и сам город, хотя последнее не обязательно, т.к. ничего там особенного нет.
Стереотип № 3. Чтобы посмотреть наиболее интересные историко-архитектурные и природные достопримечательности, следует ехать на соответствующую специально организованные туроператором экскурсию, достаточно далеко от Анталии. Причем самостоятельно это сделать проблематично.
Стереотип № 4. Самостоятельное передвижение по Анталии (равно как и по любому другому участку побережья) небезопасно: автобусы падают в пропасти из-за плохих или переутомленных водителей; высока вероятность терактов; одинокие (молодые) женщины подвергаются приставаниям темпераментных южан; при самостоятельном шопинге (читай: без сопровождения), или рекомендаций гидов, вас непременно попытаются обмануть хитрые восточные торговцы…
Стереотип № 5. Цена отеля в Турции прямо пропорциональна качеству отдыха не только по степени доступности к алкогольным напиткам и деликатесам, но и по всем иным параметрам.
Что все из вышеперечисленного не совсем так, а, точнее, совсем не так, я и попытаюсь рассказать.

В Турцию мы с женой ездим отдыхать после майских праздников или в начале октября. Это, на наш вкус, самое подходящее время для солнечных ванн, (утром и на закате дня еще приятно лежать под прямыми лучами солнца), купания (вода бодрит, но в ней плещутся даже малыши) и экскурсионно-прогулочных мероприятий, что предполагает длительное пребывание на открытом воздухе (жена плохо переносит жару, которая начинается уже в июне, постепенно превращаясь в пекло).

Пляжный отдых в чистом виде нас не устраивает, следовательно, не устраивают и отели, расположенные далеко от интересной природной и городской среды, даже если шампанское там льется прямо из водопроводного крана.

Анталия по этим параметрам нам подходит максимально. Сам город в прибрежной линии является морским курортом с многокилометровой протяженностью пляжей. При этом Анталия - город-миллионник, с развитой инфраструктурой: торговые центры, где есть всё и по любой цене; крестьянские рынки, на которых кило ароматной клубники стоит 4 лиры (64 рубля); антикварные (не туристические) лавки, правда, нужно знать, где их искать; ювелирные магазины с шикарными подделками брендов из неподдельного золота; развитое транспортное сообщение, позволяющее легко и недорого перемещаться про городу и его окрестностям; наконец, медицинские центры, в которые за много километров по горной дороге мчат свернувших себе шею любителей экстрима и посадивших печень любителей неограниченных подходов к барной стойке с бесплатным алкоголем и разносолами шведского стола.

И, конечно, очаровательный старый город, с лабиринтом хорошо отреставрированных (отремонтированных) улочек, изящными лавками, стильными ресторанами, отелями-бутиками. Бродить здесь и даже заблудиться - настоящее удовольствие. Впрочем, по-настоящему заблудиться не позволит размер старого города и железная лента, вмонтированная в мостовую и тянущаяся либо в бухту-порт, либо к античным воротам Адриана, с которых обычно и начинается (заканчивается) прогулка. Но самое приятное в Анталии – это, всё же, сама городская среда. Город совершенно безопасен и дружелюбен, при этом даже в туристических районах города большинство составляют турки. И именно они создают ощущение безопасной, курортной среды. За две недели мы не столкнулись ни с одним фактом агрессивного поведения. Всего раз в магазинчике, покупая автобусную карту, увидал пьяного и сильно возбужденного парня. Он грязно ругался. И что удивительно, матерные слова у турок точно такие же, как у русских. Анталийские турки совершено европеизированы, в отношениях с окружающими доброжелательны, но не навязчивы. Чем-то похожи на наших провинциальных русских, тоже любят грызть семечки (семечки у них много крупнее наших), но, в отличие от русских, шелуху они аккуратно собирают в ладонь и потом бросают в урну…

Итак, решено. А в каком месте? Город очень вытянут вдоль побережья. Многое здесь зависит от удачного выбора гостиницы.

Как показал наш многолетний опыт и элементарные маркетинговый анализ, в Турции понижение звездности отеля и отказ от all inclusive уменьшает цену за отель куда меньше, чем падение качества предоставляемых услуг.

Наш востребованный уровень - пятерка, на нижнем диапазоне цен. При этом отель должен быть на первой линии, в месте, делающим одинаково доступной природную и городскую среду. Обязательны хорошая кухня, качественный сервис, но без особых понтов (типа круглосуточного кормления, моря алкоголя, огромной территории, всяческих массажных и анимационных услад).

Пятерки, востребованные у русских, в этой ценовой нише не устраивали нас по двум причинам. Во-первых, рестораны таких отелей предлагают излишне изобильный в количественном отношении шведский стол. Но только в количественном. Блюд много, но большинство из них - имитация разнообразия. Скажем, на десерт подано десять видов торта, но из них пять отличаются только оформлением. Ориентируясь на русский вкус, рестораны злоупотребляют салатами с майонезом, используя оставшиеся с прошлого дня продукты. Как правило, в таких ресторанах плохо готовят рыбу, используя некачественное сырье. И даже с овощами, которые в турецкой кухне особенно хороши, не слишком усердствуют, т.к. многие русские овощи недолюбливают.

Во-вторых, отели для русских этого уровня расположены так, что пойти на длительную пешеходную прогулку некуда, а ехать в интересные места - далеко.

Как решали эти проблемы мы.

Выбор наш остановился на отеле Porto Bella. Пятерка. Первая линия. Все прибамбасы типа spa, которые нам не нужны. При этом отель позиционирует себя и как курортный, и как бизнес-отель, являясь самым заметным в районе Лиман. В ценовом диапазоне он нам подходил и, главное, нас заинтересовало следующее. В отеле останавливаются главным образом турки и западноевропейцы (читай: немцы), т.е. русскими он еще не очень освоен. Отзывы о кухне на сайтах бронирования хорошие. Нетрудно было догадаться, что меню у них ориентировано на турецко-европейский вкус.

А значит, будут качественно приготовленные разнообразные овощи, рыба и десерты восточного плана. Второй решающий момент. От отеля вдоль пляжа идет прогулочная набережная длинной в пять километров, так что моцион с видом на море после обильного ужина обеспечен. Третий, для нас немаловажный, момент. Отель расположен в районе Лиман, - это западная оконечность Анталии, поэтому отовсюду красивый вид на скалистые остроконечные и причудливые горные вершины. В общем, море, горы, променад и удобства большого города здесь - в одном флаконе. Чем восточнее от Лимана, тем скромнее виды с территории отеля. Кроме того, из района Лиман совсем недалеко ехать по великолепной горной дороге до достопримечательностей, к Анталии не относящихся: античному городу Фазелис, грандиозному каньону Гейнюк, могучей горе Тахаталы, и много чему ещё. Выигрыш дает не только небольшое расстояние, но и отсутствие городского трафика, выезд из города - всего в паре километров.


В наших ожиданиях мы не ошиблись. Это важно. Залог хорошего настроения на отдыхе, это когда ожидание совпадают с полученным, или полученное немного больше ожидаемого. Главное, чтобы не было чего-то много меньше ожидаемого. Исходя из этого, отель Порто Белла мне очень понравился. В нем не было ничего, чего мы ждали, но не получили. Ну, разве что какие-то мелочи. Скажем, огромные безвкусные картины маслом морских пейзажей в холле. Но это мне, - коллекционеру картин, - они не пришлись по вкусу, а многие на их фоне делали селфи. Зато, некоторые вещи были приятным сюрпризом.

В первую неделю порадовал ресторан. Кормили даже лучше, чем мы ожидали. На ужин и даже на обед подавали по несколько блюд прекрасно приготовленной ягнятины. Овощи, как и ожидалось, готовились в большом разнообразии и великолепно (турецкая кухня знаменита именно овощами), а десерты, до которых супруга большая охотница (позволяет себе сладкое, только если десерт мастерски приготовлен), привели ее в полный восторг. В зал частенько выходил шеф-повар, обликом больше похожий на декана европейского университета, и мы скоро стали с ним раскланиваться и благодарить его за доставленные гастрономические радости. Народу в ресторане было в любое время немного, поэтому выкладка блюд всегда была практически идеальной, а пустые тарелки со стола убирались официантами мгновенно. Увы, через неделю в отеле случился аншлаг. В ресторане началась толчея, официанты перестали справляться с объемами, блюда пребывали в разбомбленном состоянии, но, главное - резко понизился ассортимент и частично качество блюд, по сравнению с тем, что было в первую неделю. Исчезла ягнятина, рыбные блюда стали проще и хуже. Так, несколько дней давали форель-гриль и больше никакой рыбы. Зато появилось много картошки фри, и даже жареные полуфабрикаты типа луковых колец, наггетсов или чего-то в этом роде… Впрочем, даже в этом варианте кормежка и обслуживание были вполне приемлемые. Да и мы уже наелись так, что зачастую обедали сыром, помидорами и оливками…

Приятной неожиданностью стало наличие специального сотрудника с функциями специалиста по пиару. Если у постояльца проблемы или просто есть желание пообщаться, - подойди в холле к столику, с миловидной девушкой… Это явное новшество. До сих пор в отелях постояльцы пребывали в двух состояниях: либо до их проблем (речь не идет о проблемах гостиничного сервиса) никому нет дела, либо их проблемы должен решать гид туроператора, который заточен на свои интересы (продать экскурсии, отправить клиента в шубный и ювелирный центры).

Миловидная девушка по имени Леся (с запада Украины), никаких задач, кроме общения с гостями отеля не имела и готова была обсуждать любые разумные проблемы. Так через пять минут общения Леся нарисовала нам на компьютерной распечатке схемы района Лиман, окрестные остановки и номера автобусов, потом посоветовала, где и как купить транспортную карточку. Все это мы нашли бы и сами, но методом проб и ошибок. С Лесей мы подружились. Даже вместе съездили на экскурсию в ее выходной. Словом, в этом отеле мы впервые столкнулись с услугой, которая предполагает просто общение. Однако ведь просто общения не бывает, оно либо скоро себя исчерпывает, либо перерастает в дружбу, а наличие в заграничном отеле человека, с которым ты можешь просто переброситься парой дружеских фраз и, которому, собственно, ничего от тебя не нужно, дорого стоит, хотя и не покупается за деньги. Не знаю, есть ли такая должность в других отелях Анталии, - вполне возможно. Но здесь не могу не воскликнуть: «Браво Порто Белло! Спасибо Леся, мы тебя помним и любим»…

Дальше был отдых, такой, какой нам по душе. С утра - купание и солнечные ванны. После обеда - поездки. После ужина - прогулки вдоль морского прибоя. Однообразно? Отнюдь. Правильный выбор сделал так, что все 15 дней в Анталии я помню и могу о них рассказать что-то интересное (если кто-нибудь спросит, конечно).

А сколько дней отдыха в Турции смогут вспомнить пленники трёх «об» (объелся, обпился, обгорел)? И чем для них Анталия отличается от Антиба?